«Чудес в футболе не бывает». Рустам Избулатов – «Черновику»

На следующей неделе исполняется 75 лет Рустаму Избулатову – заслуженному детскому тренеру республики и корифею футбола, чьё имя является синонимом успеха. Накануне юбилея мы поговорили с Рустамом Сафиевичем о главных вопросах дагестанского и российского футбола…

– Рустам Сафиевич, год назад мы уже встречались с вами. То интервью удостоилось не только заслуженного внимания, но и критических стрел в ваш адрес. Обвинения звучали самые разные, включая то, что знаковые ваши победы связаны с подтасовкой возраста ребят, которых вы тренировали…

– Я отношусь к выпадам в свой адрес философски. Многократно повторял и заявляю снова: тех достижений, которых я добился в своё время с ребятами – та же детская Лига чемпионов, победы над «Барселоной», «Реалом», в Дагестане не будет следующие лет 25–30. Я готовил многих из тех, кто сегодня радует глаз болельщиков «Анжи», и тех, кто играл раньше. Люди, которые обвиняют меня в «подставах», даже не знают, как происходит процесс включения молодого парня в команду. Все документы, связанные с юным талантом, проверяются компетентными органами и даже спецслужбами. Но это нюансы, в которые нет смысла углубляться – завистники есть всегда. Им я просто говорю: можете повторить мои результаты или превзойти их – пожалуйста. В любом другом случае эта критика не имеет под собой основания.

 

– Говоря о будущем российского футбола, часто затрагивается тема детско-юношеской составляющей и кризиса тренерских кадров на этом уровне. Существует ли этот кризис?

– Кризис кадров существует. Достаточно обратить внимание на слова менеджеров ведущих российских клубов о том, что они не знают, где натаскать молодых спецов на детско-юношеский футбол. В случайном порядке тыкаются то в Португалию, то в Испанию, то ещё куда-то. Но всё не на системном уровне, а на уровне «шабашек» каких-то. В Дагестане на эти проблемы накладывается и местная ментальность. Все талантливые ребята выбирают боевые, ударные виды спорта, смешанные единоборства, вольную борьбу, бокс. Те, кто остаются, выбирают футбол. Это уже многолетняя проблема. На уровне тренерских кадров такая же картина. Подготовить персонально одного хорошего борца и следить только за его прогрессом всегда легче, чем готовить команду. Это совсем иной уровень тренерского мышления, и он сложен для молодых парней, которые хотели бы заняться тренерской деятельностью. Это одна сторона. Вторая – отсутствие футбольной организационной системы в республике. Структуры вроде бы существуют, тот же Дагестанский футбольный союз, например. Но заниматься тем, чем они должны, не занимаются. Не проводится хотя бы чемпионат Дагестана по футболу среди разных возрастных групп, где могли бы участвовать ребята из всех городов и населённых пунктов республики. В итоге мы относительно неплохо знаем ситуацию с детским футболом в Махачкале, но дальше носа уже не видим. Что там: в Кизляре, Хасавюрте,  даже Каспийске, не знает никто. Государственного контроля за ситуацией нет – все надеются на «Анжи» и клубную академию.  А ведь работа по сбору конкурентоспособной команды на подростковом и детском уровне требует титанического напряжения. Для того чтобы собрать полную команду из 20 человек, для участия в соревнованиях я когда-то просмотрел до 700 ребят. Из воздуха её не соберёшь. Чудес в футболе не бывает.

 

– Всё развитие футбола в Дагестане формально вертится вокруг 5–6 фамилий, находящихся на плаву уже много лет. Но качественного прорыва в развитии футбола, несмотря на заявленные  планы, так и не произошло. Почему?

– Проблема прежде всего в людях. Вернее, в отсутствии людей, которые бы взялись этим заниматься. История Дагестана время от времени рождает государственных деятелей большого масштаба, которые меняют ситуацию даже при недостаточных для этого предпосылках. Как и в политике, в футболе такая же картина. Остальная масса – серые чиновники, думающие о чём угодно, кроме развития футбола. Подчеркну: это моё мнение, и оно не является абсолютной истиной. В истории республики был такой замечательный деятель как Шахрудин Шамхалов, оставивший после себя завод «Дагдизель», спортивный комплекс в парке имени Ленинского комсомола, стадион «Труд» и так далее. Вот сейчас таких государственных деятелей нет, по крайней мере, я не вижу. Сложно и с финансированием развития футбольной инфраструктуры. На это всё нужны деньги. Обычный пример: в Австрии есть маленький городок Вельс с населением около 70 тысяч человек. Там есть 11 натуральных футбольных полей. Вот это тот подход, который я понимаю. Созданы все условия для роста молодых ребят. Но есть ещё один момент. В Дагестане мало людей, готовых вкладывать деньги в футбол с дальними перспективами. Люди хотят получить выгоду здесь и сейчас. Конечно, стремление заработать деньги – не плохое качество человека, но спорт – это стезя, которая может дать выгоду в перспективе. Здесь и сейчас – в спорте так не бывает. В футболе – тем более. Надо собраться всем заинтересованным лицам на какой-нибудь круглый стол и просто задать вопросы: нам футбол нужен вообще? или это нужно только Сулейману Керимову или кому-то ещё? Давайте уже что-то делать! Прежде всего, нужны условия. Люди найдутся. И выработают нужные механизмы.

