В выборном кругу

В среду, 10 января, в редакции «Черновика» прошёл круглый стол «Президентская кампания – 2018: что ждать от выборов?». Несмотря на огромное количество кандидатов (около 70), выдвинувшихся на пост президента России, преимущества, как это видно и по соцопросам, и по результатам предыдущих выборов, у партийных структур. Обсудить положение своих кандидатов именно с точки зрения их необходимости российскому электорату, а также оценить перспективы избирательного процесса, насколько он легитимно пройдёт, собрались представители дагестанских отделений партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Яблоко».

По мнению руководителя ДРО партии «Яблоко» Альберта Эседова, дагестанцы привыкли к отсутствию выборного процесса. Из года в год они наблюдают соревнования в «ловкости фальсификаций» и следят за тем, какой в этот раз организаторы выборов придумают ход, чтобы сфальсифицировать результаты и подключить административный ресурс. Как следствие, за десятилетия такого процесса люди перестали доверять институту выборов и органам власти. Что касается выборов марта 2018 года, по мнению Эседова, ничего не предвещает повышения явки, «тем более что не баллотируется наш брат-сват, хотя мог». Громкие заявления, к примеру, о выдвижении в качестве кандидата в президенты России Айны Гамзатовой, по его мнению, сопровождались некачественным информационным сопровождением.

Хайбула Малачилов: «Американцы хотят убрать Путина»

«Я представляю, если бы этот кандидат был допущен, он был бы дискредитирован в глазах его же сторонников», – заявил он. По мнению Эседова, команда Гамзатовой не планировала переходить к сбору подписей, так как «изначально была цель пошуметь». «То, что случилось (отказ в регистрации Гамзатовой – «ЧК»), не приведёт к увеличению явки, а наоборот. К самому процессу выборному недоверительное отношение со стороны мусульман, которые особо не вдаются в подробности, что там произошло, как этот процесс проходит. Для них достаточно, что какой-то избирком не допустил их кандидата, а как это было, их не волнует…» – считает Эседов.

Он рассказал, что его партия в республике сталкивается с тем, что люди отказываются ставить подписи за их кандидата, Григория Явлинского, потому что запуганы. «Сегодня я поставлю подпись – завтра меня уволят», – озвучил опасения людей Эседов.

Руководитель ДРО КПРФ Махмуд Махмудов сначала решил обрисовать социально-экономическое положение страны: кризис продолжается, падение уровня жизни населения продолжается, численность населения снижается, 60% оборудования промышленного производства изношено, идёт процесс обнищания массового населения и обогащения узкого круга олигархов.

По мнению Рустама Османгаджиева,  достойная замена Путину – Жириновский

Он рассказал, что после распада СССР более 60 трлн рублей вывезено в зарубежные оффшоры, а государство не прилагает усилий, чтобы их вернуть. Махмудов вспомнил имущественное расслоение в Америке 30-х годов, которое являлось стимулом для назревания конфликтов, дотационность республики, которую можно было бы избежать, и экологическую ситуацию. «Видя все эти проблемы, наша партия очень серьёзно относится к выборной кампании. Не так, как некоторые, которые пытаются самоутвердиться и устраивают шоу. Я думаю, что для серьёзной политики это неприемлемо», – сказал Махмудов. Он рассказал, что кандидатура директора ЗАО «Совхоз им. Ленина» Павла Грудинина, которого КПРФ выдвинула в качестве кандидата в президенты, много обсуждалась партией и была одобрена, потому что тот ставит перед собой цель возродить страну. «Этот человек – хороший хозяйственник, хороший экономист, который делом показал, как надо работать и создавать условия на территории, которая ему вверена. На территории совхоза он создал маленький рай для человека», – уверял представитель КПРФ.

 

«Целенаправленная агитация»

 

Член регионального политсовета ДРО «Единая Россия» Хайбула Малачилов считает, что в стране есть политическая конкуренция, «но она сложная». «В нашей стране 74 политические партии, 21 партия приняла участие в выборах 2016 года. В Госдуме представлены четыре партии, и это результат политического процесса. Это реальные участники политического процесса! У нас много активных людей, которые, если их не включат в списки кандидатов, будут искать обходные пути, будут использовать любую политическую силу. Это говорит о том, что политическое поле не меняется от того, что вышла какая-то партия!» – сказал Малачилов. По его мнению, 76% «Единой России» в Госдуме – это реальный показатель предпочтений избирателей. Соответственно, предпочтения большинства дагестанских избирателей, как дал понять единоросс, на стороне Владимира Путина.

Представителю партии власти был задан вопрос: если результаты выборов действительно показатель выбора избирателей, то почему 1/3 опрошенных не верят в выборы, как это показывает опрос «Черновика». Малачилов ответил, что скепсис людей к выборам – это результат «целенаправленной агитации, целью которой является сместить лидера страны». «Нас хотят столкнуть. Сам факт того, что американцы хотят убрать Путина, говорит о том, что этот человек на месте», – считает он.

– Ваша риторика о том, что Запад хочет убрать Путина, звучит в последние 16 лет и, как правило, тогда, когда сложно ответить на вопрос по существу, – возразил модератор круглого стола Магомед Магомедов.

