Танки не кормят

Жители села Первомайского Дербентского района отправили письма в адрес президента России и руководителей почти всех силовых и надзорных ведомств страны. Тем самым они надеются вернуть свою землю и имущество, которые, по их убеждению, незаконным решением Министерства обороны РФ отошли в собственность другого муниципалитета – города Дагестанские Огни. А уставшие от многолетней войны с Минобороны жители села Халимбекаул Буйнакского района не исключают полного бойкота предстоящих президентских выборов.

В прошлом номере «Черновика» мы рассказывали о ситуации вокруг ГУП «Манаскентский» и о том, как жители посёлка пытаются противостоять правительству Дагестана, в чьих планах отторжение свыше 300 гектаров сельскохозяйственной земли в пользу будущего инвестиционного проекта «Каспийский транспортно-логистический и морской индустриальный комплекс». Уже после выхода номера в печать стало известно о том, что глава республики Рамазан Абдулатипов 1 августа провёл встречу с двумя представителями министерства обороны России, заместителем командующего Южного военного округа Магомедом Хандаевым и командующим Каспийской флотилией, контр-адмиралом Сергеем Пинчуком. Вроде бы ничем не примечательная встреча, да и вопросы обсуждались довольно штатные, если бы не одна врезавшаяся в голову деталь. Дело в том, что 328 гектаров манаскентской земли пытаются отпочковать для нужд «Каспийского транспортно-логистического и морского индустриального комплекса». Не исключено, что в будущем мы станем свидетелями противостояния и судебных тяжб манаскентцев с Министерством обороны РФ. И скажем, что в поединке с таким грозным соперником они в республике уж точно не будут одни.

 

Огни поджигают костёр

 

Несмотря на то что земельно-имущественный спор сейчас фактически идёт между двумя муниципалитетами, неслучайно, что боевой клич первомайцев адресован именно министерству обороны России. 

До середины 90-х годов прошлого столетия на территории Первомайского была расквартирована воинская часть №03729 Министерства обороны РФ со всей соответствующей инфраструктурой.

После передислокации воинской части начальник Астраханской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны РФ направил в адрес главы Первомайского письмо (№624 от 30.03.2010 г.) с просьбой о рассмотрении вопроса о принятии объектов недвижимости, находящихся в оперативном управлении Астраханской КЭЧ, из федеральной собственности в собственность сельского поселения. По результатам рассмотрения этого письма в Реестр муниципального имущества сельсовета были внесены объекты недвижимости – это, помимо прочего, 5 военных городков с казармами, продовольственными складами, жилыми домами, генераторными станциями. Всего около 41 наименования объектов на территории общей площадью 188 тысяч м2.

Однако уже после всех этих юридических процедур министерство обороны приняло решение о передаче всего имущества в собственность Дагестанских Огней. Об этом люди узнали только в 2016 году, когда на запрос главы села прокуратура Дербента подтвердила наличие у Дагестанских Огней права собственности на военный городок и имущество в нём. Причём, заверяют жители Первомайского, передача произошла без учёта мнения руководства и жителей села. А администрация Даг. Огней, помнят люди, даже не спрашивала соответствующего согласия у села. Причём в документах, подтверждающих передачу имущества городу, допущена серьёзная географическая ошибка: указано, что город Дагестанские Огни является частью Дербентского района.

Заряженные эмоциями люди не скрывают возмущения. «Не иначе как сговором между бывшим собственником этих объектов, министерством обороны России и администрацией Дагестанских Огней это и не назвать. Ведь, согласно Федеральному закону от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ, военное имущество подлежит передаче в собственность того муниципального образования, на территории которого оно было расположено. А оказалось, что в нарушение этого закона приказом министра обороны всё имущество было передано в собственность города, на территории которого оно никогда не находилось и даже не граничило», – вполне верно и справедливо трактуют нормы закона первомайцы.

«Было бы хоть как-то объяснимо, если бы эта земля находилась в непосредственной близости от Дагестанских Огней. Но она расположена в глубине наших административных территорий. Вот мы и спрашиваем, как властям и правоохранительным органам такое можно прозевать? Как город получил эти объекты?» – возмущается другой сельчанин.

