Две головы – хорошо?

Буйнакский городской суд, полутёмное помещение зала судебного заседания. Судья Нурмагомед Нурмагомедов устанавливает явку лиц, участвующих в процессе:
– Назовите вашу фамилию, имя и отчество.
– Гамзатов Гусейн Абдулаевич…
– Работаете?
– Да.
– Кем?
– Работаю… (разводя руками и с небольшой иронией в голосе) главой города!

***

– Назовите вашу фамилию, имя и отчество.
– Амиров Закарья Якубович…
– Работаете?
– Да.
– Кем?
– С 4 апреля главой города Буйнакска…

Практически так началось 6 апреля заседание Буйнакского городского суда по рассмотрению административного иска Гусейна Гамзатова к городскому собранию и администрации Буйнакска. (Гамзатов оспаривает, что им было издано, а затем подписано распоряжение главы администрации Буйнакска №01 от 11 января 2016 года «О досрочном прекращении полномочий главы городского округа ‘‘Город Буйнакск’’».) Первое заседание суда, прошедшее 15 февраля, завершилось тем, что направило спорные распоряжения и образцы подписей Гамзатова на экспертизу в Ставропольский край. Результаты экспертизы пришли в Дагестан в конце марта, но…

…Но прежде чем продолжить, необходимо сделать небольшое отступление.

 

Предыстория

 

Коротко напомним об основных действующих лицах буйнакской эпопеи. В середине 2015 года о своём желании принять участие в выборах депутатов горсобрания Буйнакска заявила «Партия ветеранов России». Она, пробиваясь сквозь серьёзное административное противодействие, смогла зарегистрироваться как участник выборов, а в дальнейшем сообщала, что её цель – привести в руководство Буйнакска Османа Османова, возглавлявшего город в конце 1990-х. Османов как кандидат в депутаты зарегистрирован не был. Действующий глава города Гусейн Гамзатов, имевший на тот период времени поддержку главы Дагестана, чей срок полномочий заканчивался в сентябре 2015 года, перестраховался и переизбрался старым составом горсобрания, полностью состоявшего из его сторонников, 8 сентября 2015 года. 13 сентября того же года всенародные выборы городского собрания привели к тому, что «Единая Россия» провалила выборы. Из 21 депутатского мандата сторонники Османова (на тот момент) получили 17, а 4 осталось за «единороссами», сторонниками Гамзатова.

Республиканская власть, не желая поддерживать Османова, который баллотировался без санкции Рамазана Абдулатипова, а также желал убрать Гамзатова, решила назначить в Буйнакск иного руководителя. Но принципиальная позиция депутатов не позволяла долгое время этого сделать.

В ноябре 2015 г. Гамзатов под политическим давлением ушёл на «больничный», а на должность исполняющего обязанности главы города встал исполняющий обязанности первого замглавы Ильяс Мамаев. Ему не удалось достичь диалога с депутатами, а сами депутаты  – «Партия ветеранов России» – к декабрю раскололись: пять депутатов поддерживали Османова, а остальные 12 внезапно стали продвигать креатуру Белого дома, экс-руководителя Дагестанской таможни Закарью Амирова. В конце декабря он в качестве и. о. главы города сменил Мамаева…

 

С новым мэром?

 

31 марта Коллегия Верховного суда Дагестана по административным спорам приняла решение об отмене предупредительных мер по иску Гусейна Гамзатова. Предупредительные меры, установленные Буйнакским городским судом 12 февраля 2016 г., не позволяли вступить в законную силу решению городского Собрания депутатов от 18 января 2016 г. «О проведении конкурса по отбору кандидатуры на должность главы городского округа ‘‘Город Буйнакск’’». Тогда эти меры позволили фактически отменить назначенное на 16 февраля избрание нового главы Буйнакска.

Городское собрание и администрация Буйнакска обратились в Верховный суд Дагестана и спустя полтора месяца добились отмены предупредительных мер. Отметим, что решение суда появилось в четверг (31 марта), а уже в пятницу, 1 апреля, в газете «Будни Буйнакска» появилось объявление о том, что 4 апреля пройдёт сессия городского собрания, в повестке которой значится два пункта: 1. Избрание главы городского округа; 2. Разное.

