Часто можно услышать о том, что в семьях происходят ссоры по незначительным причинам, таким, как, например, неприготовление или задержка обеда или подгоревшая еда. Подобное считается пренебрежением женщиной своими шариатскими обязанностями.
А задумывается ли кто-нибудь над вопросом обслуживания женой мужа в быту с шариатской точки зрения? Обязана ли жена по шариату готовить мужу еду, делать уборку в доме или стирать одежду?
Должна или не должна?
Правоведы разошлись во мнениях относительно того, должна ли жена прислуживать своему мужу. Большинство утверждает, что она не обязана это делать. Некоторая же часть считает, что обязана. В «Кувейтской энциклопедии фикха» (19/44) говорится, что среди учёных нет разногласий в том, что жене дозволяется прислуживать своему мужу дома, независимо от того, прислуживает она себе или за ней ухаживает служанка. Однако они разошлись во мнениях о том, является ли её прислуживание мужу обязанностью.
Большинство учёных (шафииты, ханбалиты и некоторые маликиты) утверждают, что жена не обязана обслуживать мужа, но лучше делать так, как принято в конкретном обществе.
Ханафиты утверждают, что прислуживание жены мужу является религиозной обязанностью. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разделил семейные дела между Али и Фатимой: работу внутри дома он поручил Фатиме, а за пределами дома – Али. Таким образом, по их мнению, жена, например, не имеет права брать плату с мужа за то, что прислуживает ему по дому.
Большинство маликитов утверждают, что жена обязана прислуживать мужу, выполняя внутреннюю работу по дому, как это делают другие женщины по обычаю, установившемуся в обществе, на что, по их мнению, указывает история Али и Фатимы (подробнее – далее).
Ат-Табари сказал: «В том случае, когда женщина сама может готовить хлеб, месить тесто и т. д., прислуживая по дому, её муж освобождается от этих дел, если известно о том, что подобные ей женщины делают подобное сами».
Также в «Кувейтской энциклопедии» (126/30) в разъяснении мнения маликитов говорится: «Она не обязана прислуживать мужу, если является знатной женщиной, кроме случая, когда её муж является бедным». То есть не в состоянии нанять служанку.
Мнение о том, что женщина обязана вести домашнее хозяйство, усиливается там, где это является обычаем, а женщина вышла замуж, не ставя условие, что она не будет работать по дому. Согласие выйти замуж является согласием на ведение хозяйства, исходя из правила: «установленное обычаем подобно поставленному условию».
Ибн Таймийя сказал: «Жена обязана прислуживать мужу согласно принятому в обществе обычаю, как делают подобные ей женщины в отношении подобных ему мужьям. И это зависит от ситуации. Так, круг обязанностей бедуинки не подобен кругу обязанностей жительницы села, круг обязанностей сильной не подобен кругу обязанностей слабой» («Аль-Ихтиярат» стр. 352).
Доказательства
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы я и повелел кому-нибудь совершить земной поклон другому, то велел бы женщине совершить земной поклон своему мужу. И если муж велит своей жене перейти с красной горы на чёрную и с чёрной горы на красную, то её обязанностью будет совершить это». Поэтому некоторые учёные говорили: «Это послушание мужу, от которого он не получает пользы. Тогда что же говорить о приготовлении ему еды, что связано с поддержанием жизни?»
Также передаются хадисы, в которых Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отдавал своим жёнам различные повеления: «О Айша, накорми нас», «О Айша, принеси быстрее нож и наточи его камнем».
В сборниках Аль-Бухари и Муслима передаётся, что Фатима пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы пожаловаться ему на мозоли на своих руках и попросить у него выделить ей прислугу, но не нашла его и рассказала об этом Айше. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришёл домой, она рассказала ему об этом. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришёл к ним и сказал: «Не научить ли вас лучшему, чем то, о чём вы просили меня? Когда будете ложиться спать, произносите слова «Аллах велик» («Аллаху акбар») тридцать четыре раза, а слова «Слава Аллаху» (СубханаЛлах) и «Хвала Аллаху» (Аль-хамду ли-Лляхи) – по тридцать три раза, и это будет для вас лучше, чем слуга». Али сказал: «Я впоследствии ни разу не пропустил этого». Его спросили: «Даже в ночь Сиффин?» Он ответил: «Даже в ночь Сиффин».
