Мы продолжаем рубрику полосы Monotheos, в которой отвечаем на вопросы читателей.
Вопрос: «Объясните, пожалуйста, как работают исламские банки? Хотелось бы донести матери, что нельзя класть деньги на сберкнижку, где накручивают проценты. Хочу показать ей разницу между дозволенным и запретным, с примерами, очень важно. Спасибо, надеюсь, вы меня поняли».
Исламские банки занимаются предпринимательской деятельностью: покупают и перепродают, инвестируют в бизнес клиентов и принимают от клиентов инвестиции в свой бизнес и т. д.
Таким образом, исламский банк не выдаёт кредитов, вместо этого он инвестирует в бизнес, участвуя в прибыли и неся убытки. Также исламский банк не берёт кредиты. Вместо этого он принимает инвестиции, и клиенты вместе с тем, что претендуют на прибыль, также делят с банком и убытки.
Это мотивирует стороны к соответствующему отношению и серьёзному подходу в выборе направления инвестиций и способствует увеличению производства товаров и услуг, делая банк сегментом реального сектора экономики. Также исламские банки в ходе конкуренции между собой стремятся работать всё более эффективно, поднимая мелкий и крупный бизнес.
Обычные банки, в отличие от исламских, не инвестируют деньги в бизнес и не принимают инвестиций. В России это запрещено законодательством. Они лишь выдают кредиты с условием их возврата с надбавкой, не участвуя в рисках, и также принимают кредиты.
Данной теме будет посвящена отдельная статья.
Вопрос: «Есть ли какое-нибудь определённое предпочтительное время для совершения намаза-истихара (намаз, который совершается, когда человек стоит перед каким-либо выбором или решением – «ЧК»), или же нет разницы когда его совершить?»
Специального времени, которое является предпочтительным для намаза-истихара, нет. Совершайте его, когда ваша голова свободна, вам легче сосредоточиться и быть искреннее.
Однако не следует совершать намаз-истихара в следующие промежутки времени в течение дня:
1) после совершения утреннего намаза до тех пор, пока солнце не поднимется на «высоту копья» (примерно 15 минут после восхода);
2) когда солнце подходит к зениту до тех пор, пока оно не отклонится от него (примерно 5 минут);
3) после совершения послеобеденного намаза до тех пор, пока солнце не зайдёт.
Аллах знает обо всём лучше.
Вопрос: «В нашей местности распространено привставать, когда проходят старшие. Это нельзя делать? Я не могу отучиться и очень стыдно сидеть».
Если в обществе так принято, и в случае, когда человек не встаёт, это воспринимается как неуважение к пришедшему, то следует вставать.
В противном случае, когда это не воспринимается как неуважение, постоянно вставать для каждого пришедшего не следует. Вставать будет желательным, когда человек прибыл из путешествия и тому подобных случаях.
Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сподвижники не вставали каждый раз, как он входил. Аллах знает лучше.
Вопрос: «Я учусь на водительские права, и на занятиях рассматриваются виды страховок. Скажите мне, пожалуйста, немного развёрнуто, почему в исламе это запрещено. Чтобы я могла точно и ясно ответить на вопрос об этом».
Классическое распространённое страхование запрещено шариатом, поскольку содержит элементы гарара (избыточная неопределённость в сделках), и риба (лихоимство, ростовщичество).
Гарар заключается в том, что исход сделки зависит от случая. Это основная причина запрета. То есть человек либо теряет деньги (это происходит в большинстве случаев), либо получает намного больше, чем он вложил (при наступлении страхового случая). Страховые компании обогащаются за счёт того, что собирают деньги с большого количества людей, выплачивая малому проценту из них гораздо меньшую в общем сумму.
Суть наличия в страховании элементов риба заключается в том, что исходом сделки часто становится обмен денег на деньги одной валюты с разницей. То есть человек вложил одну сумму и получил другую в той же валюте. Это один из видов риба (данной теме мы посвящали отдельную статью и напишем о ней ещё в будущем).
В случае, когда страхование является в государстве обязательным и без него, например, не разрешается управлять транспортным средством, оно допускается и по причине необходимости.
