Геркулесова схватка

Прибывшей в Дагестан группе высокопоставленных прокурорских работников, как сообщил врио главы республики Владимир Васильев, предстоит масштабная работа, в том числе по проверке выделения земель под застройку. И особенно в Махачкале. «Черновик» на протяжении последних лет систематически указывал на факты бесконтрольного и незаконного распределения столичной земли, что сегодня привело практически к необратимым последствиям. Предлагаем очередную тёмную строительную историю. 

В редакцию «Черновика» обратились жильцы дома на Гаджиева, 37а, в Махачкале. Их, как и многих других махачкалинцев, чрезвычайно волнуют масштабные строительные работы на территории двора, и, как во многих аналогичных случаях, речь идёт о возведении высотного жилого дома. Но как…

История с приватизацией участка, расположенного на территории пятиэтажного дома на Гаджиева, 37а, началась 15 лет назад. Дом называют профессорским, в нём преимущественно проживает профессорско-преподавательский состав ДГУ. На территории дома когда-то располагался одноэтажный спортивной комплекс «Геркулес» площадью 226,45 кв. м, который, по некоторым данным, находился в собственности университета (федеральная собственность).

По словам жительницы дома, доцента кафедры биологии ДГУ Людмилы Мазанаевой, эпопея этого участка началась в середине 90-х годов, когда вуз возглавлял Омар Омаров.

Владельцем территории, как вспоминают жильцы, стал Гаджимурад Алиев. По данным «ЧК», он приходится сыном депутату НС РД Омаргаджи Алиеву, бывшему начальнику охраны экс-председателя Госсовета РД Магомедали Магомедова. В октябре 2003 года он купил участок у известного в республике финансиста Караная Кадиева (в распоряжении «Черновика» есть копии договора о купле-продаже и передаточный акт).

«Мои окна выходят прямо на спорткомплекс. Я чётко однажды слышала, как один из прежних «собственников» жаловался прорабу: «Это федеральный участок, я не могу здесь ничего построить». Развернулся, ушёл, а у участка потом появился очередной хозяин», – говорит Мазанаева.

В 2007 году Алиев получил разрешение в мэрии Махачкалы на переоформление участка в собственность под индивидуальное жильё (постановление администрации Махачкалы №2910 от 12.12.2007 г.). Этим же постановлением мэрия увеличила Алиеву площадь участка до 467 кв. метров за счёт части территории соседнего дома. 

Вдоль стены, разделявшей два дома, стояли гаражи, которые принадлежали жителям дома по  Коркмасова, 3. За счёт бесконечных строек (снесли «Геркулес», вырубили посаженные во дворе деревья, вырыли котлован и пр.) были попытки снести разделительную стену, чтобы увеличить территорию строительства. Но тогда мешали гаражи.

После нескольких неудачных попыток начать строительство, по сведениям жильцов, Алиев передал (продал или подарил, нам неизвестно) участок  Магомеду Гаджиеву. В то время (2012 год) он занимал должность начальника экспертного отдела «Архитектуры и градостроительства» в мэрии Махачкалы. Сейчас он является начальником столичного Управления по земельным ресурсам и землеустройству.

Однако есть постановление мэрии №3450 от 19.10.2012 года, которым тогдашний мэр Саид Амиров выдал Абуталибу Гаджиеву (отцу Магомеда Гаджиева) разрешение на строительство семиэтажного дома. Этим же постановлением земельный участок был переведён из разряда «индивидуальное жильё» в «многоэтажную постройку». Последним владельцем участка, судя по договорам о купле-продаже и передаточному акту за 2013 год, стал помощник Магомеда Гаджиева Гаджимурад Омаров.

Именно Омаров, как говорят жители двух домов, стал самым активным из всех предыдущих владельцев участка. Он продолжил строительство многоэтажки (на данный момент – вырыт большой котлован) и стал активно бороться за гаражи. Сам Омаров представляется жильцам как «частное лицо» и «индивидуальный предприниматель», но при этом на стройку заезжает на джипе, на лобовом стекле которого красуется пропуск мэрии Махачкалы.

 

Чьи участки?

