Утопаем…

Несмотря на то что в прошлом году в Махачкале был открыт новый долгожданный мусоросортировочный завод, проблемы со сбором, вывозом и утилизацией так и остались нерешёнными. С каждым годом вырабатывается всё больше бытовых отходов, а хранить их фактически негде. Такая ситуация по всему Дагестану. Впрочем, в этом есть вина и самих жителей республики…

Например, за несколько лет площадь земли, отведённая под складирование мусора (в год вырабатывается до 800 тыс. кубометров), увеличилась от 200 до 300 га. И это только по официальной статистике. В Минприроды РД отмечают, что на сегодня нельзя точно сказать, сколько в республике несанкционированных свалок. По рейдам, которые проходили в прошлом году, выявлено 503 места, а в этом году – 156. Возможно, часть из них действительно ликвидирована, но нужно не забывать, что стихийные свалки возникают с завидным постоянством, а это лишь цифра выявленных несанкционированных мест складирования твёрдых бытовых отходов (ТБО) на момент проверки. Так называемых официальных свалок меньше – 196 и один полигон в Кизляре. Из них лишь 104 расположены на выделенных муниципальными образованиями участках.

Что собой представляют эти свалки? Ни на одну из них уже нельзя возить мусор, так как они не лицензированы и не отвечают санитарным и природоохранным требованиям: нет санитарно-защитных зон, ограждений, не ведётся учёт захороненных вредных ТБО. Для токсичных  (ртутьсодержащих) отходов в Дагестане вообще нет специализированного предприятия и полигона для утилизации. Чаще всего такой мусор вывозится в обычном порядке на обычную свалку. Такие упущения приводят к загрязнению почвы, подземных и поверхностных вод. В случае же, если добросовестный житель или руководитель предприятия вызвал специализированную службу (см. справку «ЧК») по вывозу и утилизации токсичных отходов, то они сначала складируются в определённом месте, а потом отправляются в Ставрополь, где такой полигон есть.

 

Мусорное дело

 

Но что говорить об опасных ТБО, если даже с повседневным мусором коммунальные службы Махачкалы справляются с трудом. Вы сами можете наблюдать натюрморты из переполненных контейнеров, которые, порой кажется, никто и никогда не опустошал. Жители домов возмущаются такой «достопримечательностью», но вряд ли задумываются над тем, почему складывается такая ситуация.

О том, как на самом деле обстоят дела с вывозом мусора, рассказал «ЧК» заместитель Комбината благоустройства Фёдор Брежнев: «Существуют нормы накопления, которые рассчитывают в зависимости от площади или посадочных мест. Ориентировочно эта норма составляет 1,51 кубометров. Допустим, предприятие заключает с нами договор, что им необходимо вывозить два контейнера 2 раза в неделю. Стоимость одного вывоза (1 кубометр) – 196,39 рублей. Вместимость одного контейнера – 0,75 куба. В итоге получается, что в месяц должны вывезти 12 кубометров за 2 355 рублей. Что касается физических лиц, там установлена плата 24,71 руб. с многоквартирного дома, в частном секторе – 34,37 рублей. То есть за вывоз мусора  житель примерно платит 296,5 рублей в год». По его словам, проблемы возникают, во-первых, потому что не каждый готов платить за эту услугу, во-вторых, невозможно контролировать соблюдение нормы накопления.

Ещё одна немаловажная причина того, что мы обрастаем мусором – это не нехватка контейнеров в городе (сейчас их 6 300), а отсутствие мест, где их необходимо установить. По всем существующим правилам (санитарным и градостроительным) при строительстве каждого дома (частного и многоквартирного) должна учитываться территория для мусорных баков с учётом подъезда спецтехники. (То есть ещё на начальном этапе при подготовке проекта нужно согласовывать эти площадки с управлением архитектуры, районными администрациями, Роспотребнадзором РД). Как вы понимаете, здания строят, не обращая внимания на эту «мелочь». Кроме того, прежде чем установить мусорные баки, управление ЖКХ производит работы по установке ограждения.

В Махачкале, да и по всему Дагестану, таких образцово-показательных мест не найти. Чтобы хоть как-то разгрузить город, по словам замдиректора Комбината благоустройства, приходится отправлять технику по три раза в день. Но машин не хватает, и почти весь автопарк устаревший. Поэтому с трудом верится, что мусор вывозится так часто.

«В этих условиях мне пришлось пойти на нарушения, – признался Фёдор Брежнев. – Установили контейнеры на проезжей части дороги. Было поручение президента убрать их вглубь территорий, но некуда. Мы пошли и на другую хитрость – бестарный способ вывоза. Это в первую очередь касается частного сектора. Но люди не соблюдают установленный  график (пакеты с мусором  можно выносить только с 20:00 до 7:00). Скопления продолжаются в течение дня, и поэтому складывается впечатление, что Комбинат по благоустройству не работает».