«Черновик» не зря делает акцент на том, как быстро в «Буднях Буйнакска» появилось объявление о проведении сессии Собрания депутатов города. Зная технологию сдачи газет в печать (абсолютное большинство дагестанских газет уходит в типографию в четверг, чтобы в пятницу быть в киосках), можно предположить, что решение Верховного суда РД было ожидаемым, поэтому место под указанное объявление уже было подготовлено заранее. А срок с 1 по 3 апреля прошёл в форсированном режиме на подготовительные к сессии мероприятия, в частности, подготовку решения конкурсной комиссии, протоколов, приглашения представителей прокуратуры и МВД, обеспечение мер безопасности…

4 апреля Буйнакск был оцеплен силами местной и командированной в Дагестан из других регионов России полиции. Бронетехника присутствовала на въездах в город, а непосредственно площадь, на которой находится здание администрации Буйнакска, была перекрыта кордонами полиции. А само здание администрации охранялось сотрудниками ЧОП. По данным «Черновика», силовики опасались, что сторонники Османа Османова или Гусейна Гамзатова выйдут на массовую акцию протеста, не желая избрания депутатами Закарьи Амирова. Но тревога была ложной – массовых акций протеста по этому поводу не произошло…

Сама сессия горсобрания прошла в закрытом от прессы режиме: в здание администрации спокойно заходили друзья, родственники, знакомые депутатов и нового руководства Буйнакска, а представителям СМИ объясняли, что есть распоряжение Закарьи Амирова, согласно которому присутствие прессы в момент его избрания считалось неуместным. Комментариев депутатов горсобрания о том, с чем связан запрет для присутствия журналистов, также взять не удалось. Из неофициальных версий запрета на присутствие прессы: личная обида Амирова на «Черновик» (якобы издание поддерживает в буйнакском конфликте только Гамзатова), а также рекомендация пресс-службы главы Дагестана провести мероприятие в закрытом режиме.

«Черновик» предполагает, что на запрет могли повлиять не только указанные факторы, но и опасения, что пресса станет свидетелем массового сложения депутатских мандатов. До начала мероприятия у лоббистов Закарьи Амирова не было уверенности, что после сложения мандатов в собрании останется необходимый для принятия решения кворум из 12 депутатов. (Всего в горсобрании 21 депутат.) Видимо, отчасти поэтому сессия горсобрания прошла не в актовом зале администрации, где обычно проводятся такие мероприятия, а в кабинете Гамзатова. В нём собрались все депутаты собрания, три кандидата на должность мэра города, прошедшие конкурсную комиссию, представители прокуратуры и МВД.

Не успел председатель горсобрания Темирлан Темирханов начать процедуру определения явки депутатов, слово взял руководитель фракции «Единая Россия» Заирбек Валиев. Он раскритиковал данное мероприятие, подробно изложив причины, по которым считает данную сессию незаконной, а потом, заявив, что больше не желает участвовать в «беззаконном мероприятии», сложил свои депутатские полномочия. Так же выступил зампредседателя горсобрания Магомед Магомаев, сказавший, что остаётся сторонником Османова и поэтому не желает участвовать «в этом концерте-шоу».

Их примеру последовали ещё восемь человек: трое «единороссов» и пять представителей фракции «Партия ветеранов России» (сторонники Османа Османова). (В последующем цифра сдавших депутатские мандаты была скорректирована до семи, но об этом чуть ниже…)

Сложившие свои полномочия депутаты вышли из здания администрации и тут же дали СМИ небольшую пресс-конференцию, где объяснили причину своего протеста.

В частности Валиев сообщил, что считает изначальное назначение Закарьи Амирова в конце декабря 2015 года на должность первого зама главы города незаконным, так как возглавлявший в тот период Буйнакск Ильяс Мамаев сам находился в ранге исполняющего обязанности первого заместителя главы города. «Он никак не мог по уставу кого-либо принимать в качестве первого зама… Обычного заместителя ещё мог принять… Поэтому я встал и сказал депутатам, что участвовать в этой вакханалии больше не собираюсь, и сложил свои полномочия», – рассказывает Валиев. Он же говорит, что 18 января был совершён служебный подлог, в результате чего появилось распоряжение №1 от 14 января 2016 года, согласно которому Гамзатов слагает с себя полномочия и назначает Амирова и. о. главы города.

