До начала Рамадана осталось меньше месяца. Как известно, в Рамадан люди больше посещают мечеть, чаще совершают намаз джамаатом (коллективно).
В связи с этим вниманию читателя предлагаются основные нормы коллективного намаза и посещения мечети, которые принесут ему пользу. Если читателю будет непонятно что-то из прочитанного, перед претворением этого в жизнь он обязательно должен удостовериться в своём правильном понимании у того, кто обладает шариатскими знаниями.
Впервые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил коллективный намаз пос-ле благословенной хиджры (переселения в Медину). На протяжении тринадцати лет в Мекке до этого он (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз в одиночку, поскольку сподвижники были в положении притеснённых и молились в своих домах. После же того, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину, он стал совершать его, проявляя в этом постоянство.
Правовое положение коллективного намаза
Согласно шафиитскому мазхабу коллективный намаз, не считая пятничного, является коллективной обязанностью (фарду кифая). То есть его обязательно должна исполнить часть мусульман населённого пункта, и в таком случае эта обязанность спадает с остальных. Если же в городе вообще не исполняется коллективный намаз или же он совершается скрыто, то грех ложится на всех его жителей. Что касается пятничного намаза, то он является индивидуальной обязанностью мусульманина (фар айн).
Основой в предписании коллективного намаза являются слова Всевышнего Аллаха: «Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой…» (Сура «Женщины», аят 102). Это повеление относится к состоянию страха (перед сражением), и если коллективный намаз предписан в таком состоянии, то в состоянии безопасности он предписан тем более.
Также доказательством его предписания являются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Коллективный намаз предпочтительнее намаза, совершённого в одиночку, в двадцать семь раз» (Аль-Бухари и Муслим).
Также хадис, переданный Абу Даудом: «Если три человека соберутся в населённом пункте или в пустыне и не будут совершать коллективный намаз, ими обязательно овладеет шайтан. Совершай коллективный намаз, поистине, волк съедает сбившуюся овцу».
Мудрость предписания коллективного намаза
Исламские основы направлены на то, чтобы взрастить в мусульманах желание знакомиться друг с другом, чувство братства, взаимопомощь и поддержку друг друга в благе и искоренении зла. Нет такого места, которое было бы более благоприятным для знакомств и завязывания братских отношений, чем мечеть, в которой мусульмане встречаются друг с другом для выстаивания коллективного намаза пять раз каждый день.
Уважительные причины для непосещения коллективного намаза
Эти причины делятся на два вида: общие и частные.
К общим причинам относятся следующие: дождь, сильный ветер ночью и сильная грязь на дороге.
Передаётся, что Ибн Умар прокричал азан на намаз в холодную ветреную ночь, после чего сказал: «Молитесь в своих домах». А затем сказал: «Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда была холодная дождливая ночь, повелевал муаззину говорить: “Молитесь в своих домах”».
Как известно, сегодня эти причины редко могут наблюдаться, кроме как в сёлах, причём лишь в некоторых.
К частным причинам относятся следующие: болезнь, сильный голод или жажда, страх перед притеснителем за себя или имущество, сильное желание справить большую или малую нужду. Доказательство этому – хадис, который передали Аль-Бухари и Муслим: «Если кому-то из вас уже подан ужин, и призвали на намаз, пусть начинает с ужина и не спешит, пока не закончит (есть)». А также хадис, который передал Муслим: «Намаз не совершается, если еда уже подана на стол, или если молящийся испытывает необходимость справить большую или малую нужду». Также к подобным причинам относится возможная встреча человека с займодавцем в случае, если он пойдёт на коллективный намаз, когда у него нет возможности выплатить долг. Также из подобных причин – если он поел что-либо, от чего исходит неприятный запах. А также, если он одет в грязную одежду, которая будет создавать неудобства окружающим своей грязью или запахом. Любое из этих положений является уважительной шариатской причиной, которая позволяет человеку не посетить коллективный намаз.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть поевший чеснок удаляется (между чесноком и другими подобными вещами можно провести аналогию)», или же он сказал: «…пусть удаляется от мечети и остаётся дома» (Аль-Бухари и Муслим).
Условия, которым должен соответствовать тот, за кем следуют в намазе (имам)
Тот, кто становится имамом в намазе, должен соответствовать определённым условиям. Большинство их – относительные, связанные с положением маъмумов (тех, кто молится за имамом):
1) следующий за имамом не должен знать о недействительности намаза имама или быть в этом уверенным. То есть в таком случае намаз маъмума будет также недействительным;
2) имам не должен быть неумеющим должным образом читать суру «Аль-Фатиха», в то время как следующий за ним умеет её читать.