Также достоверно известно, что Асма прислуживала своему мужу Аз-Зубайру и смотрела за домом. У него была лошадь, для которой она собирала траву и смотрела за ней. Также достоверно, что она давала ей корм, поила её, чинила кожаное ведро, месила тесто и носила финиковые косточки на голове с участка, который принадлежал Аз-Зубайру, с расстояния примерно в шесть километров.
Учёные, утверждающие, что прислуживание по дому не входит в обязанности жены, посчитали упомянутые хадисы и другие подобные тексты шариата указывающими лишь на желательность и благонравие. Сам же брачный договор, по их мнению, обуславливает лишь супружескую близость.
Учёные, утверждающие об обязательности прислуживания своему мужу, опираются как на хадис об Али и Фатиме, так и на другие тексты шариата, указывающие на это. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Жёны имеют такие же права, как и обязанности согласно принятому» (сура 2, аят 228). А также: «Мужчины являются попечителями женщин» (сура 4, аят 34). Если женщина не будет обслуживать мужчину в быту, притом, что он её содержит, то получится, что муж станет её прислугой. А это уже будет её попечительством над ним.
Также они говорят, что юридически взамен брачного дара (махра) и обеспечения женщины жильём, одеждой и пропитанием мужчина получает наслаждение ею и ухаживание за ним и домом, как это принято между супругами.
Утверждение о том, что прислуживание Фатимы своему мужу Али было лишь проявлением благонравия, опровергается её жалобами Пророку (мир ему и благословение Аллаха) на то, что она испытывала от домашней работы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал Али: «Эта обязанность на тебе, а не на ней», а ведь Пророк при вынесении решений не ущемляет ничьих прав. И когда он увидел Асму, которая несла корм на своей голове, а Аз-Зубайр в это время был рядом с ним, Пророк не сказал ему: «Она не обязана тебе служить и это угнетение для неё», а наоборот, одобрил то, что она делает. Он также одобрил действия сподвижников, чьи жёны работали по дому, зная, что некоторым жёнам это нравилось, а некоторым, возможно, нет.
Также, по мнению некоторых учёных, не следует делать различие между знатной и простой, богатой и бедной женщинами. Самые знатные женщины мира прислуживали своим мужьям. Ведь Фатима пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), жалуясь на работу по дому, но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не удовлетворил её жалобу.
Шейх Ибн Усеймин сказал: «Прислуживание женщины своему мужу является предпочтительным по обычаям – если по обычаю так принято, то она обязана прислуживать мужу, если по обычаям так не принято, то она не обязана это делать. И не разрешается мужу заставлять жену обслуживать свою мать или отца или сердиться на неё, если она этого не делает. Он должен быть богобоязненным и не использовать свою силу. Поистине, Аллах над ним, и Он, Великий и Всемогущий, сказал (смысл): “Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину Аллах – Возвышенный, Великий” (Фатава нур аля д-дарб)».
Шейха Ибн Джибрина спросили: «Обязана ли жена готовить еду своему мужу? Если она не будет этого делать, будет ли на ней грех?» Он ответил: «В обычаях мусульман – чтобы жена прислуживала мужу, готовила еду, стирала одежду, мыла посуду, убирала дом и т. д., как принято в обществе. Этот обычай существует со времён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) до наших дней, и никто его не отрицает. Но не подобает возлагать на жену то, что ей не по силам. Она должна делать только то, что соответствует её возможностям и согласно существующим обычаям».
Таким образом, многие современные посчитали, что, согласно более сильному мнению, женщина обязана работать по дому согласно принятому в обществе обычаю и заниматься домашними делами, так же как мужчина обязан работать и заработать вне дома, обеспечивая свою семью. Но в любом случае супруги не должны забывать, что семейная жизнь – это не математика, а семья – это не юридическая организация. Семейная жизнь не ограничиваются лишь обязанностями по отношению друг к другу. Счастливая семья строится на обоюдных уступках, взаимопонимании и уважении.
(При подготовке статьи были использованы материалы сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com) ]§[
- 10675 просмотров