Короткая память от «а» до «я»...

Повестка дня последней в этом году сессии Народного собрания Дагестана (прошла 20 декабря) была подчинена своей внутренней драматургии: в первой части сессии (до перерыва на обед) депутаты принимали поправки в Конституцию РД, утверждали бюджет на 2018 год, а затем спикер НС РД Хизри Шихсаидов подвёл итоги работы дагестанского парламента за год.

Такое построение работы сессии подразумевало, что главный зритель действа – врио главы РД Владимир Васильев, который на прошлой сессии присутствовал только на половине заседания парламента, сможет присутствовать на первой части заседания, а потом, когда объявят перерыв, уйти. В принципе, всё прошло так, как планировалось, кроме одного: Васильев не пришёл…

 

Мало культуры и банков…

 

Сессия началась традиционно, с выступлений представителей фракций. Коммунист Ахмеднаби Магомедов, говоря о защите прав потребителей, большом количестве фальсификата и некачественной продукции в магазинах и на рынках республики, аккуратно съехал на проблемы общественного транспорта. Магомедов дал, в принципе, объективную картину, говоря о том, что у водителей махачкалинских маршруток так и не сформировалось чувство уважения к ПДД, а также культура общения (справедливости ради отметим, что аналогичные чувства трудно привить и многим чиновникам). Он же призвал возродить существовавшую в 2000-х правительственную комиссию по защите прав потребителей, а также ввести в школе основы не только финансовой и налоговой культуры, но и потребления.

Справедливоросс Мурад Пайзулаев говорил о необходимости в республике развитой кредитно-банковской сферы. Он заявлял, что предпринимательству нужны не только гранты и льготные налоговые режимы, но и доступные кредиты. А их могут предоставить предпринимателям только такие кредитные учреждения, которые приспосабливаются под нужды клиентуры. Пайзулаев вспомнил времена, когда Дагестан был третьим в России по количеству банков после Санкт-Петербурга и Москвы, и плюс которых был в том, что они давали кредиты предпринимателям тогда, когда это отказывались делать госбанки. Закрытие этих банков оставило без работы очень многих банковских служащих, сетовал депутат. (Отметим, что, по мнению экспертов, абсолютное большинство банков в Дагестане занималось «обналичкой» и «отмывом» денежных средств и на самом деле давали работу сотням спортивных ребят, сопровождавших тяжёлые сумки и кейсы из Махачкалы в Москву «ЧК».) По мнению депутата, процедура одобрения кредитов у таких игроков, как Сбербанк или РСХБ, довольно трудоёмкая, поэтому малое предпринимательство уходит в серые схемы, самофинансирование и пр. Пайзулаев призывает создать Республиканский банк развития, учредителем в котором должны выступить Правительство РД и частные лица. Депутат уверен, что такой банк сможет стать эффективным механизмом инвестирования крупных проектов. В крайнем же случае – привлечь в республику филиалы московских банков.

Единоросс Амирхан Амирханов говорил об экологии, загрязнённости Каспийского моря и срочной необходимости в очистных сооружениях. Он напомнил, что соответствующий коллектор построен наполовину, что затрачено 5 млрд рублей, а нужно ещё примерно девять, и призвал, «пока не поздно», решить этот вопрос.

Приступив к повестке дня, депутаты довольно быстро утвердили поправки в Конституцию РД. Теперь, после вступления их в законную силу, НС РД наравне с главой РД сможет согласовывать кандидатуру прокурора РД, требовать ежегодного отчёта главы республики о результатах деятельности Правительства РД, заслушивать информацию руководителей территориальных органов федеральных органов власти. Помимо этого, парламент закрепил за собой конституционное право утверждать порядок осуществления стратегического планирования, а за главой РД – конституционную обязанность представлять парламентариям «проект республиканского бюджета и отчёт об его исполнении, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности госпрограмм, ежегодные отчёты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития РД».

 

Рука Москвы

 

Затем был утверждён бюджет РД на 2018 год и плановые 2019–2020 годы. В следующем году расходы бюджета перевалят за 100 млрд рублей.