Однако следует отметить, что допускается лишь обязательное минимальное страхование. Аллах знает обо всём лучше.
Вопрос: «Учитывается ли инфляция при возврате долга? Например, заёмщик взял у займодавца в долг сто тысяч рублей. На момент возврата долга курс рубля по отношению к другим валютам упал. Должен ли заёмщик возместить ущерб займодавцу?»
Согласно устоявшемуся и распространённому мнению среди учёных-правоведов, инфляция при выплате долга не учитывается, и обязательным для заёмщика является возврат лишь той суммы, которую он взял. Долг, согласно шариату, относится к категории благотворительности, которая предполагает определённый риск. Поэтому займодавец не является в данном случае потерпевшим убыток, поскольку он получает награду Всевышнего Аллаха. Также следует отметить, что изменение курса валют может быть и в пользу займодавца.
В постановлении Академии исламского права (Маджмау ль-фикхи ль-ислямий) говорится: «…при возврате любого денежного долга учитывается количество взятых денег, а не их стоимость, поскольку долг погашается возвратом эквивалента. Таким образом, нельзя привязывать долговые обязательства (независимо от их характера) к уровню цен».
В постановлении Постоянной комиссии по фатвам (Аль-ляджнатуд-даима) говорится: «На должнике лежит обязанность вернуть ту сумму, которую он взял в долг, по требованию займодавца. Изменение цен не влияет на долг, независимо от того, поднялись они или упали».
Шейх Ибн Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: «Если денежная валюта была отменена или заменена другой, то в таком случае займодавец имеет право требовать её стоимость на это время или на время отмены. Если же действие валюты не отменено, то займодавец имеет право требовать только взятые деньги, независимо от того, увеличилась их стоимость или уменьшилась».
Таково мнение большинства учёных. Согласно мнению некоторых современных учёных инфляция при возврате денежного долга должна учитываться. Особенно при больших скачках и дефолтах. Это мнение выбрали шейхи Мустафа аз-Зарка, Абдуллах аль-Бассам, Умар Сулейман аль-Ашкар, Абдуррахман аль-Баррак, Вахба аз-Зухейли и некоторые другие (да помилует их Аллах).
Данный вопрос приобрёл особую актуальность в наше время, поэтому в ответе были приведены мнения современных учёных. Аллах знает обо всём лучше.
Вопрос: «Объясните, пожалуйста, почему нельзя вкладывать деньги в банк под проценты?»
Давать деньги в долг с условием, чтобы тебе вернули их с надбавкой – несправедливо. Иногда данная несправедливость может не ощущаться на конкретном примере. Однако это большое зло на уровне общественном, которое приводит к самым разным финансовым катаклизмам, отражающимся на судьбах тысяч и миллионов людей.
Да и в конкретных случаях ростовщичество не намного реже становится причиной сломанных жизней и разрушенных семей, чем, например, алкоголизм.
Чтобы лучше понять суть этого явления, можно проследить его последствия на примере макета общества из трёх человек.
Представьте, что все они производят определённые товары и услуги, и каждый имеет определённое количество валюты, посредством которой в этом маленьком обществе упрощается обмен активами. В один прекрасный день один из троих решил не работать. Вместо этого он будет давать деньги в долг своим товарищам с условием их возврата с надбавкой. К чему это приведёт? Валюта начнёт стекаться к новоиспечённому банкиру, за счёт чего он сможет покупать нужные ему товары и услуги и жить припеваючи, ничего не делая. Двое же его товарищей будут вынуждены постоянно «вкалывать», и вся их жизнь превратится в бремя возврата долгов.
Более того, им придётся взять на себя отрасль, которой раньше занимался ростовщик.
Справедливо?
Примерно то же самое происходит на глобальном общественном уровне. Поэтому Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо».
В данном аяте содержится одна из самых жёстких формулировок запрета из наличествующих в Коране и Сунне. Это говорит о важности запрета риба и большом зле, к которому приводит ростовщичество на индивидуальном и общественном уровне. Аллах знает обо всём лучше. ]§[
- 1 просмотр