Екатерина II говорила, что «не родился ещё тот портной, который сумел бы скроить кафтан для России». Для Дагестана эта фраза применима не в меньшей степени. Мы – общество, идеальное для изучения и прогнозирования всего, что происходит в стране. Не дагестанец ли в таком случае человек мира?
Дагестанское общество, с учётом многонациональности, всегда было соткано из составных частей. Было многосоставное по смыслу, по духу, по жизни. А чем жизнь длиннее, тем различий больше. Если считать человека его продуктом, то Маргарет Тэтчер ошибалась, когда говорила: «Нет больше такого явления как общество, есть только отдельные мужчины и женщины, и ещё их семьи». Между тем наше общество стремительно дробится на ещё меньшие части. Индивидуумы, как это принято сейчас говорить, «встроены» в свои общества. И по такому случаю уместно будет сказать, что для отдельно взятого человека, способного, интересного, думающего, намного важнее становится не какая-то мифическая общность всех со всеми, а свой круг, своё общество, своё личное пространство, которое ему дорого и важно. Кто вне круга – уже другие люди.
На самом деле это выход в обществе, где серая масса никем не управляется, копит энергию, протест, ищет и находит всему этому выражение. В этом плане главное разочарование этого года – это непонимание ситуации со стороны властей. Заигрывания с национальным колоритом не ведут ни к чему. Хоть весь год носи папаху и национальный костюм, ничего не изменится: настоящая жизнь, которую не признают, будет идти параллельно. Дочь главного героя в оскароносном «Бёрдмене» в гневе говорит старому, застрявшему в прошлом и не желающему подстраиваться под изменившийся мир отцу: «У тебя даже нет «Фейсбука»! Это равносильно тому, что ты не существуешь». И пусть у каждого второго чиновника «Фейсбук» есть, наша молодёжь считает что его, чиновника, не существует. Он абстрактный, обтекаемый и с недавних пор легко скачущий между министерствами, ведомствами, партиями человек, как правило, без стержня. В одной из своих лекций критик и писатель Дмитрий Быков ратует за отказ от гаджетов и социальных сетей и говорит, что будущее за современными луддитами. Современные луддиты Дагестана – это люди вне системы, со своим кругом и системой координат, читающие не только официоз, умеющие отделить зёрна от плевел. Которого не проймёшь байками про «освободил от рабства», не загрузишь велеречивым словооборотом. Но к таким наша власть подход не ищет. Сидит в своём круге, ну и ладно… ]§[
- 8 просмотров