Следователи собираются закрыть уголовное дело по факту причинения смерти ребёнку в родильном доме №2 г. Махачкалы. Этот случай произошёл в новогодние каникулы 2015 года. По мнению семьи Исаковых, ребёнок умер ещё в утробе по вине врачей. Спустя почти год развязка этого дела носит неоднозначный характер. Одни эксперты считают смерть младенца следствием врачебной ошибки, другие пытаются это опровергнуть. А медики роддома №2, пользуясь этим моментом, хотят Исаковых наказать встречным иском за распространение клеветы в СМИ и собственных постах.
В материале «Вскрытие покажет» (№3 от 23.01.2015 г. – «ЧК») говорилось, что Наиду Коселову привезли в роддом №2 в обед 8 января. Роженица была в нормальном состоянии, её ничего не беспокоило. Подошёл срок родов. При обследовании состояние ребёнка оценили на 10–12 баллов. Плод был крупным – 4,3 кг и 56 см. На следующий день, 9 января, в 5:30, у неё отошли воды. Наиду перевели из отделения патологии на 3 этаж. Там она находилась до завершения родов – 23:30. По словам мамы, её дочь не могла сама родить, так как был крупный плод. Они просили врачей сделать кесарево сечение, но те поступили по-своему.
Этот случай вызвал огромный общественный резонанс. Кроме того, впервые в Дагестане родители отдали тело младенца на вскрытие. Оно показало, что смерть плода наступила вследствие острой внутриутробной гипоксии, обусловленной наличием истинного узла пуповины. Прокуратура РД взяла этот инцидент под свой контроль, а в середине февраля было возбуждено уголовное дело по факту причинения смерти ребёнку в родильном доме №2.
Однако сейчас, по словам мужа Наиды Курбана Исакова, следователи говорят, что после заключения ростовских экспертов, скорее всего, уголовное дело придётся закрыть. «Экспертиза Ростовского бюро СМЭ пришла 20 ноября. В ней заданы несколько вопросов, ответы на которые можно расценивать как неоднозначные. Например, на вопрос: «Если бы роды прошли нормально, был бы плод ребёнка жизнеспособным?», эксперты не смогли точно ответить, для них это не представляется возможным, поскольку в их распоряжении не имеется утверждённых методик, позволяющих точно и научно обоснованно прогнозировать возможное течение тех или иных процессов при определённых условиях. Также эксперты попытались избежать оценок в вопросах о нарушениях врачей и привели ли их действия к смерти плода. Оказывается, это относится к компетенции следственных органов, а действия медиков они могут оценивать лишь с точки зрения правильности и неправильности», – рассказал Исаков. Более того, потерпевший утверждает, что по этому заключению его жене медицинская помощь была оказана согласно действующим стандартам современной медицинской помощи. Из этого можно сделать вывод, что ростовские эксперты уходят от конкретных ответов и открытым текстом говорят, что всё в руках следствия. Но следственный отдел Кировского РОВД даже не пытается вникнуть в дело. «За это время поменяли четырёх следователей. У каждого из них не было даже времени вникнуть во все тонкости. Да и эти тонкости они не выискивают. Опросили потерпевших и врачей. И на этом всё. Разве так дела ведутся?» – возмущается Исаков. А главное, ни следователям, ни экспертам не удалось установить виновных лиц (!).
Основания есть
Как известно, чтобы завести уголовное дело, необходимы основания. Следователи не медики, и поэтому они ориентируются на заключение экспертной комиссии. Судя по этой экспертизе, оснований нет. Однако даже на местном уровне есть заключения, которые подтверждают вину врачей роддома №2.