 

Валиев отрицает, что Гамзатов подписывал этот документ, и напоминает, что экспертиза, проведённая в Ставрополе, доказала, что подпись Гамзатову не принадлежит. «Все документы – подлинники, связанные с этим делом, находятся в ФСБ, все работники администрации, управления делами дали показания, что их вызвали (к руководству города) и потребовали включить поддельное распоряжение в документооборот. И им пришлось так сделать… 31 марта Верховный суд РД незаконно отменяет предварительные меры защиты по иску Гамзатова, хотя известно, что рассмотрение дела (на котором будет проведена судебная оценка экспертизы «ЧК») назначено на 6 апреля. Кроме того, ими нарушены сроки проведения конкурсной комиссии, так как меры предварительной защиты остановили их течение, поэтому сессия должна была пройти только спустя 3–4 рабочих дня, а не в выходные, и только потом, на следующий день после оглашения результатов конкурсной комиссии, пройти Собрание депутатов. Этого сделано не было!.. Мы сложили свои полномочия, отношения к этому собранию уже не имеем, но Гамзатов и его сторонники будут обращаться в суды по отмене решения Верховного суда РД… Мы  дойдём хоть до Москвы, но правды всё равно добьёмся», – сообщает экс-депутат.

Позицию сторонников Гамзатова поддержали и сторонники Османова. Уже экс-председатель горсобрания, представлявший фракцию «Партия ветеранов России», Магомед Магомаев заявил следующее: «Мы сегодня сложили свои полномочия, так как по непонятным нам причинам глава республики никак не хотел видеть главой города Османа Османова. Мы столько писем и обращений писали по этому поводу, но ни разу не было адекватного ответа!..  Почему, по каким критериям Османов не подходит на должность главы города, нам никто не сказал. Получилось так, что наша партия уже раскололась, и, видимо, их там заинтересовали… Иначе чем объяснить, что ребята повернулись в сторону Амирова? Поэтому мы по своим моральным, дагестанским, мужским качествам считаем, что не можем работать рядом с Амировым. Поэтому я им сказал, что этим концертом-шоу пусть без нас занимаются… Нашим лидером, со всеми его положительными и отрицательными качествами, продолжает оставаться Осман Османов…».

Там же прозвучало, что  мандаты сложили четыре «единоросса» и пять «ветеранов». В последующем, после того как стало известно, что оставшиеся депутаты городского собрания Буйнакска единогласно поддержали кандидатуру Закарьи Амирова, ситуацию со сложением мандатов прояснил депутат Марат Джанхаев. Он сообщил, что за Амирова проголосовали 14 депутатов горсобрания, а сданных депутатских мандатов только семь… «Два депутата от «Единой России» остались и тоже проголосовали за Амирова…» – сообщил он.

По данным «Черновика», поначалу сложивших свои мандаты было девять человек, но затем двое из них – директор Буйнакского медучилища Абдула Гусейнов и директор Буйнакского известкового завода Ахмед Батдалов – заявления порвали. Первый не выдержал звонков из правительства и Минздрава Дагестана, а второй – сын депутата НС РД Батдала Батдалова («единоросс», представляет в НС РД Буйнакский район) – не захотел ставить политическую карьеру отца под угрозу…

Ситуацию в последующем прокомментировал уже экс-глава Буйнакска Гусейн Гамзатов. Он сообщил, что намерен дальше судиться с новой властью города, так как считает ситуацию с появлением распоряжения о своём уходе с должности актом беззакония.

«Я продолжаю утверждать, что заявление о своём уходе с должности главы города не подавал, распоряжения о назначении Закарьи Амирова исполняющим обязанности не издавал и не подписывал. Напомню, что тогда, 11 января, я вышел с  больничного и подписал два распоряжения: первое – о своём выходе на работу, а второе – о выходе моего водителя в отпуск. Тут получается абсурд: если бы я подписал распоряжение №1 о своём уходе с должности, то как я мог подписать распоряжение №2? Я уверен, что распоряжение моё подменили и подделали подпись. Следственные органы, я надеюсь, будут этим вопросом заниматься. То, что произошло сегодня, считаю незаконным, и будем это решение обжаловать в суде, обратимся с иском о признании заседания городского собрания незаконным.  Хочу напомнить, что экспертиза, проведённая по решению суда в Ставрополе, после месяца исследования моей подписи дала заключение, что подпись под распоряжением о моём уходе и назначении в качестве и. о. Амирова – не моя, что документы изготовлены на разных принтерах… Ставропольские эксперты месяц изучали мои образцы подписи и эти распоряжения, а эксперты Следственного управления СКР по Дагестану, утверждающие, что подпись под распоряжением о моём уходе принадлежит мне, провели исследования и дали своё заключение в течение пяти часов! Это невозможно!..» – говорит Гамзатов.

