Явка с поличным

Драки, угрозы, давление, подкуп, погромы – это не кадры из триллера, а выборы в Дагестане. Выборы – это не только, когда неожиданно прирастает количество избирателей после 20:00, но и когда избиратели овладевают даром телепортации из одного участка в другой, а наблюдателям приходится контролировать выборный процесс по очереди. Почти 90-процентная протокольная явка избирателей при практически пустых избирательных участках превратила дагестанские выборы в очередной грандиозный фарс, граничащий с национальным позором. Не исключено, что в ближайшее время это станет причиной визита в нашу республику председателя ЦИК России Эллы Памфиловой…

 

Всё воскресенье 18 сентября в «Черновике» работал ситуационный центр по отслеживанию нарушений в ходе выборов, поэтому мы целый день получали звонки и сообщения со всех уголков Дагестана. Нарушения начались ещё до начала выборов: во многих избирательных участках председатели избирательных комиссий отказывались пускать наблюдателей под разными надуманными предлогами.

Например, на одном из участков Махачкалы выгнали наблюдателя от кандидата в депутаты Госдумы Олега Мельникова, объяснив это тем, что на направлении нет печати партии, хотя Мельников является самовыдвиженцем, а не представителем какой-либо партии. На другой участок их отказывались допустить, так как по какой-то причине их не оказалось в списках у комиссии.

Из Гумбетовского района сообщали, что практически на всех 32 избирательных участках председатели комиссий не допускают членов ТИК с правом совещательного голоса, представляющих кандидата в депутаты Госдумы Абусупьяна Хархарова. В двух избирательных участках в селе Аргвани этого района сотрудники полиции демонстративно отнимали телефоны наблюдателей и угрожали применить силу в случае проведения фото- и видеосъёмки процесса голосования. Такие нарушения со стороны правоохранителей, видимо, объяснялись тем, что они чувствовали абсолютную моральную поддержку со стороны высокопоставленных чиновников. Так, в день голосования в Гумбетовском районе находился экс-глава этого муниципалитета, ныне вице-спикер Народного собрания Сайгидахмед Ахмедов. Как информировали наши источники, он объезжал почти все населённые пункты, где функционировали участковые комиссии, вызывал на разговор председателей УИК, в ходе которого, предположительно, оказывал на них давление с целью поддержки кандидатуры Абдулмажида Маграмова.  

На участке №1172 (школа №2, район Новостроя) члены избирательной комиссии от Хархарова сказали, что они должны были уведомить комиссию о своём визите за три дня до выборов. Отметим, что, согласно закону, выводить наблюдателей с места проведения голосования можно только по решению суда.

В Кизляре на одном из участков для наблюдателей оказалось не достаточно мест, поэтому им было предложено наблюдать по очереди. А где-то члены комиссии не хотели оставлять избирателей в одиночестве за ширмой и периодически заглядывали к ним в гости. Такие сообщения приходили из участка №1129, расположенного в здании администрации посёлка Тарки. 

Тайное голосование переросло в бурное обсуждение

 

Откаруселили...

 

Дракой началось голосование в Избер-баше: одного наблюдателя от партии «Патриоты России» доставили в отдел полиции. Представители партии также сообщали, что в Избербаше, на участках №0531 (в здании горгаза) и №0537 (в здании школы №1), избиратели приходят с пятью паспортами.

В 8 утра возле почтового отделения по ул. Гамидова, 12, в Махачкале (напротив располагается штаб «Единой России»), можно было наблюдать 6 микроавтобусов. Затем в редакцию «ЧК» стали поступать сообщения о том, что около 30–40 «газелей» были замечены возле администрации Ленинского района Махачкалы. По словам звонивших в ситуационный центр «Черновика», эти «газели» развозили людей по избирательным участкам Ленинского района столицы.

Конечно, можно предположить, что это законный организованный развоз избирателей, но зафиксировано, что автотранспорт привозил одних и тех же людей на различные избирательные участки, то есть наблюдалось так называемое круизное голосование. В основном в «круиз» отправлялись работники школ, детских садов, медучреждений. Они голосовали на разных УИК Махачкалы по два-три раза, проходя якобы по дополнительным спискам. Позднее эти же микроавтобусы и «газели» видели на избирательных участках Советского и Кировского районов Махачкалы. Такие нарушения, к примеру, звонившие в «Черновик» представители КПРФ фиксировали на участках №1077, 1085, 1080, 1078, 1074 Махачкалы.

На участке №1057 в Редукторном посёлке, по ул. Лаптиева, в здании детского сада, наблюдатели заметили, как избирателям выдают по два-три бюллетеня, где уже была проставлена галочка в пользу партии «Единая Россия». Уполномоченный представитель КПРФ Бильямудин Османов заявляет, что в этом районе в избирательных участках в детском саду и школе №29 голосуют одни и те же люди, их подвозят на «газелях». «Карусельщики» были и на УИК №1097 (Национальная библиотека).