Результаты проверки Росздравнадзора по РД от 9.02.2015 года: «Не соблюдён протокол ведения родов ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени Кулакова» Министерства здравоохранения РФ. При поступлении не произведена кардиотокография сердца. В истории отсутствуют данные о проведении контроля сердцебиения плода с помощью оретального монитора. При своевременном пересмотре тактики родоразрешения в пользу операции кесарева сечения роды могли бы завершиться рождением живого ребёнка. В роддоме №2 не в полном объёме выполняются стандарты обследования и лечения. Копии Акта неплановой проверки с описаниями выявленных нарушений направлены в Прокуратуру РД и Минздрав РД для привлечения к ответственности виновных медицинских работников».
Результаты проверки страховой компании «Макс-М» от 12.02.2015 года: «Экспертиза медицинских услуг, оказанных ГБУ РД «Роддом №2» Махачкалы, выявила несвоевременное и ненадлежащее выполнение необходимых пациенту диагностических и лечебных мероприятий, оперативных вмешательств (в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и стандартами), приведших к летальному исходу. Ваше обращение было признано обоснованным, претензии, изложенные в вашем письме, подтверждаются экспертной оценкой».
Ранее, 6 февраля, в Минздраве РД состоялось заседание экспертной комиссии по выяснению причин неоказания надлежащей медицинской помощи роженице Наиде Коселовой. Министр здравоохранения РД Танка Ибрагимов пообещал, что с этим делом разберутся по справедливости. (Подробнее в материале «По роддому как по рынку», №8 от 27.02.2015 г. – «ЧК»).
Комиссия, которая рецензировала историю болезни роженицы, пришла к выводу, что врачи предприняли консервативную тактику. При поступлении в роддом №2 не было сделано УЗИ. Эксперты настаивают, что на УЗИ бывает видно, есть ли обвитие пуповины, которое влияет на фатальный исход. В результате можно было изменить тактику. Отмечается, что на пуповине был истинный узел. Но его трудно разглядеть на УЗИ. Если бы пуповина была длинной, она не так сильно затянулась бы, а ребёнок родился бы живой, но тяжёлый. «В 12 часов дня она уже была в родах, ей поставили латентную фазу. Сердцебиение было нормальное, шла родовая деятельность. В 15:30 Мусаева сдаёт дежурство следующей бригаде. Раскрытие было 5 см. Начало активной фазы. Схватки активные. Головка прижата. Сердцебиение ритмичное. Но в последующем при наблюдении в течение 8 часов головка прижата к отходу малого таза, плод находился в поперечном положении. Вот тут мы считаем, что этой женщине нужно было предложить оперативное решение. Не надо было ждать, поскольку плод крупный», – рецензируют эксперты. Но условия для кесарева сечения на этот момент уже были упущены. Несмотря на всё вышеперечисленное, в заключении говорится, что предпринятая консервативная тактика не была ошибочной, так как женщина по всем характеристикам могла родить нормально.
Свои выводы сделали и в роддоме №2. Главврач Зарема Меджидова после внутреннего расследования установила, что Татьяна Мусаева не учла срок беременности (41 неделя) и крупный размер плода, женщина не отнесена к группе высокого риска. При передаче дежурства Тайбат Нурмагомедовой Мусаева не акцентировала на этом внимание, в результате не выявлена внутриутробная гипоксия плода. Дежурным врачам объявлен выговор, на время следствия они отстранены от работы, а заместителю главврача Ирине Рамазановой рекомендовано усилить контроль за оказанием медпомощи роженицам в праздничные и выходные дни.
Разве все эти факты не являются основанием для следователей сделать свои выводы и не закрывать уголовное дело?
Поведение врачей роддома №2 в этой ситуации говорит само за себя. Они несмотря ни на что не видят своей вины в произошедшем и, более того, зная, что уголовное дело закроют, хотят через суд наказать Курбана Исакова за клевету, которую он выдавал в своих постах в Интернете и СМИ. Якобы он им испортил имидж. А также, по словам потерпевшего, медики распространяют слухи, что он вымогал у них 600 тыс. рублей за закрытие дела. И это вместо того чтобы принести семье Исаковых свои извинения и соболезнования.
- 17 просмотров