 

Не договорились…

 

В июле прошлого года состоялось открытие нового мусоросортировочного завода на юго-западной окраине Махачкалы. (Расчётная мощность предприятия – до 600 тонн твёрдых бытовых отходов в день. Занимает площадь более двух гектаров.) Финансировался проект махачкалинской инвестиционной компанией Гаджимурада Абакарова и Имама Зайнутова. Но в итоге получилось, что завод построили для галочки и в полную силу он не работал. Уже месяц, как он вообще не действует. Завод тихо закрыли. Как рассказал «ЧК» бывший директор мусоросортировочного завода Гусейн Гусейнов, изначально рассчитывалось, что предприятие будет дотационным, так как оно несамоокупаемо. «Была договорённость с городским специализированным автохозяйством (САХ) о поставке твёрдых бытовых отходов. Как понимаете, с уходом Амирова эти договорённости улетучились. Мусор сортировался на крупные и мелкие фракции, отделялось стекло, которое отправлялось на утилизацию в Краснодар; бумагу вывозили в Майкоп, металл забирали перекупщики, а полиэтилен сдавали в цеха по производству пластиковых труб», – пояснил Гусейнов.

Стоит отметить, что в идеале отходы для захоронения сокращаются примерно на 70%, то есть это помогло бы разгрузить местную свалку за Новым Хушетом, где каждый день сжигают мусор. Едкий дым ложится прямо на город, выделяя диоксины, бензпирен и другие не менее токсичные вещества. А это негативно влияет на состояние здоровья людей, проживающих неподалёку. Этим же старинным методом пользуются и другие города, населённые пункты Дагестана. По санитарным правилам это запрещено.

За последние три месяца на заводе сменилось два директора, но наладить его работу так и не удалось.

Хотя очевидно, что это предприятие могло решить часть проблем с утилизацией мусора. Тем более что ежедневная выработка ТБО В Махачкале, 500 тонн, сравнима с мощностью завода. 

По всей видимости, новая власть в городе  не смогла договориться с руководством завода, кто именно должен оплачивать транспортировку и переработку ТБО.

По этой же причине так и осталось в планах строительство отходоперерабатывающего предприятия «Технопарк» в Кизилюртовском районе. Заявленная общая стоимость программы составила около 7 миллиардов рублей. Также в этом году появилась информация о том, что в Хасавюрте построят мусороперерабатывающий завод. С инициативой выступила компания INCOMEX – COM. О дальнейших действиях неизвестно.

 

Как очиститься?

 

Крайне сложная и опасная ситуация с мусором сложилась в районах и сёлах Дагестана. Как показал анализ размещения несанкционированных свалок, наибольшее их количество расположено на землях населённых пунктов (76,4%) и на землях сельскохозяйственного назначения (14%). Плюс к этому огромное количество мусора скапливается на берегу рек. Этой теме каждый год посвящаются всевозможные совещания и заседания на разных уровнях власти. Там лишь констатируется факт, что мы утопаем в мусоре… Изменений не наблюдается. Согласно пункту 3 статьи 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89 от 22.05.1998 года, полномочия переданы муниципалитетам районов, поселений. Но ничего не делается, ссылаясь на то, что не хватает финансирования.

Понятно, что закрыть официальные, но нелицензированные свалки невозможно, так как сразу возникнет вопрос «Куда свозить мусор?», да и несанкционированных станет ещё больше. Но хотя бы создавать новые полигоны или приводить в порядок существующие, контролировать объём и категории завозимых ТБО, производить регулярно рекультивацию должно быть возможно (!). Кроме того, необходимо организовать стационарные приёмные пункты ртутьсодержащих отходов.

Есть и положительные примеры. Администрация села Согратль (Гунибский район) год назад приобрела оборудование для переработки полимерной продукции. Теперь Согратль – свободная зона от «вездесущих» пакетов и пластиковых бутылок. К тому же полученная в результате переработки полимерная стружка используется при производстве смеси для бетона.

Сбор и вывоз – конкурентная услуга. Правда, в Дагестане конкуренции в этой сфере нет. Поэтому лучше, чтобы появились и другие предприятия, помимо Комбината благоустройства, которые занимались бы вывозом ТБО. Ну и самое главное – это каждому жителю Дагестана начать с себя: выбрасывать мусор не где вздумалось, а в положенных местах и время…  


Справка «ЧК»

 

ООО «Меркурий Д»

Сбор и транспортирование отходов 1–4 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки (отработанные и брак).

Тел: 8(928) 672-33-80

 

ООО «Шалфей»

Сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов 1–4 класса опасности (утилизация медицинских отходов).

Тел: 64-64-32 

 

ООО «Региональная Утилизирующая Компания»

Сбор и транспортирование 1–4 класса опасности (утилизация компьютерной, вычислительной, офисной, электронной медицинской и бытовой техники).

Тел: 8(928) 590-00-35, 8(963) 404-00-35

 

ООО «Возрождение»

Сбор и транспортирование отходов 1–4 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, аккумуляторы, аккумуляторная кислота, твёрдо-бытовые (коммунальные) отходы, электрооборудование)..

Тел: 8 (988) 291-27-18

Номер газеты