Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл усовершенствовать нравы. Он не пришёл искоренить ранее сложившуюся позитивную мораль, чтобы построить новую. Наоборот, он утвердил все нравственные ценности, которые в то время были у арабов и ещё находились в состоянии первозданной чистоты.
Подобным же образом кавказская ментальность основана на ценностях ислама и к индивидууму передаётся именно через традиционность общества. Поэтому можно заметить разницу между двумя соблюдающими мусульманами в их поведении в обществе. Этика поведения в обществе молодого парня или девушки, воспитанных в традиционной среде, сильно отличается от поведения их сверстников, воспитанных в нетрадиционной.
Почему это происходит? Потому что поведение человека нормирует именно общество. Каждый человек всегда знал своё место в обществе с традициями и культурой. Женщина, встречая мужчину, сторонилась и давала ему проход. Дома верховенство мужского слова было общепринятым, бесспорным вопросом. В то же время женщина являлась символом чести и достоинства для мужчины. Для горца женщина всегда ассоциировалась с почтением и заветностью. На годекане, если перед мужчинами проходила женщина, мужчины прекращали смех, чтобы она не подумала, что смеются над ней. Таким образом, существовало множество норм и приличий, перешагивания через которые наши предки просто не представляли. Хоть многое из этого этического наследия утеряно, но так же многое ещё сохраняется, передаваясь из поколения в поколение. Нам нельзя давать распыляться остаткам этих моральных ценностей.
Элементарные адабы
Думаю, не трудно догадаться, почему значительная часть мусульманской молодёжи, хоть и пытающаяся довольно строго соблюдать религию, не имеет простейшего этикета в обществе старших, почему многие из них не имеют представления о стыде и о других поведенческих установках.
Один практикующий мусульманин своим поведением демонстрирует предельное уважение к старшим, а второй – крайне далёк от этого. Первый в присутствии старших родственников видит для себя второстепенную роль и чувствует себя немного скованно, а второй – не имеет представления о таких вещах и чувствует себя гораздо более распущенно перед своим старшими родственниками. Например, может позволить себе хохотать в присутствии отца или дедушки, протягивать в их сторону свои ноги, или не сдвинуться с места, когда кто-нибудь из них входит в комнату. Как в народе говорят, «не чувствует их».
Конечно, подобное отсутствие элементарных адабов встречается не только в семейных отношениях, это проявляется повсеместно, в общем поведении человека в обществе. И на Кавказе, и за его пределами; и в мечетях, и в соцсетях... Такие люди, заходя в мечеть, могут чуть ли не лёжа послушать урок или лекцию. Могут позволить себе проверочные или провокационные вопросы знающим людям. Спорить с ними, ссылаясь на то, что они исправляют ошибки. Сами в это время ходят в обтянутых джинсах и с размахом жуют жвачку перед людьми. А если такому сделать замечание, то он обязательно нагло ответит: «...а что в этом такого, нет же запрета в исламе!»
Национальная
самоидентичность
Поэтому сохранение сформировавшейся в обществе морали является крайне важным. В советский период религиозная составляющая этой морали была нами почти утрачена, но в силу перечисленных в первой части статьи причин многие национальные особенности, в том числе и языки горцев, сохранились. Также нужно заметить: сегодня идёт тотальное искоренение всего горского. В этом, с одной стороны, участвует ослеплённая светской культурой интеллигенция, которая видит родную культуру и языки тяжёлой ношей в процессе интеграции в мировую культуру. С другой стороны, это неорелигиозная молодёжь, которая в силу своего отчуждения от традиционности не понимает важности традиционного общества. Отсюда становится очевидной важность сохранения языков как одного из средств сохранения нашего мусульманского своеобразия.
Суждения о том, что вопрос сохранения национальной самоидентичности противоречит шариату, являются неверными. Наоборот, если национальное самосознание в силу его тесного переплетения с религией является вспомогательным фактором сохранения религии, то оно шариатом только поощряется.
Национализм
Любить свою нацию, тяготеть к своей родине, любить свой народ, переживать за него – в этом нет ничего предосудительного. Это часть естественной человеческой природы. Просто нельзя давать этим чувствам предпочтение перед более важными жизненными идеалами. Поэтому каждый человек стремится призывать в ислам именно свой народ, переживает за спасение именно своего народа. Примерами в этом для нас были пророки и посланники Аллаха. Священный Коран изобилует рассказами об этом. Из таких примеров – пророк Ибрахим, его стремление призвать своего отца, сохранявшееся до тех пор, пока последний не стал прямо враждовать со Всевышним.
Мы знаем историю пророка Юнуса, которого Всевышний наказал за то, что он разозлился на упрямство своего народа и ушёл от него, оставив призыв на пути к Всевышнему Аллаху.
Национализм – другая крайность
То, что запрещается шариатом – это чрезмерная приверженность своей нации, доходящая до степени принижения других. Это и есть всем нам известный национализм. Отношение ислама ко всему, что приносит раскол в мусульманском обществе, крайне негативно. Особенно если речь идёт о принижении достоинства людей, приобщении себя к «особому происхождению». «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» – аяты Корана чётко и ясно демонстрируют позицию религии по вопросу превосходства одной нации над другой. По этому принципу жил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и вся его умма после него. «Тот, кто отстал по причине своих дел, не догонит по причине своего происхождения», – говорил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).
Если одна часть дагестанского общества равнодушно относится к проблеме потери национальных ценностей, то другая часть, к сожалению, падает в другую крайность – в крайность национализма. Эта проблема не менее значимая и даже, можно сказать, более опасная для кавказских обществ, чем первая. Так как масштабность национализма – это в перспективе междоусобица и межнациональная рознь. К сожалению, в каждой нации имеются люди, которые крайне недолюбливают представителей иных наций. Хоть этот порок и распространён в основном в среде простых масс, к сожалению, иногда его проявление можно заметить даже среди интеллигенции, чиновников и иных подобных слоёв населения. Не стану вдаваться в подробности причин появления этого порока в кавказских обществах, так как тема достойна отдельной работы. Но одно можно сказать точно: это новшество на Кавказ было во многом привнесено извне и создавалось искусственно ещё со времён завершения Кавказской войны в XIX веке. Ничего хорошего для кавказских народов оно не сулит. ]§[
- 10 просмотров