 

По словам Мазанаевой, ректор ДГУ Муртузали Рабаданов в 2013 году, когда исполнял обязанности мэра Махачкалы, поднял архив и проверил территорию дома на наличие собственников. Данные показали, что никаких частных владельцев у земли нет, она всё ещё числится как собственность университета.

Юридический отдел ДГУ и представители вуза отказались комментировать данную ситуацию. Однако профессорско-преподавательский состав университета уверяет, что нынешний ректор ДГУ в 2015 году лично писал мэру города Мусе Мусаеву обращения с просьбами о приостановлении стройки. Ответа, как известно, не получил.

В начале 2017 года руководство ДГУ подало в суд на администрацию Махачкалы и Абуталиба Гаджиева. Истцы были уверены, что выиграют дело. «Мне позвонила девушка-адвокат со словами: «Вы почти выиграли!». Буквально на следующий день Муртузали Рабаданов отозвал иск», – говорит Мазанаева. Жильцы дома не исключают, что на ректора могли оказать давление.

Примечательно, что, несмотря на все имеющиеся документы о купле-продаже участка, согласно которым владельцем является Гаджимурад Омаров, судебные иски подаются на имя Абуталиба Гаджиева.

Адвокат Юнус Мазанаев, представлявший в суде интересы университета и жильцов дома, объясняет, что все документы собственников на землю – подделка. Он ссылается на устную информацию из Росреестра, согласно которой владельцем участка на данный момент всё ещё числится Абуталиб Гаджиев.

Магомед Гаджиев подтвердил – земельный участок действительно принадлежит его отцу. О том, что участок был продан Гаджимураду Омарову в 2013 году, он не слышал. Также, по словам Гаджиева, спортивный комплекс «Геркулес» никогда не находился в федеральной собственности, это муниципальная земля.

В  архиве «Черновика» сохранились публикации, в которых родственники Магомеда Гаджиева фигурировали в делах, связанных с городскими земельными участками. Тогда в ходе расследования выяснилось, что постановлением администрации были выделены участки в посёлке Турали Рамазану Магомедовичу (сын), Абуталибу Бахмудиновичу (отец) и Камилу Абуталибовичу (брат) Гаджиевым – родственникам Магомеда Гаджиева («Чьи участки», №36 от 20 сентября 2013 года«ЧК»).

 

Битва за гаражи

 

В июне 2014 года Гаджимурад Омаров подал в суд на троих владельцев гаражей из дома на Коркмасова, 3: Заиру Махачеву, Зайдуллу Абдуллаева и Патимат Ахмедову. Истец уверял, что гаражи находятся на его законной земле. (В распоряжении «ЧК» есть подтверждающие документы.) Надо отметить, что гаражи стоят на территории дома с 1965 года. Бетонная стена, разделявшая два дома, была воздвигнута чуть раньше – в 1961 году.

Один из жителей дома на Коркмасова, 3, рассказал «Черновику», что до суда к ним приходил Магомед Гаджиев. «Он показал удостоверение, заверил, что администрация на стороне обычных граждан. Его интересовали наши документы на гаражи», – вспоминает он.

Через несколько дней трём ответчикам пришла повестка в суд, который они спустя два года «с треском провалили». В ноябре 2016 года все три гаража и стена были разрушены. Вместо стены теперь дома разделяет железный забор. Таким образом, жители всё ещё могут контролировать свои территории.

 

«По поручению главы города...»

 

Людмила Мазанаева рассказала, что своими протестами и активным препятствием строительству жильцам всё-таки удалось достучаться до мэра Мусаева. 7 декабря на официальном сайте мэрии Махачкалы было опубликовано сообщение о том, что стройка на территории дома на Гаджиева, 37а, временно приостановлена по поручению главы города. Но, по словам людей, через несколько дней стройка возобновилась. Тогда они обратились в Советский суд Махачкалы с исковым заявлением в отношении  администрации Махачкалы, а также Абуталиба Гаджиева. 14 декабря судом вынесено определение, в котором наложен запрет Гаджиеву, а также «любым уполномоченным лицам» на проведение любых строительных работ на участке до окончания производства по делу.

Следующее заседание суда по описываемому делу должно было пройти 24 декабря в Советском суде. Но, по словам адвоката Сиражутдина Дидилаева, судьи перенесли слушание по «семейным обстоятельствам» на неопределённый срок. ]§[

 

Номер газеты