Несмотря на это, объём трансфертов из федерального бюджета на 2018 год уравнялся с уточнёнными назначениями на год текущий – около 75,3 млрд рублей. С 2016-го федеральное финансирование подорожало на 10,6 млрд. В известной степени это связано с тем, что в 2017-м федеральному бюджету пришлось закрывать финансовую дыру, которая образовалась в республике после неудачной продажи газовых сетей. В первоначальной версии закона о бюджете на текущий год правительство приняло бюджет по доходам в сумме 99,6 млрд, предполагающий около 31,7 млрд собственных доходов. Из них 8,2 млрд – доходы от продажи ГРС. В расходной части был постатейно расписан способ их употребления, но первые 4 млрд расходов сократили уже в марте этого года….

Ситуацию скорректировала поездка Владимира Васильева к Владимиру Путину. Васильев сумел получить для республики 3,2 млрд из резервного фонда президента, а также (несмотря на заявленное им нежелание так поступать) 910 млн рублей в качестве бюджетного кредита под 0,1% от Минфина РФ.

На этой сессии депутаты, внеся поправки в бюджет текущего года, утвердили, на что потратят эти 4,1 млрд рублей. 40% из них, утверждает вице-премьер и министр экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфов, пойдут на выплаты зарплат бюджетникам.

Республике не удалось удержать госдолг. Ранее удалось избавиться от всех коммерческих кредитов, заместив их частично бюджетными, поэтому ещё в ноябре замминистра финансов Али Исламов прогнозировал, что на 1 января 2018 года его величина составит 10,2 млрд. Теперь же, согласно поправкам, его сдвинули до 13,8 млрд. Зато на 24 млн удалось сократить долги по госгарантиям, заплатив «Росагролизингу» по обязательствам «Дагагрокомплекса».

На следующий год Белый дом предусмотрел в бюджете более миллиарда рублей, чтобы погасить долги по второй госгарантии, выданной предприятию на кредит АКБ «Инвестторгбанк». Таким образом, на начало 2019 года планируют снизить долю гарантий в структуре госдолга: до 593 млн вместо принятого в первом чтении 1,7 млрд. На данный момент он держится на уровне 2 млрд. Напомним, что ещё на этапе проектирования казны правительство надеялось договориться с банком и раздробить выплату этой суммы на три года. Брать на себя подобные обязательства в следующем году Белый дом не намерен.

В общем прогнозируется, что госдолг на 1 января 2019 года спустится до 11,5 млрд (в первом чтении анонсировали цифру 9,2 млрд).

Доходной части бюджета РД 2018 года удалось перевалить за 100 млрд рублей благодаря трансфертам из федерального бюджета в четыре с лишним миллиардов. Также вырос объём прогнозируемых собственных доходов на 1,2 млрд рублей, то есть до уровня 2016 года – до 25,2 млрд. В том числе за счёт налога на прибыль на 294 млн и НДФЛ на 340,6 млн. Также Москва изменила норматив начисления акциза на ГСМ, поэтому ожидаются дополнительные 450 млн в дорожный фонд. Всего доходная часть составит 100,5 млрд, расходная – 99,8 млрд. Профицит – 772 млн рублей.

Но остались расходные статьи, которые в бюджете на следующий год так и не учли. Например, бюджет проигнорировал ФФОМС, которому уже второй год должен вернуть 967 млн за неработающее население, но не может найти законного механизма возврата этих средств.

Руководитель комитета НС РД по бюджету, финансам и налогам Сейфулах Исаков на сессии упрекнул власть в том, что она пренебрегла советом по оптимизации своей структуры и подведомственных учреждений.

Эти предложения исходили от Комитета и Счётной палаты РД и озвучивались, в том числе на публичных слушаниях по проекту бюджета. Правда, потом к трибуне вышел премьер Абдусамад Гамидов и постарался реабилитировать правительство: «Мы эту работу (по оптимизации – «ЧК») провели и будем её реализовывать. Нас сдерживает то, что при смене названий и объединении министерств нужно открывать новые счета, печати, ИНН. На это уйдёт практически месяц. Посчитали нецелесообразным то, что люди с Нового года не смогут получить зарплату. Поэтому решили подождать. Когда глава утвердит новую структуру, эту работу мы оперативно проведём».

