Сокращение по-олимпийски

На неделе в редакцию «ЧК» обратился директор СДЮШОР «ШВСМ имени Али Алиева», гуру республиканской вольной борьбы Нажмутдин Абдулбеков – у его школы забрали зал для тренировок на улице Оскара (там, где сейчас находится Муниципальная специализированная школа олимпийского резерва имени Али Алиева). Как утверждает директор, школа лишилась не только зала, но и названия…

По словам ветерана, чиновники хотят лишить его школу тех спортивных традиций, которыми она славилась многие годы, и виной всему якобы отсутствие денег на продолжение функционирования ШВСМ в прежнем виде. Нажмутдин Абдулбеков, находящийся на посту директора ШВСМ уже 30 лет, последовательно выступал за разумную оптимизацию финансовых расходов на спорт, направляя основную поддержку на олимпийские виды спорта, однако похоже, что под пресловутую оптимизацию попадает именно он. В  принципе, удивительного в этой новости ничего нет – подковёрная борьба вокруг бывшей ШВСМ ведётся довольно давно, и сам Абдулбеков уже подробно рассказывал об этом «ЧК» в своём интервью несколько лет назад (см. «ЧК» № 20 от 25.05.2012 г.): «Министерство абсолютно незаконно снизило зарплаты по четырём пунктам, что привело к большому скандалу. Мы поднимали этот вопрос. Я ещё хотел собрать журналистов, но они просили: «Нажмудин, пока подожди». Мы и так теряем спорт. И борьбу в том числе. Я просил объединить четыре вида спорта: дзюдо, тхеквондо, самбо и бокс. Все думают, что я сам хочу в этом случае директором стать. Но мне уже 65 лет. Не знаю, сколько ещё буду работать. Я устал, я уже пенсионер. После развала СССР со спортом у нас стало туго. Вот недавно была проверка: 50 спортивных школ, которые есть на бумаге, вообще не существует. Я им говорю: дайте вы уже эти деньги работающим школам, закройте другие! По этим четырём видам спорта создали бы центр подготовки, разместили бы в комплексе Али Алиева, там всё для этого есть, обеспечили бы их всем необходимым и чтобы всё было под одним руководством». Как видно из этого отрывка, три года назад, когда о финансовом кризисе ещё никто не говорил, проблема всё равно упиралась в деньги и в фиктивные, существующие только на бумаге школы со «специалистами», имеющими отдалённое понятие о тренерском процессе. При этом на их содержание выделялись и продолжают выделяться внушительные средства. Для подтверждения этого достаточно лишь вспомнить февральский доклад министра образования Шахабаса Шахова, вполне открыто и официально заявившего о том, что в республике наблюдается перебор спортивных псевдоспециалистов: «Сегодня в спортшколах работают 3 211 тренеров, а при такой численности наставников у них должны заниматься 200 тыс. детей. Проведённые нами расчёты показали, что исходя из реальной численности детей, посещающих спортшколы, в республике достаточно 907 тренеров-преподавателей. Только по зарплате тренеров-преподавателей за счёт оптимизации возможно высвободить денежные средства в размере 384 млн рублей». 

 

Перспективы те же

 

Это как раз то, о чём «Черновик» писал ещё 3–4 года назад: «…Из 177 ДЮСШ (за исключением двух ДЮСШ Буйнакского района), охваченных ею, 45 абсолютно не соответствуют ГОСТУ. Они не имеют собственной базы, а занятия проводят в спортзалах местных школ. Например, в ДЮСШ УО №1 города Махачкалы проводят тренировки в спортзалах 18 школ, а ДЮСШ №4 города Дагестанские Огни базируется в приспособленном спортзале общеобразовательной школы, не имеющем раздевалок и душевых. И таких примеров в республике полно. То есть они фактически не соответствуют своему статусу, а скорее выполняют роль спортивных секций при общеобразовательных школах. Но при всём при этом имеют отдельную строку в бюджете. По нашей информации, нередко тренерами в них формально числятся охранники глав муниципальных образований. Федеральный закон №131 о местном самоуправлении гласит, что руководство муниципальных образований должно обеспечивать условия для развития на территории МО физической культуры и массового спорта. Но это не означает, что скудные средства муниципального бюджета (читай: средства республиканского бюджета, так как МО у нас сплошь высокодотационные) надо размазывать по реально не существующим ДЮСШ…»  («Чему учат в школе?», январь 2011 года). Можно сделать ссылку на то, что эта патовая ситуация сложилась при прежнем руководстве города и республики. Абдулбеков подчеркнул, что моральная поддержка Министерства спорта есть: «Нынешний министр спорта Магомед Магомедов всячески нас поддерживает, обещает помочь в поиске постоянного места для тренировок. Но наш главный вопрос остаётся открытым: на каком основании принадлежавший нам зал был передан в муниципальную собственность без нашего ведома? На каком основании нас «раздробили»? Теперь же сможем ли мы вернуть когда-нибудь этот зал – риторический вопрос…»