 – Она будет звучать ещё шесть лет, до тех пор, пока американцы не поставят своего человека, – настаивал Малачилов.

– Как могло случиться, что за 16 лет не было сформировано политической системы, которая могла бы отражать удары американцев? – спросил Магомедов у представителя партии власти. Однако тот вдавался в подробности того, как американцы будут пытаться поставить своего человека – для этого достаточно, чтобы на улицы вышло полпроцента населения Москвы. Если 500 тысяч выйдет на площадь, по мнению Малачилова, судьба страны решена. «Вы этим хаосом управлять не сможете! Главное – опрокинуть систему, а дальше к любому человеку, который окажется во главе хаоса, приходят американцы и говорят: «Ты не разберёшься в этом хаосе». Он рассказал, как при первом президенте России Борисе Ельцине практически в каждом министерстве были консультанты из США.

«Дагестанцы привыкли к отсутствию выборов», – считает Альберт Эседов

У него спросили, какой процент, по его мнению, занимает фальсификация результатов выборов по явке и по голосованию избирателей. Тот ответил, что они составляют не более 2–3%, то есть на уровне статистической погрешности. Махмудов не был согласен с риторикой Малачилова и возмущался, что перед выборной кампанией представители партии власти говорят одно и подписывают меморандумы о честности, но выборы показывают противоположное. Он сообщил, что, по его подсчётам, на выборах 2016 года в НС РД и Госдуму кандидаты его партии набрали 31% поддержки избирателей, 36% было у единороссов, но результаты подсчёта оказались другие.

«Дагестан устал от телевизионных обращений! После выборов в Дагестане шок, партия власти молчит, глаза отводит. Это положение как-нибудь выйдет наружу. Если представитель какой-то партии честно побеждает, ради бога, мы готовы поздравить, но когда своими глазами видим нарисованные результаты… девять мандатов Госдумы, ещё хвастаются: «У нас 76%» это уже вызывает раздражение!» – отметил Махмудов.

«Вы сами верите в то, что говорите? Мы же всё понимаем!» – возмущался словами Малачилова и замруководителя ДРО ЛДПР Рустам Османгаджиев.

 

«Если всё будет по закону…»

 

Османгаджиев, в свою очередь, заявил, что Владимир Жириновский – «самый опытный политик и человек мирового уровня», который всегда говорит «как есть». 70% из того, что прогнозирует лидер ЛДПР, сбывается, считает Османгаджиев. По его мнению, народ на выборы не придёт (в лучшем случае – 30%), а голосовать, как всегда, заставят бюджетников.

По словам Османгаджиева выходило, что Жириновский должен непременно сменить Путина. Модератор напомнил ему про гимн «Боже, царя храни!» с которым их лидер обратился к Путину в Кремле. Тот объяснил, что лидер партии всегда призывал отказаться от западных слов: «Он не говорил: «ты мой царь!» Он говорит всегда, что кто бы ни был президентом, не нужно использовать иностранных слов». Представитель ЛДПР жаловался, что партия делает много полезного, но их «душат», а СМИ не освещают должным образом их благие дела.

Магомедов напомнил представителю КПРФ о выборах 2016 года, где партия «показала странное молчание», не претендовала на лидерство в Дагестане (хотя бы по избранию кандидатов в Госдуму), не продвигала своих кандидатов.

«Мы видели ситуации, где вы были союзниками «Единой России», «Справедливой России», видели странную ситуацию в Буйнакске, где вы снимали своих кандидатов. На ваш взгляд, сколько процентов голосов Грудинин может набрать в Дагестане?» – спросил Магомедов. Махмудов ответил, что они не были пассивны – он лично отправлял жалобу на нарушения в ходе выборов в ЦИК. На второй вопрос он решил ответить словами самого Грудинина: «Если выборы пройдут законно, я не вижу конкурентов среди кандидатов». Это, по словам Махмудова, подтверждается неким интернет-голосованием, где Грудинин опережает действующего президента.

«В Дагестане он может набрать не менее 50%, если выборы пройдут честно… Не было цели у КПРФ, чтобы выдвигался именно представитель нашей партии. В обществе сегодня востребованность на новые лица. Этот человек как раз работает в рамках программы нашей партии. Цель партии в том, чтобы изменить социально-политический курс», – сказал Махмудов.

Махмудов не разделил скепсиса участников круглого стола о том, что люди не поверят новому человеку. По его мнению, уже поверили. Согласно результатам опроса на телеграм-канале газеты «Черновик», за Павла Грудинина, если бы выборы прошли в ближайшее воскресенье, проголосовало бы 27% опрошенных, за Владимира Путина – 19% , за Ксению Собчак – 4%, за Григория Явлинского – 3%, за Владимира Жириновского – 1%, за Екатерину Гордон – 1%. Против всех – 45%.

По мнению Эседова, там, где нет фальсификаций, побеждают совсем другие партии. Об этом свидетельствуют выборы 2017 года в Москве. По его словам, среди населения недоверие к «Единой России» настолько велико, что действующий президент отказался от её поддержки и решил идти на выборы самовыдвиженцем…

Номер газеты