Зато учли деньги на развитие виноградарства, к чему на слушаниях призывал куратор дагестанского виноградарства, спикер НС РД Хизри Шихсаидов. Теперь республика будет спонсировать лишь тот виноград, что удалось сдать на предприятия. Новый вид субсидии составит 1 рубль за каждый килограмм. Всего на это заложено 100 млн. То есть бюджет готов вложиться в 100 млн кг винограда.

Между тем эти планы вызывают ряд вопросов. Во-первых, потому что фактический сбор всего урожая винограда в 2016 году составил около 149 млн кг, из них столовых сортов – 62,1 млн кг.

Во-вторых, по мнению экспертов, производители алкогольной продукции почти не покупают виноград у производителей (несмотря на низкую закупочную цену), предпочитая приобретать виноматериал за границей…

Депутаты Народного собрания Дагестана завершили этот год активно: благодаря одних политиков, забывая других...

 

Музейный экспонат

 

Бюджет сохранил социальную направленность, а с учётом неослабевающего спроса по майским указам усугубил её. По всем категориям граждан на повышение зарплат предусмотрено около 7 млрд рублей, из них по указам – 2,5 млрд. 768 млн предусмотрено на повышение зарплат низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы, которые не подпали под их действие. В итоге анонсируется, что средняя зарплата по республике составит 23 400 рублей.

Применимо к расходам на национальную экономику  поправки предполагают рост финансирования министерства труда и социального развития (около 145 млн на мероприятия в сфере занятости), докапитализацию «АО «Дагагроснаб» на 100 млн. В Корпорацию развития Дагестана вложат 218 млн на поддержку инвестпроектов.  Кроме того, по части культуры более 46 млн рублей получит Минстрой РД на докапитализацию фонда «Россия – моя история. Город Махачкала».

Напомним, что здание одноимённого музея входило в комплекс из четырёх спортивных объектов: гостиница, универсальный спорткомплекс с шестью залами, бассейн и спорткомплекс на 5 тысяч мест (зрительный зал, где должны были проходить соревнования). Последний объект стоял долгостроем в течение 14 лет, после было решено сделать из него исторический центр. «Решили, что раз в Дагестане функционирует большой универсальный зал им. Али Алиева на 5 600 мест в Каспийске, нецелесообразно строить ещё один рядом с Джума-мечетью. В каспийском зале мы проводим в год условно четыре больших соревнования. Всё остальное время он пустует, а на содержание мы тратим в год 30 млн рублей. Поэтому решили вместо зала сделать музей», – пояснил на сессии Абдусамад Гамидов.

Он также пояснил, что Минспортом принято решение сдать универсальный зал в следующем году (в бюджете республики предусмотрят на это 224 млн рублей).

Премьер также добавил, что министерство пожалело средства на завершение строительства гостиницы, поэтому было принято решение передать её одноимённому фонду (100-процентная собственность республики). «Вложили туда около 131 млн и ищем инвестора, чтобы эту гостиницу сдать», – пояснил премьер.

Напомним, что передача этого комплекса и гостиницы на баланс Дагестанского некоммерческого фонда «Россия – моя история» вызвала вопросы у прокуратуры. По мнению проверяющего органа, правительство Дагестана нарушило ст. 31 ФЗ «О некоммерческих организациях», по которой ОГВ не могут передавать в собственность некоммерческим организациям государственное имущество. А согласно ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» невозможно безвозмездное отчуждение имущества в собственность физических или юридических лиц, а только за плату либо посредством передачи акций АО. В начале декабря прокуратура направила исковое заявление в Арбитражный суд РД.

Также к 2019 году Гамидов анонсировал сдачу в эксплуатацию бассейна. Он добавил, что к моменту сдачи музея остальные три объекта облицевали в долг, «чтобы всё выглядело красиво». Как пояснили в Минфине, облицовку и благоустройство парковой зоны делали по требованиям администрации президента.