Реалии таковы, что теперь прикрытый «оптимизацией» из экономических соображений процесс снова набирает обороты. Причём, как показывает ситуация вокруг ШВСМ, сокращению и оптимизации обычно подвергаются зарплаты как раз действующих толковых специалистов (да и они сами), в то время как в районах (да и в городах) по-прежнему наличествует бесчисленное множество «тренеров» безо всяких лицензий и опыта деятельности. Ситуация на поверхности и видна любому мыслящему человеку невооружённым глазом. «В Дагестане, помимо признанных профессионалов, имеется и большое количество случайных людей в тренерской профессии, которые не имеют соответствующего образования,  не могут адекватно работать с ребятами. Так, какое-то время они калечат ребят, потом набираются опыта, выдают одного-двух чемпионов или призёров республики. Но с таким материалом, как у нас, любой тренер подготовит хотя бы одного чемпиона республики. Но это вовсе не значит, что он имеет право тренировать. Решение проблемы со случайными людьми в тренерском цехе – первоочередная задача» – это уже мнение главного тренера РД по кикбоксингу в разделе фулл-контакт Магомеда Уллаева (см. «ЧК» №35 от 5.09.2014 г.). При этом реальных шагов по улучшению ситуации в данной сфере по-прежнему не наблюдается.

 

Решение 

 

Решить проблему с пожирающими бюджетные средства фантомными спортивными учреждениями и работающими в них неизвестными наставниками специалисты предлагают созданием специализированного единого спортивного методического центра по типу тех, что сегодня функционируют по всей Европе (с сохранением аутентичного названия, если такой центр будет создан на базе ШВСМ). Экономия средств, о которой указывал в своём итоговом докладе министр образования Шахов, вполне может решить вопрос создания таких центров и в Дагестане, если это будет не самоцелью, а лишь грамотным шагом в перераспределении финансовых потоков в нужное русло. В грамотной кооперации с Минобразования должно решать этот вопрос министерство спорта под руководством Магомеда Магомедова. «ЧК» в своё время предлагал скооперировать деятельность двух министерств, объединив существующие на деньги государства секции с общеобразовательными школами. Это позволило бы одновременно решить и проблему с развитием массового спорта (задача министерства образования) и помогло бы взрастить новых чемпионов (прерогатива министерства спорта).  Уроки физкультуры в школе должны были стать интенсивнее (за счёт увеличения часов занятия физкультурой) и стать профильными (по желанию учеников) – те, кто хочет заниматься командными видами спорта, шли бы в соответствующую секцию, борцы, единоборцы – в другую и так далее. Также приветствуется разделение на тех, кто тренируется «на результат», и тех, кто занимается спортом «для себя». Это разделение уже на школьном уровне позволило бы дальше без сбоев функционировать как ДЮСШ, так и ШВСМ как естественной профессиональной лестнице для тех, кто хочет связать свою жизнь со спортом. Инициативы подобного характера всплывали на федеральном уровне не раз (обсуждалось даже введение на постоянной основе урока футбола), однако за их реализацию так никто и не взялся. Может быть, регионам стоит самим проявить инициативу? ]§[

(В ближайших номерах «ЧК» вернётся к теме развития, проблемам спортивных школ и их эффективности.) 

 

Номер газеты