Самым популярным местом «круизного голосования» стали участки №1113 и №1111 Махачкалы. Наблюдатели засняли множество случаев голосования одних и тех же людей. (Несколько примеров выложено на сайте «Черновика»).

Жители Дербента сообщили, что явку в их городе тоже организовали за счёт административного ресурса: студентов как прописанных, так и без прописки возили на микроавтобусах по избирательным участкам голосовать за «Единую Россию».

Круизное голосование на своём участке №1053 (Махачкала) зафиксировали наблюдатели партии «Союз труда»: председатель УИК отказала им в проверке места регистрации (прописки) подозрительной группы лиц для удостоверения их принадлежности к этому участку.

Один из членов избирательной комиссии УИК №644 (Каспийск) Марат Исмаилов также зафиксировал «карусели» и сумел пресечь незаконное голосование. После этого председатель УИК вызвала слишком бдительного члена комиссии в отдельную комнату и попросила «не портить отношения, ведь мы не один день живём». Она также пообещала: в этом случае ему дадут деньги. Не добившись желаемого, она пригрозила Исмаилову тем, что им известен адрес проживания, и напомнила, что «слишком бдительным ломали челюсти».

На самом деле исход выборов зависел от членов комиссии

 

За папу, за маму...

 

На помощь «каруселям» в этот день пришли вбросы и приписки. На участке в школе №7 (Махачкала) одна из избирательниц нашла в списках данные своего отца, который умер 2,5 года назад. Девушка попросила вычеркнуть его фамилию, но члены комиссии поставили лишь галочку.

Кандидат в Госдуму от партии «ПАРНАС» Руслан Магомедов принёс в жертву дагестанской демократии свой планшет. Он рассказал, что приехал на избирательный участок №1123 в Махачкале (Шахматная школа) после сообщения о массовом вбросе бюллетеней, однако ему были не рады. Председатель участка попросил его выйти, кандидат отказался, после чего двое молодых людей насильно вывели его. Неизвестные пригрозили  доставить слишком бдительного кандидата в Советский РОВД Махачкалы. Обещание они не сдержали, но зато Магомедов после встречи с ними потерял планшет...

Из Центральной больницы Хасавюрта «Черновику» сообщили о том, что туда пришли люди с переносной урной, раздали больным бюллетени, указали голосовать за «Единую Россию» и там же их закинули.

Ситуация с «каруселями» и вбросами наблюдалась во многих районах Дагестана. Так, в Бабаюртовском районе люди, возмущённые фальсификацией выборов, были готовы выйти на несанкционированный митинг. Здесь сотрудники бюджетных организаций  и работники полиции объезжали каждый участок и делали свой выбор по нескольку раз. Больше всего нарушений зафиксировали наблюдатели из штабов кандидатов в депутаты Госдумы РФ Джамала Касумова и Абусупьяна Хархарова. Начальник штаба Джамала Касумова Махач Аджиев заявлял, что на всех участках идёт недопуск наблюдателей, оказывается давление со стороны главы администрации Бабаюртовского района Эльдара Карагишиева.

Другой, Олег Мельников, сообщил о том, как проходили выборы в Кизляре. В частности, на участке №800 были вброшены бюллетени в стационарную урну для голосования, в то время, когда наблюдатель вышел на 20 минут из помещения. До его ухода бюллетени были на дне урны. Когда он вернулся, то увидел, что она заполнилась наполовину. По словам наблюдателей от Касумова и партии «Трудовая Россия», вброс осуществляла группа лиц, зашедшая на участок с бюллетенями в сумках. И этому никто не препятствовал.

В 17:40 на участке №809 (Кизляр) председатель комиссии собрал наблюдателей и заявил, что был звонок из администрации, и, согласно полученным указаниям, для повышения явки (до 900 человек) будет осуществлён вброс бюллетеней во время подсчёта голосов. В нём 80% голосов нарисуют для «Единой России», оставшиеся 20% раскидают между другими участниками выборов. (В распоряжении редакции имеются записи разговоров с председателем и заместителем данного УИК «ЧК».) В итоговых протоколах явка на этом участке составила 1 080 человек (80%), хотя в реальности не превышала 4%. На другом участке (№814) председатель УИК сообщил наблюдателям, что в администрации им уже продиктовали цифры, которые надо внести в протокол. На этом же участке выявлен случай, когда парень, приписанный к другому УИК Кизляра, проголосовал здесь же без открепительного удостоверения. Он пришёл с двумя несовершеннолетними сёстрами и пачкой паспортов, хотел проголосовать за родителей, что было пресечено.

 

У разбитого корыта...

 

Апогеем выборов в Дагестане стала драка и разбитая урна с бюллетенями на избирательном участке в селении Гоцатль Хунзахского района. Источник «Черновика» с места событий прокомментировал, что на этот избирательный участок приехал глава Хунзахского района Саид Юсупов со своими людьми (среди его сопровождающих находились ребята крепкого спортивного телосложения), и они начали внаглую вбрасывать стопки бюллетеней. При этом «спортсмены» демонстративно спросили: «Если кто-то что-нибудь может сделать, сделайте».

