За весь уходящий год так много приходилось говорить о дагестанской политике, что в итоговой колонке хотелось бы остановиться на событии, которое, на первый взгляд, не слишком значительно, хотя в действительности оно хорошо демонстрирует многие актуальные тенденции развития Дагестана. Речь идёт о встрече миллионного пассажира в махачкалинском аэропорту, которая состоялась 12 декабря.
Ещё несколько лет назад это был, возможно, худший аэропорт в российских региональных центрах. Один раз отстояв трёхчасовую очередь на регистрацию на московский рейс и глядя, как работники аэропорта вручную относят чемоданы пассажиров на досмотр (притом, что багажная лента – это изобретение вовсе не XXI века), я, помнится, думал, что больше никогда не полечу отсюда – просто из экономии нервов. Но буквально на глазах аэропорт стал другим – не идеальным, конечно, но во всяком случае не вызывающим ассоциаций в духе «до основанья, а затем».
Стоит напомнить, что ещё в 2010 году пассажиропоток приснопамятной авиакомпании «Авиалинии Дагестана» составлял 384 тысячи человек, а поскольку других перевозчиков в Махачкале, в сущности, не было, эта же цифра отражает и количество пассажиров, обслуженных аэропортом. Для почти трёхмиллионного населения Дагестана количество явно смехотворное. Даже нынешний миллион с небольшим явно не выглядит пределом – рынку есть куда расти.
Начиная с 2015 года «Черновик» регулярно публикует рейтинги крупнейших компаний Дагестана, задаваясь, по существу, одним и тем же вопросом: как стимулировать в республике процесс быстрого роста предприятий, от которого в конечном итоге выиграют все? Пример махачкалинского аэропорта даёт на этот вопрос вполне очевидные ответы.
Во-первых, почти трёхкратное увеличение пассажиропотока за несколько лет – это прямой результат формирования на рынке авиаперевозок Дагестана здоровой конкурентной среды. Махачкала была чуть ли не последним аэропортом России, где и наземные услуги, и перевозку пассажиров осуществляла одна компания-монополист – стоило ей уйти, как в Дагестан почти сразу пришли ведущие игроки воздушного рынка. Как следствие, сразу же снизились цены на билеты – прежние времена, когда билеты стоили «как самолёт», а достать их само по себе было приключением, сейчас вспоминаются как дурной сон.
Во-вторых, быстрое развитие аэропорта было бы невозможно без вложений в модернизацию его инфраструктуры. Реконструкция взлётно-посадочной полосы позволила принимать в Махачкале все современные ближне- и дальнемагистральные самолёты, а не только советские «тушки» (что, опять же, давало преимущество почившему монополисту). Привели в порядок и площадь перед аэровокзалом, которая раньше представляла собой типичный махачкалинский пустырь.
В-третьих, аэропорт обрёл эффективного собственника, который нацелен на развитие этого актива, а не на выжимание из него последних соков, и этому собственнику, что не менее важно, не ставят палки в колёса. Не надо ему объяснять и такую простую вещь, что именно аэропорт создаёт первое впечатление о республике, в том числе туристов и инвесторов, которые в Дагестане и так не выстраиваются в очередь.
Из всего этого так и напрашивается резюме: вот они, готовые рецепты для роста в других отраслях дагестанской экономики – остаётся только брать и делать. Но реальность, увы, не позволяет масштабировать этот опыт в автоматическом режиме. Прежде всего, не каждого собственника дагестанских компаний зовут Сулейман Керимов. Далеко не на каждом рынке государство чётко обозначило правила игры, как это было в аэропортовой сфере, где уход от монополизма декларировался на самом высоком уровне. Очень немногие предприятия Дагестана имеют возможность изыскивать средства для модернизации своих фондов. Наконец, мало кто из дагестанских предпринимателей вообще всерьёз задумывается о долгосрочном развитии своего бизнеса. Поэтому пример аэропорта пока выглядит «штучным товаром», но и это уже больше, чем ничего, из которого, как хорошо известно, не рождается ничего. Как бы критически мы ни относились к ситуации в экономике Дагестана, она всё же смогла породить достойные образцы современных предприятий, которых в наступающем году, будем надеяться, станет хотя бы немного больше. ]§[
- 5 просмотров