Как ранее писал «Черновик», Минстрой РД увеличил смету на строительство от 150 до 504 млн рублей. В итоге в бюджете на 2018 год правительство планировало предусмотреть 354 млн рублей, чтобы погасить эту задолженность. Это условная цифра, так как Минстрой РД не предоставил обоснование по расходам. За бюджет 2018 года 72 депутата проголосовали за, 10 – против.

 

Память и забвение…

 

Практически в середине заседания НС РД Шихсаидов выступил с докладом о деятельности парламента в уходящем году. Было озвучено, что за 2017 год НС РД провело 7 публичных слушаний, 13 круглых столов, 11 сессий, на которых приняло 115 законов, 90 постановлений. «Для повышения уровня жизни пенсионеров и определения социальной доплаты к пенсии установлена величина их прожиточного минимума на текущий год. Благодаря усилиям депутатов удалось максимально поднять её величину до 8 тыс. 680 рублей», – заявил спикер. Он призвал депутатов быть ближе к народу, усиливать роль парламента в жизни республики. Он же предрёк парламенту и Дагестану серьёзное политическое переформатирование: в следующем году в НС РД поступит законопроект, предусматривающий избрание 50% депутатов по партийным спискам и 50% – по одномандатным округам. Отметим, что перед уходом на новогодние каникулы в регламент НС РД были внесены поправки, увеличивающие количество депутатов на профессиональной основе: от 28 до 32 человек.

«Такая процедура выборов будет более эффективной и демократичной. Много было обращений, много было жалоб, что нет такой возможности. Идут демократические процессы, я думаю, что настала пора менять закон и дать возможность, чтобы люди могли по одномандатным округам тоже выдвигаться и баллотироваться в депутаты Народного собрания. Я думаю, что это будет поддержано депутатским корпусом», – говорится в докладе Шихсаидова.

Спикер в контексте необходимости активной работы депутатов с населением упомянул и грядущие президентские выборы. «Очень важно, чтобы мы оперативно влияли на те запросы, которые поднимают люди из поселений, из городов и районов, потому что, когда они увидят, что власть видит, слышит их и решает вопросы, то и на выборы придут, и проголосуют, и всё остальное. Нам нужно делами подкрепить свои слова. Думаю, все согласятся со мной, что одна из главных наших задач на предстоящий период – это обеспечение качественной подготовки и проведения избирательной кампании. Над этим нам надо всем усиленно работать. В чём это заключается? Заключается в том, что выборы должны быть легитимными, что на выборы должны прийти люди и проголосовать. А для этого мы должны их убедить, чтобы они пришли. Для этого мы должны и вчера, и сегодня, и завтра решать те вопросы, которые возникают в повседневной их жизни, и начало этому уже есть», – агитировал с трибуны коллег Шихсаидов. Агитация выразилась и в поддержке спикером выдвижения Владимира Путина на пост президента России. Шихсаидов обозначил этот шаг как ожидаемый всеми благодарными Путину дагестанцами «за всестороннюю помощь».

Вице-спикер и по совместительству лидер фракции КПРФ Махмуд Махмудов, судя по выражению лица и небольшому ёрзанию, боролся с желанием напомнить, что есть и другие кандидаты в президенты страны, но... что-то, видимо, его сдержало.

«Люди постарше хорошо помнят 90-е годы, когда руководили страной другие люди, по несколько месяцев люди не получали зарплату, не получали детские пособия по 6–7 месяцев. В Махачкале на улицах была темень, невозможно было ходить, не хватало там чего-то… За этот короткий исторический промежуток времени под руководством Путина удалось восстановить управляемость в стране, многое сделать в экономике, и мы это на себе ощущаем… Всё познаётся в сравнении», – заявил Шихсаидов депутатам, которые полчаса назад приняли поправки в бюджет 2017 года, позволяющие расплатиться с полугодовой задолженностью по зарплате, детским пособиям и пр.