Наблюдавшие ребята восприняли эти действия как личное оскорбление. «Ребята возмутились и попытались воспрепятствовать этому, но те тоже не отступали. Получилась потасовка. Председатель комиссии просто сидел и безучастно смотрел на всё это», – сообщили «ЧК» из избирательного участка. По его словам, приблизительно то же самое происходило и в Хунзахе.

«Там тоже произошла потасовка, но ребят было побольше, они встали толпой и подняли урну, чтобы туда не было вбросов и никого не подпускали. Там дано указание в любом случае протащить по району Маграмова, и они всеми незаконными путями стараются выполнить это указание», –  сообщил источник.

После этого Саид Юсупов  дал пояснения на своей странице в социальной сети Instagram, отметив, что выборы в районе проходят в штатном режиме, только на одном участке в Гоцатле произошёл конфликт между сторонниками кандидатов.

«После того как инцидент был исчерпан, одна из сторон поломала урну и сожгла бюллетени. Я думаю, что после всех следственных действий правоохранительные органы дадут правовую оценку», – заявил Юсупов.

На следующий день стало известно, что результаты выборов в селении Гоцатль аннулированы, а следствие усмотрело воспрепятствование работе избирательной комиссии.

Отметим, что, согласно избирательному законодательству, избирательные участки должны закрыться в 20:00 для подсчёта голосов и явки избирателей. Но данное правило сработало не везде: где-то избирательные участки закрыли раньше, а где-то предлагали избирателям немного подождать. В частности, в с. Новосаситли Хасавюртовского района избирательный участок №1534 был закрыт уже в 19:15, а голоса уже были подсчитаны. В то же время, как сообщил наблюдатель от партии «Яблоко», правозащитник Исалмагомед Набиев, на избирательном участке №1152 (Вспомогательная школа №8 Махачкалы) председатель УИК, вместо того чтобы в 20:00 закрыть, предложил «подождать ещё полчасика». К концу дня здесь проголосовал всего 341 избиратель при зарегистрированном 2 741 (что составляет 12,44%). Председатель комиссии отказался сразу показывать протоколы с результатами явки избирателей, а спустя некоторое время наблюдателям предъявили протокол, согласно которому на участке 2 460 избирателей!

Аналогичные сообщения о том, что председатели комиссий отказываются выдавать протоколы, поступали в редакцию из нескольких районов республики: Унцукульского, Хунзахского, Дахадаевского, Гумбетовского, Левашин-ского, Ахтынского, Таба-саранского, Карабудах-кентского.  Наблюдатели, работающие на участках в Махачкале, отмечали, что председатели УИК в массовом порядке покидали участки, не желая давать итоговые протоколы или же вести подсчёт голосов в присутствии наблюдателей.

Справедливости ради надо признать и то, что нарушение и давление где-то удалось пресечь. К примеру, в Ахвахском районе Абусупьян Хархаров буквально разгромил Абдулмажида Маграмова. Разумеется, это стало возможным только потому, что здесь не было вбросов. Скорее всего, это объясняется тем, что глава района Исмаил Магомедшарипов элементарно не поддался уговорам и давлению. При этом надо отметить, что он покидает муниципальную должность и будет заседать в новом созыве Народного собрания РД.

Урна наполовину пуста, а для кого-то наполовину полна

 

Комментарий «ЧК»

 

Прошедший в Дагестане плебисцит вынуждает вспомнить знаменитую фразу Дмитрия Медведева, назвавшего выборы мэра Дербента в 2009 году «нестерильными». Говоря об аналогии, надо отметить, что последнее голосование в республике стало куда более грязным. Такого потока нарушений не зафиксировано ни в одном другом регионе страны. Возможно, это не избежит внимания руководства ЦИК страны. По крайней мере руководитель Центризбиркома РФ Элла Памфилова, по нашим данным, не исключает возможности приезда в Дагестан для ознакомления с ситуацией на месте. Помимо самих нарушений под подозрение федерального чиновника попала и невероятно высокая явка избирателей. 

Очевидно, что реальный ход голосования, а более всего – его итоги, ещё больше отодвинули власть от простого народа. Собственно говоря, власть умышленно использовала подобные методы политической борьбы, и этому, на наш взгляд, есть несколько объяснений. Во-первых, руководство страны прекрасно понимает, что за последние годы, особенно после экономического кризиса, партия власти заметно потеряла активы и доверие. Но чётко осознавая то, что в умеренной и центральной полосе России у властей практически не осталось реальных рычагов воздействия на массы, Центр в очередной раз сделал ставку на Северный Кавказ, традиционно выдающий колоссальную явку. А дагестанскому руководству, и так озабоченному своим политическим будущим, крайне важно было показать свою профпригодность и состоятельность. Но сделало это ценой мнения и предпочтения почти 1,5 млн избирателей… ]§[

Номер газеты