Абдулатипов vs Яралиев. Битва титанов

Глава Дагестана полгода безуспешно пытается снять независимого мэра Дербента
 

На днях затяжное противостояние главы Дагестана Рамазана Абдулатипова и главы самого южного дагестанского города Дербент Имама Яралиева вышло на новый виток. Этот политический конфликт настолько интересен с точки зрения новейшей истории республики, что заслуживает детального анализа.

Череда отставок и задержаний

Конфликт этот вызревал давно – с того момента, как Рамазан Абдулатипов (аварец) возглавил Дагестан в начале 2013 года. Абдулатипов пришел в республику с Федерального уровня и сразу принялся усердно менять старую номенклатурную гвардию на своих людей.

Среди глав районных и городских администраций, которые были сняты или арестованы при Абдулатипове – такие гипер-тяжеловесы дагестанского политического поля, как глава Махачкалы Саид Амиров (даргинец) и глава Дербентского района Курбан Курбанов (азербайджанец).

Общий список отправленных в отставку и задержанных при Абдулатипове глав районов и городов достаточно обширный. В графическом виде он представлен на диаграмме, приведенной нами в тексте.

Уже тогда многие эксперты предрекали, что Абдулатипов непременно нацелится на смену глав Хасавюрта и Дербента, как самодостаточных и не зависимых от воли Махачкалы фигур.

Возможную отставку главы Хасавюрта Сайгидпаши Умаханова (аварец) эксперты обсуждали еще в 2013 году. Однако отставка так и не состоялась. По нашим сведениям оттого, что Умаханов не сошелся с Абдулатиповым в том, кто возглавит город после него.

Дербент преткновения

Что касается главы Дербента Имама Яралиева (лезгин), то отношение к нему Рамазана Абдулатипову было внешне ровным вплоть до начала 2015 года. Пока не грянул политический гром.

Махачкала пошла в атаку на Дербент после того, как 12 января Имам Яралиев в результате сложной политической комбинации вновь утвердился главой города на новый срок.

Для этого он сначала сложил с себя полномочия избранного мэра Дербента и принял мандат депутата городского собрания. Сразу же после этого он был избран его председателем, по совместительству – главой города.

«Формально эта комбинация полностью соответствовала прошлогодним изменениям в уставе города, которые отменили прямые выборы мэра. Однако конкретные кадровые решения могли устраивать далеко не всех», - писал об этой рокировке «Кавполит».

Первый удар по Дербенту был нанесен через 3 дня после переизбрания Яралиева главой города. Тогда в здании мэрии Дербента прошли обыски. Утверждалось, что силовики проверяют соблюдение администрацией земельного законодательства.

Залповый огонь

После этого атаки на Дербент пошли в режиме залпового огня.

Возбуждение уголовных дел…

Акты вандализма против памятников истории в городе…

Акции протеста против городских властей со стороны азербайджанской общины города…

Продавливание на пост руководителя Администрации города креатуры Махачкалы…

Разворачивание информационных атак через подконтрольные СМИ и группы в социальных сетях…

И вот недавно пришла новость о том, что Имама Яралиева исключили из политсовета Дагестанского отделения партии «Единая Россия». Однако, все эти атаки захлебывались, не достигнув своего результата. Яралиев оказался для Абдулатипова на удивление крепким орешком.

Аналогии с районом

Вообще, новейшая история кавказских республик не знает таких случаев, чтобы глава города столь долго и упорно сопротивлялся попыткам главы республики снять его с должности.

Эксперты и журналисты, конечно, пытались проводить некие аналогии. Так, «Кавполит» писал ранее, что атака правоохранительных органов на главу Дербента Имама Яралиева во многом напоминает историю с отстранением от должности главы Дербентского района Курбана Курбанова.

 

«При этом Курбан Курбанов пытался публично защищать свою позицию, как это сейчас делает Имам Яралиев. Сначала глава Дербентского района инициировал ряд собраний общественности в свою поддержку, а затем подключил и судебные механизмы», - пишет портал.

Курбан Курбанов, за спиной которого маячил могущественный союзник в лице руководства Азербайджана, как известно, проиграл в противостоянии с дагестанскими властями. И подал в отставку после заключения его под стражу.