Шихсаидов с десяток раз упомянул в докладе президента России, где-то пять раз поблагодарил Владимира Васильева (в частности, за то, что он укрепляет стабильность в республике), депутатов и правительство, но… даже намёком не вспомнил экс-главу РД Рамазана Абдулатипова, ушедшего в отставку два с небольшим месяца назад.

«Вы сами наблюдаете и чувствуете, видите: вот за эти два там с небольшим месяца он (Васильев) не стал революционными методами второпях решать многие вопросы. Всё делается обдуманно, всё анализируется, поэтому такая работа будет продолжена и впредь. И это мы должны понимать и быть готовыми, вместе с ним работая, разделять вместе с ним ту ответственность, которая ложится на нас, на власть», – своеобразно, наверняка от имени многих представителей старой команды, поблагодарил Шихсаидов нового руководителя Дагестана за сохранение их статус-кво. Но вот надолго ли этот статус?

Завершилась сессия ещё одним актом «забвения»: депутаты освободили Хасбуллу Гаджигишиева и Магомедрасула Омарова от должности аудиторов Счётной палаты РД. Вопрос с Гаджигишиевым, до своей работы в Счётной палате РД возглавлявшим Минтруда и соцразвития РД, депутаты решили легко.

Председатель СП РД Билал Джахбаров сообщил им, что Гаджигишиев нарушал должностные полномочия, вовремя не сдавал материалы проверки, а также в отношении него МВД по РД и УФСБ РФ по РД проводятся проверки на предмет возбуждения уголовного дела в период, когда тот возглавлял Минтруд и МКУ «Комитет по строительству».

С увольнением Омарова вышла небольшая заминка: Джахбаров перечислил те же нарушения (кроме претензий силовиков к аудитору), в свою очередь, депутат Магомедхан Арацилов попросил коллег перенести этот вопрос на следующую сессию, так как увидел в этом вопросе неясности. «Вы говорите, что он нарушил 21-ю статью регламента Счётной палаты… Как он мог это сделать, если там всего 19 статей? Кроме того, претензии по неисполнению служебных полномочий вы предъявляете за тот период, когда он был в отпуске… Давайте перенесём этот вопрос на следующую сессию», – заявил депутат.

Муртузали Муртузалиев попытался защитить Омарова

Его поддержал депутат Муртузали Муртузалиев, который привёл те же аргументы, что и Арацилов, дополнив разве что утверждением о возможном обращении Омарова в суд. «Не попадём ли мы все потом, когда он в судебном порядке восстановится, в неловкое положение? Вы говорите, что он не выполнял такие пункты, такие-то решения… А куда вы смотрели тогда, когда он не выполнял?» – спросил Муртузалиев.

Общая логика ответов как Джахбарова, так и Шихсаидова свелась к тому, что оба аудитора нарушали регламент и порядок работы палаты, а также то, что на прошлой сессии был принят закон о сокращении количества аудиторов и поэтому перенос вопроса на следующий год невозможен. «Сам Омаров, когда вопрос об освобождении его от работы обсуждала комиссия, признал эти моменты», – сообщил Джахбаров.

Спикер НС РД дополнил историю вопроса. «Процесс оптимизации СП РД шёл не один месяц, любой депутат мог пойти туда, поинтересоваться, как он осуществляется, встретиться с аудиторами. Если вы считаете, что он (Омаров) достоин, то тогда назовите, кто там не достоин… И сейчас здесь разводить это всё… Я бы начал сейчас напоминать, как это всё происходило, но не хочется портить настроение кое-кому… Это всё известно, если кому неизвестно, зайдите ко мне в кабинет, я вам всё объясню, как происходило это всё… На этапе, когда утверждают аудитора, надо вникать, потянет ли человек эту работу или не потянет, как он прошёл, кто ходатайствовал, какие были звонки… А теперь эти звонки действуют на наших некоторых коллег, и они эти вопросы здесь поднимают… Раз сказали «а», то надо говорить и «я»… Ставлю вопрос на голосование…» – прекратил полемику по этому вопросу Шихсаидов… ]§[ 

Номер газеты