Сегодня, 4 марта, исполнилось бы 75 лет Шейиху Ибрагимовичу Исмаилову, одному из достойнейших дагестанцев, ярких представителей общественной жизни республики, крупному учёному, профессору, который последние 20 лет своей жизни руководил Дагестанским государственным педагогическим университетом. Но, пожалуй, самый глубокий, пронзительный след от этого человека оставили его доброта и великодушие, благость и человеколюбие…
Трудно теперь сказать, кто вложил или что сформировало в характере Шейиха Ибрагимовича эти качества: то ли тяжелейшие испытания в судьбоносные для страны годы Великой Отечественной войны, в которые он родился, и голодное послевоенное десятилетие, в котором он вырос, то ли безукоризненное и безупречное воспитание прекрасных родителей – Ибрагима и Барират. Безусловно, свой вклад внесли и то и другое, но основным фактором стало то, что Шейих Ибрагимович закалял в себе только добрые чувства, не оставляя ни частички для негатива.
Помимо выполнения своей текущей работы, Шейих Ибрагимович успел заслужить и государственную оценку. Причём заслужить в прямом смысле. В 1975–1977 гг. был направлен на преподавательскую работу в Республику Замбия, а в 1982–1985-м – с такой же миссией в Афганистан, где, несмотря на сложную военную обстановку, он с честью выполнил свой профессиональный и интернациональный долг. Вернувшись домой, проработал в разные годы старшим преподавателем, доцентом, заведующим кафедрой и деканом биолого-химического факультета. В 1987 году стал ректором одного из крупнейших вузов. Говоря о Шейихе Ибрагимовиче в третьем лице, многие его друзья и коллеги говорили «народный ректор».
Ещё одним бесценным и редким в наше время качеством Шейиха Ибрагимовича было то, что практически ни одного человека он не отпускал без надежды на решение той или иной проблемы. Таких людей, надо признать, была не одна тысяча. И держать своё слово и выполнять обещания он умел, и, пожалуй, делал это с большим удовольствием и радостью.
ОТ АВТОРА
Будучи близким родственником Шейиха Ибрагимовича, в детстве я гонял с ним мяч на лесной опушке, куда почти каждые выходные он вывозил всю свою большую родню. Запомнилось, как во время перерывов от футбола он бережно, словно снежинку, снимал с листьев какое-нибудь насекомое, изучению которых отдал всю жизнь, и с упоением о них рассказывал детворе. А о былой открытости, доступности Шейиха Ибрагимовича можно говорить часами, когда практически любой человек, невзирая на чины и заслуги, имел возможность лично с ним встретиться либо в Махачкале, либо в родном селе Алходжакент, где он с семьёй любил проводить выходные. Помню, как, узнав о его приезде, к отцовскому дому Исмаиловых начинали стягиваться многочисленные односельчане, большинство из которых ждали от Шейиха Ибрагимовича помощи и поддержки. И, несомненно, их получали. И как же не запомнить их лица: у одних в широкой улыбке, у других в радостной растерянности и слезах счастья, потому что доброта и человечность «народного ректора» могли даже сковывать людей.
Однажды доктор исторических наук Магомед Джабраилович Адухов, даря Шейиху Ибрагимовичу книгу, сделал запись на переплёте «Вашей человечности позавидуют боги…»
10 лет назад Шейих Ибрагимович Исмаилов скоропостижно скончался, но именно таким человеком с большой буквы, настоящим народным ректором он останется в памяти дагестанцев.
- 19 просмотров