 

– Что, на ваш взгляд, нужно сделать России, чтобы выйти наконец в плане подготовки юных футболистов на европейский уровень? Вернуть советскую систему? Разработать новую? Скопировать европейские варианты?

– Ну, в советское время вернуться у нас не получится. Как бы мы ни ностальгировали. Футбол в 20–30-х годах и сейчас – это две разные игры. В старые времена мы делали упор на «функционалку» и всё. Слепо копировать чью-то систему тоже бессмысленно. Я сторонник позиции, что хорошая копия всё равно хуже оригинала. Если брать Дагестан, то в тех структурах, которые у нас есть: СДЮШОР, Академия «Анжи» и так далее, должна существовать группа методистов, которая и будет определять, что именно надо развивать в тренерском процессе и подготовке молодых ребят. Принципы отбора всё те же: функциональная одарённость, техническое оснащение, тактическое разнообразие, психологическая устойчивость и индивидуальная работа. К потенциальному футболисту каждой зоны предъявляются свои требования. Эти требования должны соответствовать нуждам клубов. К примеру, если молодые ребята из Академии «Анжи» и далее из дубля будут наигрываться по схеме, в которую играет первая команда, то проблем с интеграцией не будет. В этом плане назначение Руслана Агаларова главным тренером «Анжи» выглядит весьма перспективно – он тренировал и молодёжь, теперь получает опыт тренерский в первой команде, то есть знает, как обстоят дела на каждом уровне. Это позволит синхронизировать  действия всех возрастных групп и всех команд «Анжи» – от академии до первой команды – и наверняка более эффективно позволит кооперироваться с другими футбольными структурами республики. В Европе немало таких примеров преемственности. 

 

– Год назад вы говорили о том, что планируете собрать воедино весь ваш тренерский опыт на страницах книги, которую пишете. Считаете ли вы, что подобные монументальные труды сегодня востребованы?

– Я не думаю, что эта книга востребована массами. Я просто подвожу итоги своей тренерской работы, футбольной жизни, если хотите. Может быть, мой опыт кого-то заинтересует, поможет кому-то в начале тренерского пути. У меня много материала, есть план реализации этого проекта, если можно так выразиться. Но на это нужно время и средства. Думаю, в ближайшие полгода, если мне удастся всё это систематизировать и обобщить, можно будет выпустить книгу. Правда, на неё пока нет времени – всё забирает тренерский процесс, административно-финансовая работа,  думать приходится на несколько фронтов. Но если Бог даст такую возможность, она обязательно выйдет.

 

– Скоро вам исполняется 75 лет. Оглядываясь в прошлое вашей успешной тренерской карьеры, что бы вы изменили в ней? Не хотелось ли вам когда-нибудь оставить детский футбол, чтобы попробовать себя в большом футболе?

– Мне грех жаловаться на жизнь. Всё, чего удалось мне достичь, было впервые в Дагестане. Всех этих кубков и трофеев международных до моих ребят не было. Можете спросить у любого знающего человека. Взрослую команду я бы тренировать не хотел. Детский футбол – это лаборатория, в которой мне интересно. Я люблю свою команду, мне нравится обучать пацанов, следить за их ростом. Ведь моя задача – научить играть в футбол. Это гораздо проще, чем переучивать. А на уровне профессионалов так часто случается. К тому же сейчас в футболе много грязи: агенты, трансферы, разбирательства. Я достиг успеха с детьми. И это не случайно. Успех или неудачу надо рассматривать как результат проделанной творческой работы. Моя работа удалась! ]§[


Справка

 

ИЗБУЛАТОВ РУСТАМ САФИЕВИЧ

Директор ФК «Локомотив», Махачкала.

Заслуженный тренер ДФЛ России.

Лучший тренер ДФЛ России 2005 года.

Лучший тренер международного фестиваля

«ЛКОБОЛ-2010-РЖД».

Лучший тренер Международного турнира по футболу в Австрии Upper Austria Cup 2012

Номер газеты