От Северного альянса к Южному

Однако, как нам представляется, противостояние Яралиева и Абдулатипова больше напоминает не случай с Курбановым. А случай противостояния прежнего главы Дагестана Магомедали Магомедова (даргинец) и главы Хасавюрта Сайгидпаши Умаханова (аварец).

Тогда, в 2004 году, напомним, за противостоянием между главой Дагестана и главой Хасавюрта следила вся республика. Сайгидпаша Умаханов сумел собрать вокруг себя влиятельных аварских политиков, так называемый «Северный альянс».

Глава Дагестана Магомедали Магомедов, так же, как сегодня и Рамазан Абдулатипов, начал добиваться ослабления команды мятежного мэра, инициировав отстранение от должности главы ГОВД Хасавюрта Омара Тупалиева (аварец).

Однако Хасавюрт тогда выстоял и даже пытался перейти в атаку против республиканских властей, организовав череду митингов с требованием скорейшей отставки Магомедова и проведения всенародных выборов главы Дагестана.

Примерно так же, как и Северный альянс, сложившийся вокруг Умаханова, сегодня вокруг Яралиева сложился неформальный Южный альянс из влиятельных фигур Южного Дагестана.

Причем, примерно с этим же Южным альянсом Яралиев успешно противостоял атакам и другого главы Дагестана – Муху Алиева (аварец). Напомним, что в 2009 году глава Дагестана Муху Алиев пытался не допустить избрания на пост главы Дербента Имама Яралиева. Но безуспешно.

Другой масштаб

При всех возможных и условных аналогиях, между всеми этими случаями существует принципиальная разница. Поскольку все прежние случаи противостояния республиканских и городских глав в Дагестане касались передела сфер влияния только внутри республики.

«Другое дело – сюжет, разворачивающийся вокруг Имама Яралиева», - пишет «Кавполит». Дело в том, что борьба за Дербент в огромной степени вызвана предстоящим празднованием юбилея этого города.

Решение о праздновании подписано президентом России Владимиром Путиным. На сами празднования выделены большие средства из федерального бюджета. Которые, кстати, до Дербента так и не доходят, оседая на республиканском уровне.

Более, того «Кавполит» напоминает, что обострение ситуации в Дербенте началось вскоре после принятия в конце прошлого года постановления российского правительства «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития Республики Дагестан».

В одном из пунктов этого документа предлагается продлить юбилейные мероприятия до 2018 года – прежде всего это означает, что Дербенту достанется существенно больше бюджетных средств, чем планировалось первоначально.

«Короче говоря, в Дербенте запахло немалыми деньгами, и первые признаки обострения обстановки не заставили долго ждать», - пишет портал «Кавполит». Иной масштаб призового куша включил в борьбу за Дербент и политиков иного масштаба.

Федеральное око

Речь идет о том, что в политическую борьбу вокруг Дербента оказалась вовлечена и такая федеральная величина, как полпред президента России в СКФО Сергей Меликов. Генерал Меликов вынужден был резко одернуть главу Дагестана за попытки давления на главу Дербента накануне празднования юбилея.

Справедливости ради стоит отметить, что в следующий раз Сергей Меликов резко высказался и по поводу самих дербентских властей, которые, на его взгляд, не укладываются в сроки подготовки города к юбилею.

Столь нервозное и пристальное внимание федерального чиновника к Дербенту понятно. Поскольку из-за всей этой политической борьбы за город под угрозой может оказаться подготовка к празднованию юбилея Дербента, до которого осталось всего 3 месяца.

Эксперты убеждены в том, что атаки на позиции Имама Яралиева с республиканского уровня продолжатся. Хотя сейчас они из режима «залпового огня» перешли в режим «схватки бульдогов под ковром».

 

Возможно это связано со все более пристальным вниманием Москвы к ситуации в Дербенте по мере приближения юбилейных торжеств. Однако, чем бы ни завершилась эта схватка города и республики, она несомненно войдет в новейшую историю Дагестана.

Причем войдет как самое веское доказательство невозможности управления предельно сложным Дагестаном с огромным количеством центров силы в режиме жесткого единоначалия…

Источник: onkavkaz.com