Он же сообщает, что про готовящуюся отмену мер обеспечительного характера в Верховном суде РД он знал, поэтому не явился как сам, так и не отправил туда своих представителей. «Ходили слухи, как говорят журналисты, что такое решение было принято под давлением, поэтому, видя бессмысленность этого, мы туда не приехали…» – комментирует происходящее Гамзатов.

Закарья Амиров считает, что за этим столом в кабинете мэра должен сидеть он...

 

Акты суда…

 

6 апреля охрана Буйнакского горсуда была усилена дополнительными нарядами полиции. В зал судебного заседания прибыли Гамзатов, а следом и Амиров. Они обменялись рукопожатиями, но сели поодаль друг от друга. После ряда процессуальных моментов (установления судом явки и оглашения сути рассматриваемого дела) адвокат Амирова заявил об отводе суду. Основание: назначение экспертизы без участия ответчика (Амирова), назначение экспертизы в Ставрополе, а не в экспертном учреждении Дагестана, как это рекомендует Минюст и пр. Эти действия, на взгляд адвоката Амирова, привели к тому, что процесс излишне затянулся, а также показывают заинтересованность суда. Судья Нурмагомедов ушёл в совещательную комнату для вынесения решения, а стороны остались в зале.

Наконец из зала вышел Закарья Амиров, а через какое-то время в коридор был вызван Гусейн Гамзатов. Как стало известно, они, зайдя в один из пустовавших кабинетов суда, обсуждали сложившуюся ситуацию. Нурмагомедов, пока шли переговоры, успел отклонить ходатайство адвоката Амирова об отводе суда и, видя, что в зале отсутствуют истец и ответчик, объявил короткий перерыв. Но перерыв сильно затянулся, поэтому в зал Гамзатов и Амиров вернулись только спустя час переговоров. Судья напомнил присутствующим их процессуальные права, сделав ударение на том, что стороны могут в любой момент заключить мировое соглашение, но, судя по тому, как далее пошёл процесс, Гамзатов и Амиров ни о чём не договорились…

Адвокат Амирова подал ряд ходатайств о приобщении к материалам дела: постановления об отказе в возбуждении уголовного дела следователя Буйнакского СО СУ СКР по РД в связи с отсутствием события преступления (согласно материалам проверки, подпись под спорным решением принадлежит Гамзатову), заключения экспертов отдела криминалистики СУ СКР по РД от 26 февраля 2016 г. (доказывающего, что подпись под спорным распоряжением принадлежит Гамзатову), а также заключения специалистов одного из частных экспертных учреждений Дагестана, установивших подлинность подписи Гамзатова под спорным распоряжением на основании ксерокопии документа. Суд удовлетворил только первое ходатайство и приобщил к материалам дела постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Экспертизу СУ СКР по РД суд приобщать не стал, так как адвокаты Гамзатова обратили внимание на то, что материалы на исследование были доставлены экспертам без упаковки и не были опечатаны (грубое нарушение правил). Была и другая причина. «Экспертиза (СУ СКР по РД – «ЧК») проводилась 26 февраля, с 9:00 по 17:20… Ими исследовались распоряжения, которые в данный момент вообще находились за пределами Дагестана!1 Поэтому нам непонятно, что и как исследовалось», – выразил удивление адвокат Гамзатова.

Суд в этот день допросил Гамзатова, Амирова и свидетеля – Рамазана Шамилова (водителя Гамзатова). Гамзатов пояснил, что распоряжение о своём уходе не издавал и не подписывал, Амиров заявил, что увидел подписанное заявление в числе корреспонденции на своём рабочем столе 12 января и до 18 января не оглашал его содержание на публику, а Шамилов рассказал суду, что 11 января он уходил в отпуск и был свидетелем того, как Гамзатов подписал Распоряжение №2, согласно которому он в последующем спокойно получил отпускные…

Суд, выслушав стороны, принял решение продолжить рассмотрение дела 12 апреля, в 14:00. В этот же день суд намерен допросить свидетелей по делу, в числе которых работники администрации и председатель горсобрания Буйнакска Темирлан Темирханов. ]§[

 

___________________________________

1 Согласно заключению эксперта ФБУ «Северокавказский региональный центр судебной экспертизы», исследование поступивших к ним материалов (оспариваемых распоряжений и образцов подписи) они начали 25 февраля, в 15:20, а завершили – 25 марта, в 16:00.

Номер газеты