Примечательно, что после передислокации части был составлен акт приёма-передачи зданий и сооружений военных городков, находящихся на территории другого соседнего села – Мичурино, от 20.04.1998 г., подписанный представителями военных и администрации района. Акт затем был утверждён командующим ЧА ВВС ПВО и главой администрации Дербентского района. Согласно вышеуказанному акту, здания и сооружения войсковой части были переданы в собственность района. Почему в аналогичной ситуации получился подвох с первомайцами, не знают ни они сами, ни руководство района. Впрочем, ясно другое. Если селу не удастся отстоять свою землю, часть жителей села может просто оказаться на улице, поскольку сразу после того как военные покинули города, жилые дома были заселены местными жителями. 

Сейчас спорный вопрос находится на рассмотрении Арбитражного суда республики, чьим определением от 28 июня текущего года уже наложены обеспечительные меры в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении земельных участков, расположенных на территории Первомайского, а также ранее составлявших территории воинской части.  Жители села считают, что это было сделано очень своевременно, поскольку, по их информации, администрация Даг. Огней могла выставить землю и имущество на аукцион. А такие случаи, по их данным, уже были, равно как и случаи передачи земель третьим лицам в долгосрочную аренду. В последний момент желание вступить в судебное дело в качестве третьего лица изъявила и администрация Дербентского района. Помимо этого, материалы дела находятся и в Арбитражном суде Московского округа.

В ожидании судебного вердикта первомайцы написали целую папку писем в адрес главы Дагестана, первых лиц страны и глав силовых ведомств. По мере поступления новой информации «ЧК» будет информировать читателей.

Если у первомайцев судебные тяжбы ещё впереди, то жители другого дагестанского села – Халимбекаула – уже изрядно испили из армейского котелка. Уже более десяти лет они в буквальном смысле противостоят танкам, прорвавшимся на когда-то пахотные и пастбищные земли сельчан.

С космоса проблемы полигона кажутся несущественными

 

Против танков не попрёшь?

 

«Черновик» неоднократно знакомил читателей со сложившейся в Халимбекауле ситуацией. И вновь возвращаемся к этой теме, поскольку, почувствовав себя обезоруженными, люди намерены включить ранее не использованные механизмы и рычаги. 

После выхода в свет Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Указа Госсовета РД №97 от 21 апреля 1997 года «О реализации Конституционных прав граждан РД на землю», Закона РД «О земле» №45 от 29.12.2003 г. колхозы, совхозы были реорганизованы, а их земли розданы по паям сельским жителям на постоянное (бессрочное) пользование для ведения личного подсобного хозяйства.

Отсутствие землеобрабатывающей и уборочной техники, дороговизна удобрений, топлива и прочее вынудили республиканскую власть и жителей Дагестана выйти на новые формы организации труда, т. е. объединиться в производственные сельскохозяйственные кооперативы (ПСК). Так поступили и в Халимбекауле. Собственники земель объединились в ПСК «Халимбекаул» площадью 674,22 га. Кооперативу были выданы Государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования (320 от 09.07.1999 г.) и Свидетельство на право владения землёй (05:11:09-320 от 15.07.1999 г.). Члены кооператива занимались сельхозпроизводством на своих земельных паях до той поры, пока их землёй не заинтересовался совершенно неожиданный игрок – министерство обороны России.

Надо держать оборону в судах

Началось всё с того, напомним, что в 2006 году оборонное ведомство страны обратилось к ним с просьбой выделить данный участок для организации военного полигона «Дальний» (в/ч 63354).

Взамен военные обещали возместить не только потерю права собственности (у сельчан имелись «зелёнки» на данные участки), но и упущенную выгоду от потерь сельхозпроизводства.

Военные сами провели экспертизу по оценке рыночной стоимости земли. По подсчётам ООО «Профи-Оценка» (Ростов-на-Дону), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 2006 год составила 337 млн 273 тыс. рублей.  

