На обочине…

Эффенди Капиев в качестве эпиграфа к своему этюду «Шоссе на Дербент» из произведения «Поэт» приводит слова неизвестного путешественника XVII века: «Это был город-крепость Дербент, название коего означает «Ворота ворот» (главные ворота). Я возрадовался при виде его непобедимых стен и башен. Тысячелетие пути с Востока на Запад и с Запада на Восток пересеклись здесь».

И мы «возрадовались»… Почему в кавычках, я думаю, никому объяснять не надо. К домику Петра I я не подступилась. Взяла штурмом Площадь Свободы, «триумфально» прошлась по ней и решила пойти по обочине праздника, тем более таковых было большинство. На обочине не увидела ни одной скамейки. О счастье, свободный низкий подоконник! Пристроилась на программке-отписке… Поймала тишину… Хорошо… Абстрагировалась от суеты и медленно пошла созерцать. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В самом центре города. Стандартная процедура. Металлоискатель – «Откройте сумочку», «Проходите». Внутрь зайти не рискнула, шло праздничное богослужение.

 Армянская церковь Святого Всеспасителя (Сурб Аменапркич). После реставрации здание было передано в состав Дербентского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (в нём размещён отдел «Ковра и декоративно-прикладного и искусства»). Очень красиво. Торжественно.

И среди величия крестово-купольного свода голос:

 – Может, проведём экскурсию? Есть посетители… 

 – Почему я?.. – прозвучало в ответ.

Экскурсия не состоялась, зато экспонаты сделали своё дело и выровняли впечатление.

Народ плавно перетекал от места к месту. Потихоньку дошла до 7-го магала, транспорт, видимо, не предполагался. Суета, толкотня и настроение. Достоинством и покоем встретила Джума-мечеть с её знаменитыми 800-летними платанами. Полиция после осмотра простоволосым предлагала покрыть голову заранее приготовленными платками.  

Зашла в восточную баню (Гызлар-хамам – Девичья баня). Холодное отделение представляет собой квадратное сводчато-купольное помещение крестообразной формы. Скромно оформленный портал ведёт во внутренние помещения, такой своеобразный лабиринт. Альковы ниши и стрельчатый свод переносят в стародавние времена, как будто слышишь гомон девушек, готовящихся к важным мероприятиям в их жизни. Вернул говор современных девушек.

Вот так не спеша я прошла по обочине Древнего Дербента, уставшая, но наполненная своей порцией праздника. А параллельно шёл праздник жизни для всех остальных. ]§[

 

Номер газеты