Под неумеющим должным образом читать суру «Аль-Фатиха» в данном случае имеется в виду человек, который пропускает буквы, не произносит удвоения букв или совершает другие подобные ошибки. Если же молящийся за имамом читает так же плохо, как и имам, то их намаз друг за другом будет действительным;
3) имам не должен быть женщиной, в то время как за ней молится мужчина.
Если же за имамом-женщиной молится женщина, то их намаз друг за другом будет действительным. Доказательством являются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Женщина не может быть имамом для мужчины» (Ибн Маджа).
Качества, которые желательно иметь имаму
Предпочтительнее, чтобы имамом перед людьми стоял лучше других знающий фикх (исламское право), лучше других читающий Коран, лучше других знающий Сунну. Чем в большей степени эти качества будут собираться в имаме, тем более предпочтительным будет намаз за ним, и тем больше будет надежды на награду за него.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть имамом перед людьми становится тот, кто лучше всех из них читает Книгу Аллаха. Если же они равны относительно её чтения, то [пусть имамом становится] тот, кто лучше всех знает Сунну. Если же они равны относительно знания Сунны, то [пусть имамом становится тот], кто раньше из них совершил хиджру. Если же они одинаковы в хиджре, то [пусть имамом становится тот], кто старше по возрасту».
Форма следования за имамом
Следование за имамом не будет соответствующим шариату (действительным) без наличия определённых условий и соблюдения определённой формы. Таких условий множество. Их можно свести к следующим пунктам:
1) маъмум (следующий за имамом) не должен выходить вперёд имама.
Если же он будет находиться впереди имама, его намаз станет недействительным. Доказательством являются слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Имам поставлен, чтобы за ним следовали» (Аль-Бухари и Муслим). Следование не осуществляется, кроме как если следующий будет позади того, за кем он следует. Однако если он будет на одном уровне с имамом, то в этом не будет ничего страшного, хоть это и является нежелательным. Желательно же маъмуму стоять немного позади имама. Если он выйдет вперёд него, то его намаз станет недействительным. Линия стояния определятся по пяткам. Если молящихся за имамом двое или больше, то они выстраиваются в ряд сзади него. Если следующий за имамом один, то он становится справа от имама. Если же во время намаза к ним пожелает присоединиться второй маъмум, то ему следует встать слева от имама, после чего им обоим следует отойти назад, или же имаму следует выступить вперёд.
Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я молился за посланником Аллаха (ﷺ) и встал справа от него. Потом пришёл Джабир ибн Сахр и встал слева от него. Он взял нас обоих за руки и поставил позади себя» (Муслим).
Если за имамом молятся и мужчины, и женщины, то впереди должны быть ряды мужчин, а за ними – ряды женщин. Если же за имамом молятся мужчина и женщина, то мужчине следует встать справа от имама, а женщине – за ним.
Если коллективный намаз совершают исключительно женщины, их имама (предводительница) становится в середине ряда.
Маъмуму нежелательно стоять отдельно – одному в ряду. Ему следует присоединиться к ряду, если в нём есть место для него. Если же в нём нет места, то ему желательно вытянуть из ряда одного человека к себе, предварительно приступив к намазу. Это касается случая, когда он знает, что будет правильно понят. В противном случае этого нельзя делать во избежание недоразумений. Тому, кого вытягивают назад, желательно ответить и помочь своему брату, чтобы получить награду за содействие в благе;
2) маъмум должен следовать за имамом при его телодвижениях, относящихся к намазу, а также в других составных частях намаза (рукн).
3) маъмум должен быть осведомлён о телодвижениях имама, относящихся к намазу. То есть он должен или видеть имама, или видеть часть ряда, или слышать того, кто доносит слова имама;
4) между маъмумом и имамом не должно быть большого расстояния. Это условие касается ситуации, когда имам и маъмум не находятся в мечети. Если же они совершают намаз в мечети, то следование маъмума за имамом будет действительным, каким бы большим ни было расстояние между ними;
5) у молящегося за имамом обязательно должно быть намерение на коллективный намаз или на следование за имамом.
Маъмум считается успевшим на ракат вместе с имамом, если он застал его в поясном поклоне. Если же он застал его после поясного поклона, то маъмум считается упустившим ракат вместе с имамом. В таком случае он должен восполнить упущенный ракат или упущенные ракаты (если он упустил больше одного раката), после того как имам совершит таслим.
(Данная статья подготовлена на основе распространённого в Дагестане труда по фикху (исламскому праву) шафиитского мазхаба «Аль-Фикху ль-манхаджи», соавтором которого является находящийся в данный момент в республике сирийский шейх Мустафа аль-Буг). ]§[
- 214 просмотров