Дав согласие, люди стали ждать исполнения обязательств, поскольку считали, что такая серьёзная структура не может не выполнить обещаний. Более того, согласно принятому администрацией Буйнакского района постановлению №27 от 24.01.2006 года «О предоставлении земельного участка для организации полигона, изъятого из оборота у сельхозтоваропроизводителей» и по ст. 57 и 58 Земельного Кодекса РФ, был оговорён 3-месячный срок оплаты взятых оборонным ведомством обязательств. В целом халимбекаульцы очень даже обрадовались дружбе с министерством обороны, но, как оказалось, эта дружба не выдержала даже первых ходовых испытаний.

Три месяца истекли, затем год… Прошло и более десяти лет. Но нет ни денег, ни земли. В 2008 году возмущённые сельчане обратились в Арбитражный суд РД, который полностью удовлетворил иск халимбекаульцев. Из-за неисполнения Минобороны своих обязательств администрация района отменила своё же постановление о передаче земли. 6 арбитражных судов в Ессентуках, снова в Дагестане, 7 судов в Ростове, 3 суда в Краснодаре. Развернулся целый фронт «боевых» действий с переменным успехом сторон. Исковые заявления, кассационные жалобы, обращения, просьбы… Материалов дела набралось не на один том. В результате «зелёнка» на землю, в спешном порядке выданная Кадастровой палатой РД военным, дважды была признана незаконной.

В 2010 году халимбекаульцы провели и свою независимую экспертизу по определению рыночной стоимости обязательств, о которых Минобороны благополучно забывает вот уже 6 лет. ООО «Альянс» в Ставрополе провело работу, подготовило акт оценки, где указало дословно: «Рыночная стоимость обязательств по возмещению убытков и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием для федеральных нужд земельного участка по состоянию на 20 сентября 2010 года, составила четыреста девяносто два миллиона триста двадцать одну тысячу сто семьдесят четыре рубля».

В марте 2011 года департамент имущественных отношений Минобороны направил директиву в ГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» с требованием в срок до 25 апреля 2011 года провести проверку соблюдения выполнения обязательств по выплате денежных компенсаций землепользователям, арендаторам и собственникам участков.

Однако всё рухнуло в начале 2013 года, когда Минобороны, по сути, перестало совсем реагировать на жалобы людей.

«Что же такое произошло в стране после января 2013 года? К счастью, госпереворота не было. Не отмечены и другие серьёзные потрясения. На наш взгляд, случилось следующее. На места упомянутых выше и ушедших в отставку честных, авторитетных профессионалов своего дела, глубоко порядочных военачальников пришли новые лица с другими мотивами, взглядами и другими целями на данную проблему. На наши обращения структуры  оборонного ведомства отвечают отписками, ссылаясь на отдельные малозначительные, сомнительные, порой и недостоверные, данные», – пишут халимбекаульцы в письме в адрес Владимира Путина.

«Во время ежегодного общения президента с россиянами на «Прямой линии» проблема с долгами на заводе Нижнего Тагила  была разрешена молниеносно, т. е. спустя несколько часов начались выплаты долгов по заработной плате. А в нашем случае на протяжении 12 лет военное ведомство по отношению к жителям Халимбекаула проявляет настоящее хамство. Наши многократные обращения к президенту и ежегодные послания на прямую линию остаются без реагирования. Одним можно всё и сразу, а над другими, такими же россиянами, можно издеваться бесконечно?» – интересуется один из активистов села Далгат Далгатов.

Другие жители села предупреждают: «Федеральный центр, длительное время игнорируя законные и конституционные права жителей села на землю, сознательно толкает законопослушных халимбекаульцев к совершению противозаконных, противоправных действий, к протестным акциям. Халимбекаульцы настоятельно призывают власть обеспечить неукоснительное исполнение федеральных законов без каких-либо избирательных подходов. Мы никогда не смиримся с таким положением дел. Этого будут добиваться после нас наши дети и внуки. Мы просим руководство страны незамедлительно принять срочные меры. Люди уже устали и доведены до отчаяния. Мы еле сдерживаем молодёжь. Конфликтная ситуация, особенно в преддверии президентских выборов, представляет реальную угрозу Дагестану».

Если ситуация не изменится, люди не исключают полного бойкота выборов президента страны в следующем году. 

