5 октября депутаты Госдумы седьмого созыва собрались на свою первую сессию. Всё было чинно и благородно: открывал заседание старейший парламентарий-коммунист, нобелевский лауреат Жорес Алфёров, в президиуме рядом с космонавтом-единороссом Валентиной Терешковой сидел президент России Владимир Путин, чему, судя по громким и восторженным аплодисментам, сильно радовался сидевший по другую сторону президиума (рядом с Галиной Хованской) вечный лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Сбоку от президиума, в партере, сидели экс-председатель Госдумы, а теперь «рыцарь плаща и кинжала» (директор СВР) Сергей Нарышкин, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и генпрокурор Юрий Чайка. В зале рядом с легендарным борцом-классиком Александром Карелиным сидел, правда, недолго, тот, кто формировал внутреннюю политику всей страны – будущий спикер российского парламента Вячеслав Володин.
Депутаты обещали друг другу честно работать на благо избирателей, обсуждать законы, прежде чем принимать их, а Владимир Путин предупредил, что их «ждёт напряжённая и ответственная работа», в ходе которой они «всегда могут рассчитывать на поддержку президента и правительства». План работы, в общих чертах, прост: обеспечение сбалансированного развития российских регионов, решение задач в области образования, здравоохранения, обороны, а также частной предпринимательской инициативы…
В тот же день депутаты определились со своим председателем: интриги, как известно, не было. Спикером Госдумы стал экс-первый зам. руководителя администрации президента России Вячеслав Володин. Вместо него руководить внутренней политикой будет экс-глава Росатома Сергей Кириенко. (Отметим, что его доход на посту главы Росатома, согласно антикоррупционной декларации за 2015 год, составил 133 609 075 рублей.)
«Дагестанская фракция» в Госдуме в этом созыве смогла сохранить свою численность: раньше в парламенте было 11 дагестанцев, а к концу срока их там осталось 10. Правда, состав несколько обновился и представлен единороссами, избиравшимися от Дагестана: Гаджиметом Сафаралиевым, Магомедом Гаджиевым, Зауром Аскандаровым, Мурадом Гаджиевым, Юрием Левицким, Бувайсаром Сайтиевым (его, правда, можно записать и в актив «чеченской сборной»), Умаханом Умахановым, Абдулмажидом Маграмовым и Абдулгамидом Эмиргамзаевым, а также коммунистом Сергеем Решульским, прошедшим в Госдуму по общим спискам КПРФ, и справедливороссом Гаджимурадом Омаровым, сумевшим убедить башкирского избирателя в том, что их интересы он будет отстаивать лучше, чем кандидат из местных… Несмотря на сохранение численности, в статусности наши депутаты несколько потеряли: сокращение количества комитетов в Госдуме от 30 до 28 привело к тому, что возглавляемый в прошлом созыве Гаджиметом Сафаралиевым Комитет ГД РФ по делам национальностей был передан депутату от Татарстана Ильдару Гильмутдинову. (Это несколько странно, так как Сафаралиев, являясь ответственным за проведение праймериз на территории Северного Кавказа и отчасти результаты выборов, согласно официальным данным, показал прекрасный результат, но, видимо, новое руководство Госдумы что-то не устроило…)
Отметим, что политический адат (обычай) по представленности в Госдуме дагестанских национальностей соблюдён (см. таблицу).
Стоимость голоса…
Говоря о стоимости голоса избирателя, мы привыкли, что дагестанские политики оперируют категориями «мешок муки», «мешок сахара», «бутылка масла». Иногда с упрёком вспоминают и денежный эквивалент…
Заметим, что превращение выборов практически любого уровня (за исключением отдельных, не носящих системного характера, случаев) в полностью подконтрольную процедуру, далёкую от реального волеизъявления граждан, избавило политиков от необходимости скупать голоса населения. При существующей системе договариваться кандидату в Народное собрание или же в Госдуму надо не с населением.
Но если кто-то считает, что голос избирателя ничего не стоит, то тот сильно ошибается. Существующая система госфинансирования партий, ставящая в прямую зависимость объём денег, перечисляемый в партийные бюджеты, от количества голосов избирателей, может отчасти объяснить, почему партия власти на республиканском уровне (тому есть масса доказательств, размещённых, в том числе на нашем сайте) старается показывать высокие результаты как в явке населения, так и в количестве отданных за неё голосов.
Согласно ФЗ «О политических партиях», политическая партия, сумевшая пройти трёхпроцентный барьер на выборах в депутаты Госдумы и/или на выборах президента России, получает из федерального бюджета 110 рублей в год на период действия избранного органа власти.
То есть 550 рублей за голос в течение пяти лет.
Анализ сводных финансовых отчётов, которые парламентские партии представили в Центризбирком, показывает, что, к примеру, за 2015 год в «Единую Россию» (центральный орган) из госбюджета поступило 3 560 891 070 рублей, из которых, в свою очередь, на содержание дагестанского отделения было выделено 40 710 157 рублей. Вообще, разделение между центральным аппаратом и региональным отделением денег за полученные на выборах голоса осуществляется по-разному, отдельным соглашением. Так, в декабре 2011 года за кандидатов в депутаты Госдумы от «Единой России» в Дагестане, по официальным данным, проголосовали 1 358 980 избирателей. Таким образом, дагестанский избиратель принёс руководству «Единой России» (если помножить голоса избирателей на 550 рублей) 747 439 000 рублей, но обратно (см. таб. №2) – только пятую часть!
