В среду, 6 апреля, в ДГУ состоялось заседание республиканского общественно-делового аналитического клуба «Юпитер». Обсуждали идентичность дагестанцев.
Сопредседатель клуба Абдулла Магомедов (председатель Совета старейшин при Главе РД), начал с того, что, согласно тезису Рамазана Абдулатипова, клуб взял курс на очищение, и ядром его должна стать молодёжь и «зубастые, мыслящие, думающие, страдающие о Дагестане люди».
«Другого аналитического центра в республике нет», – заявил он и принялся объяснять значение слова «понимание», какие у него существуют уровни и разновидности. Самое главное «понимание», по его умозаключению, – это «адекватное понимание». Именно оно необходимо, чтобы осознать, что дагестанское общество до сих пор идентифицирует себя по этническому признаку, тогда как должно быть надэтническим. Магомедов заявил, что в речах политиков «нет порядка», а в науке и журналистике творится бардак с употреблением отдельных слов. Нельзя, по его мнению, называть народы «малыми» и «большими», а слово «народность» вообще недопустимо. «Я копался в Интернете и нашёл семьдесят высказываний Шихсаидова за один год. Он сказал: “Необходимо соблюдать национальное представительство в Госдуму и в Народное собрание республики. Депутаты должны представлять основные народности Дагестана”», – зачитал он выписанную цитату. По его мнению, несправедливо, что молодой человек со студенческой скамьи понимает, что не сможет стать руководителем только потому, что он другой национальности. «Это чудовищно», – резюмировал Магомедов. К этому времени зал уже наполовину опустел (ушли студенты). Кто-то заметил, что с молодёжью нужно разговаривать на её языке, чтобы она слушала.
Были озвучены результаты социологических исследований. Согласно им на вопрос «Кем вы себя считаете прежде всего?» больше всего людей ответили: представитель дагестанского народа (40%). На втором месте по популярности – я россиянин (31%). Этническая идентичность в Дагестане оказалась слабо выраженной, в отличие от соседних республик. Однако когда опрос проводился сугубо среди молодёжи, результаты оказались другими. У них на первом месте оказалась религиозная идентичность («я мусульманин»). Было отмечено, что у студентов медресе и других исламских учебных заведений российская идентичность оказалась слабо выраженной. Прозвучало мнение, что это тревожный сигнал, так как должна быть одна доминирующая идентичность.
Замминистра печати РД Зубайру Зубайруев обратил внимание на информационные заголовки типа «дагестанец изнасиловал…». Если вместо дагестанца поставить жителя Свердловска, то новость, по его словам, теряет всякий смысл. «Гражданин, мусульманин, патриот России», – назвал Зубайруев формулу идеальной идентичности, которая может примирить всех. ]§[
- 9 просмотров