 

История и география конфликтов

 

Случаи, когда жителям нашей республики приходится вступать, мягко говоря, в полемику с министерством обороны страны, как бы это ни казалось странным, далеко не редки. К примеру, жители Кумторкалинского района до сих пор не могут вернуть 353 гектара земли, которая в начале Великой Отечественной войны была передана для организации военного аэродрома «Кумторкала». При наличии всех правоустанавливающих документов и решений на уровне руководства Минобороны. Ещё в 1958 году было издано распоряжение Совета министров Дагестанской АССР (№13-1 рс), в котором отмечено, что с согласия военно-воздушных сил Северо-Кавказского военного округа с 1 мая 1958 года 513 га земли аэродрома «Кумторкала» передаются местному населению под сенокошение. Правда, с оговоркой: «Сроком до наступления необходимости использования их по прямому назначению». Однако до сих пор земля передавалась из рук в руки, только не в руки местных жителей. Данный земельный участок долгое время находился на праве постоянного (бессрочного) пользования Буйнакской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) – структурное подразделение Минобороны России. Более того, 18 октября 2012 года был подписан Приказ министра обороны РФ (№3254), который, в соответствии с Федеральным законом №423 «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ…», в том числе в муниципальную собственность, предписывает передать 513 га земель аэродрома району.

Ещё более запомнившийся случай – клинч жителей Ботлихского района с Минобороны, в частности, Объединённой группировкой российских войск (контрактников) на Северном Кавказе. В 2004 году планы руководства страны изменились – было принято решение расположить в Ботлихском районе горнострелковую дивизию Минобороны РФ. А для этого необходимо было ни много ни мало возвести целый военный городок. Администрация Ботлихского района подписала распоряжение о выделении для нового объекта земельного участка площадью 60 гектаров в районе аэропорта. Однако местные жители изначально выступили против этого, считая, что у них отбирают фруктовые сады. Имелись случаи и погромов на строительном объекте. Более того, за строительство военного городка министерство задолжало 27 строительным фирмам, в которых работали преимущественно местные жители. Развития конфликта удалось избежать, только после того как военные покинули район так же неожиданно, как и появились.

От подписи Сергея Шойгу зависит, будет ли в Дагестане очередная конфликтная точка

 

Комментарий «ЧК»

 

По сути, оказавшись с подобного рода проблемами, простые люди не знают, что конкретно им делать и как действовать. Чаще всего в таких случаях находятся разного рода «посредники» – чиновники среднего, муниципального звена, которые в стремлении не выносить сор из вверенных территорий (дабы не злить региональное руководство) кормят людей обещаниями решить их вопросы, но на деле лишь затягивая и усугубляя их. Аналогичные чувства, но уже перед федеральным центром, испытывают и республиканские власти. Они также крайне не заинтересованы (ввиду чрезмерной боязни федералов) в просачивании информации о тяжбах местного населения с федеральными структурами, тем более с министерством обороны.

Таким образом, нет никаких гарантий, что сёла Первомайское и Халимбекаул сумеют безболезненно решить свои вопросы, если только суды не вынесут решения в их пользу. Впрочем, у халимбекаульцев есть и другой, по сути, уникальный шанс. Это достаточно известный и влиятельный выходец из их села, начальник Академии Государственной противопожарной службы МЧС России, генерал-полковник внутренней службы, генерал-лейтенант Шамсутдин Дагиров. Ключевым козырем в данном случае являются не его регалии и должность, а фактическая связь (на уровне близкой дружбы) с главой Минобороны РФ Сергеем Шойгу. Кому, как не ему, если и не решить вопрос односельчан в одностороннем порядке, то хотя бы попытаться сделать это поэтапно, что позволило бы заметно релаксировать ситуацию. Однако, как рассказывают местные жители, они уже обращались к Дагирову, но тот предпочёл тактично отказать им.

Единственным, на наш взгляд, выходом из сложившейся конфликтной ситуации является практическое внимание и реакция федерального центра, возможно даже, непосредственно Кремля. Уж времена нынче в России настали такие, что проблемы, не разрешаемые десятилетиями, решаются в течение одного дня. По одному звонку Владимира Путина… ]§[

Номер газеты