Примечательны расходы ДРО ВПП «Единая Россия»: стоимость заседания политсовета партии или же его президиума (это когда небольшая группа чиновников садится вокруг стола и для проформы утверждает те или иные партийные протоколы) варьируется от 28 310 до 98 320 рублей.
Московский офис КПРФ выделяет своему дагестанскому отделению одну треть от стоимости тех голосов, что они ему приносят. «Справедливые» же получают примерно половину от того, что смогли монетизировать… Глядя на структуру расходов дагестанского отделения КПРФ, якобы конкурирующего с «Единой Россией», начинаешь понимать, что они своей жизнью довольны и существующее положение их устраивает: за счёт КПРФ для них приобретены четыре автомобиля (один из них – Toyota Camry за 1,2 млн рублей), оплачиваются прочие расходы, а вот результат на выборах от них не требуется. В 2011 году КПРФ показала 11,3% голосов, а в этом году – значительно меньше. Но, как мы помним, непринципиальный подход к итогам выборов в сентябре 2016 года позволил руководству ДРО КПРФ (и, в том числе ДРО «Справедливая Россия») стать вице-спикерами дагестанского парламента…
Таб. 2. Расходы на содержание дагестанских отделений политических партий, представленных в Госдуме (сформирована на основе открытых данных)
Дагестанские отделения политических партий* |
Расходы на содержание дагестанского отделения партии |
||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год** |
|
«Единая Россия» |
27 892 016 |
30 306 677 |
24 813 037 |
40 710 157 |
26 865 913 |
КПРФ |
Нет данных |
4 618 778 |
6 706 630 |
9 563 384 |
5 219 708 |
«Справедливая Россия» |
Нет данных |
26 587 |
69 550 |
923 515 |
230 828 |
* Для удобства в восприятии здесь приводятся партии, которые представлены как в Госдуме, так и в НС РД
** Ожидаемая сумма госфинансирования ДРО партий в 2016 году (начисление остатков за прошедший выборный период).
Instagram Кадырова…
Каким будет финансирование партий по результатам этих выборов и какова будет структура распределения дохода (оплаченных из бюджета голосов избирателей) между центральными офисами партий и их республиканскими отделениями, пока обсуждать рано, надо дождаться официальных отчётов. Пока же стоит сказать о ситуации вокруг новых назначений в Кремле (приход в руководство АГП Антона Вайно и назначение его первым замом Кириенко, уход в Госдуму Володина) и происходящих в соседней Чечне событий.
Основным источником информации о жизни чеченского лидера служит его Instagram. Так, именно из этой соцсети стало известно, что глава ЧР Рамзан Кадыров считает избранного от Дагестана в Госдуму Сайтиева чеченским депутатом. (Это можно увидеть на снимке, где Кадыров поздравляет Володина с представлением его на должность спикера Госдумы.) Особое выделение Кадыровым Сайтиева понять можно – олимпионик является авторитетной в Хасавюртовской зоне персоной, и, как говорят источники «Черновика», между Махачкалой и Грозным была негласная договорённость о назначении Сайтиева в руководители Хасавюрта или Хасавюртовского района. Но данное соглашение не случилось: в Хасавюртовском районе руководством Дагестана была поддержана (несмотря на слабые возражения ФСБ) кандидатура Джамбула Салавова. А ситуация в Хасавюрте и контроль города его экс-главой, а ныне республиканским министром Сайгидпашой Умахановым не дали именитому спортсмену в нём закрепиться. (По некоторым данным, Умаханов, как медиатор отношений в северной зоне Дагестана, предлагал бесконфликтное решение вопроса нацпредставительства в Госдуме: пропустить лакца Маграмова в Госдуму через партийный список, дать аварцу выиграть в Южном избирательном округе Дагестана, а кумыку – в Северном. Но принимающая в республике все политические решения сила в категорической форме отвергла это предложение…)
Видимо, застопорившийся процесс воссоздания Ауховского района, а также проблемы с передачей Сайтиеву Хасавюрта и/или Хасавюртовского района привели к компромиссу – передаче ему мандата депутата Госдумы. Возможно, временно, пока на севере Дагестана не произойдут перемены…
P. S. Заметим, что переход Володина в Госдуму рассматривается как укрепление российского парламента и одновременно отсечение экс-первого заместителя руководителя АПР от влияния на внутреннюю политику страны. Опирающиеся на Володина губернаторы теперь будут вынуждены подстраиваться под Сергея Кириенко, очень непростого политика и чиновника, известного как успешный и жёсткий переговорщик и лоббист, вовлечённого как во внутриполитические, так и внешнеполитические вопросы. Ожидается, что он будет выстраивать отношения с главами субъектов Федерации по другим стандартам. В том числе и с Рамзаном Кадыровым. К примеру, «показательный» бой сына Кадырова, нокаутировавшего своего соперника, вызвал справедливую критику со стороны президента Союза ММА России Фёдора Емельяненко и резкую реакцию на это, в грубых выражениях, чеченской стороны.
Однако реакция пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, заявившего, что данный случай требует расследования, показательна в том плане, что Кремль уже не собирается прощать главе ЧР даже такие, казалось бы, небольшие проступки… Поэтому следует ожидать переформатирования отношений между Дагестаном и Чечнёй – с готового на любые уступки на сдержанные и чуть прохладные. ]§[
- 16 просмотров