Еще в начале десятилетия этот проект рассматривался как громкий прорыв крупного российского бизнеса на мировой рынок, однако на его пути быстро возникло множество препятствий – от противодействия голландских «зеленых» до рисков, связанных с «санкционной войной».
К тому же российские нефтяники не выразили желания гарантированно поставлять на терминал сырье, а «Сумма», по данным голландских источников, не смогла обеспечить проекту необходимое финансирование.
Рискованный терминал
О расторжении контракта между портом Роттердама и компанией Shtandart TT B.V. (стопроцентной «дочкой» «Суммы») было сказано на минувшей неделе в официальном сообщении порта. Еще в конце июня стало известно, что судьба контракта под вопросом, и партнеры приступили к обсуждению вопроса о прекращении проекта. Как сообщают голландские источники, стороны не имеют друг к другу взаимных претензий.
Основным инвестором в проекте планировала выступить «Сумма», ее вклад в строительство терминала оценивался в 800 млн евро. Еще 200 млн евро должен был вложить порт Роттердама. Как сообщают нидерландские источники, «Сумма» была вынуждена отказаться от проекта, поскольку российские нефтяные компании не предоставили каких-либо гарантий по загрузке терминала сырой нефтью. В качестве еще одного фактора называются санкционные риски в связи с ситуацией вокруг Украины.
Кроме того, против строительства терминала неоднократно выступала экологическая общественность в лице двух «зеленых» партий – GroenLinks («Зеленые левые») и Leefbaar Rotterdam («Роттердам для жизни»). Год назад, сразу же после катастрофы малайзийского «Боинга» в небе над Донбассом, эти организации резко активизировались, не скрывая своего желания наказать Россию блокировкой проекта нефтяного терминала.
[quote]Голландское деловое издание FD оценивает упущенную выгоду для порта в 700 млн евро[/quote]
Однако провести соответствующее решение через муниципальный совет Роттердама «зеленым» тогда не удалось. Как сообщил в конце прошлого года в интервью торговый представитель России в Нидерландах Александр Черевко, заявление нескольких антироссийски настроенных депутатов не получило развития, проект продолжает пользоваться поддержкой и в Роттердаме, и в Голландии в целом, несмотря на непростой период в отношениях с Евросоюзом. По словам Черевко, сроки начала строительства передвинулись на 2015 год.
Теперь, после того как стороны официально объявили о прекращении проекта, депутат от партии Leefbaar Rotterdam утверждает, что еще два года назад предсказывал терминалу столь незавидную участь. «То, что проект должен быть свернут, становилось все более очевидно, и речь идет не только о природоохранных аспектах, – заявил де Йонг одному из нидерландских изданий. – Компания [«Сумма»] имеет в России сомнительную репутацию в области защиты окружающей среды, но уже в 2012-2013 годах было ясно, что она не сможет обеспечить те объемы нефти, которые были обещаны Роттердаму. Также для компании оказалось невозможным привлечь международный капитал для эксплуатации данного терминала».
© Fotolia/ Ralf Gosch
По мнению де Йонга, более привлекательной возможностью для порта с точки зрения экологии, было бы развитие мощностей по приему сжиженного природного газа (СПГ). В то же время голландское деловое издание FD оценивает упущенную выгоду для порта в 700 млн евро, исходя из стоимости аренды земли в 6 млн евро в год (контракт был заключен минимум на 28,5 года) и портовые сборы в размере 22 млн евро в год. Тем не менее «Сумма» сохраняет определенные позиции в порту Роттердама, где у группы присутствует бункеровочный бизнес (услуги по заправке судов).
«Сумма» в одиночестве
Проект «Суммы» изначально имел серьезную геополитическую составляющую. Он был инициирован в годы президентства Дмитрия Медведева, когда Россия регулярно демонстрировала стремление дружить с западными странами, что предполагало, в том числе и более лояльное отношение к российским компаниям на зарубежных рынках.
«Сумма» была выбрана в качестве посланца российского капитала в крупнейшем европейском порту вовсе не случайно. В начале 2011 года группа Зиявудина Магомедова вместе с государственной трубопроводной монополией АК «Транснефть» вошла в состав акционеров Новороссийского морского торгового порта (НМТП), которому подконтролен Приморский торговый порт (ПТП) в Ленинградской области. Последняя гавань – одно из крупнейших «окон» для экспорта российских углеводородов, именно оттуда и планировалось транспортировать нефть в Роттердам.
Однако с тех пор структура российского углеводородного экспорта претерпела довольно серьезные изменения. Объемы перевалки сырой нефти из года в год падают, а объемы перевалки нефтепродуктов, напротив, растут. По данным годового отчета НМТП за прошлый год, общее снижение экспорта нефти из России составило 13,2 млн тонн, а переработка нефти увеличилась на 13,5 млн тонн, при этом объем перевалки нефтепродуктов у НМТП вырос на 15%.
[quote]Крупнейшие российские НПЗ принадлежат лидерам добычи углеводородов, им сейчас выгоднее экспортировать нефтепродукты[/quote]
Учитывая то, что крупнейшие российские НПЗ принадлежат компаниям-лидерам добычи углеводородов («Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром»), для них сейчас более выгодно экспортировать именно нефтепродукты, а не сырую нефть, а в экспорте нефти они явно не слишком заинтересованы в посреднических структурах. К тому же нефтегазовые холдинги довольно уверенно оценивают перспективы сбыта горючего на европейском рынке, поскольку за последние годы объемы переработки на европейских НПЗ неуклонно сокращаются.
Помешать российской экспансии, конечно, могут очередные санкции, но стратегическое направление развития отрасли – увеличение доли нефтепродуктов – было определено еще задолго до украинских событий, и пересмотру не подлежит.
Помощь нефтяникам также оказало российское правительство, с начала года предложив так называемый налоговый маневр, в рамках которого намечено поэтапное снижение вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты в 1,7-5 раз. Уже за первые полгода действия маневра экспорт горючего из России заметно вырос.
В частности, группа НМТП с января по июнь перевалила 16,7 млн тонн нефтепродуктов, показав рост на 14% в сравнении с тем же периодом прошлого года. Объем переваленной нефти за то же время составил 38,2 млн тонн, но в перспективе объемы нефти и нефтепродуктов должны сравняться.
Фото: vedomosti.ru
Все это косвенным образом подтверждает версию голландских источников, что «Сумме» не удалось договориться с нефтяными компаниями о необходимых объемах нефти для терминала в Роттердаме. Примечательно, что одно время в качестве партнера «Суммы» по этому проекту называлась «Роснефть».
В прошлом феврале, когда группа Зиявудина Магомедова выкупила 25% компании Shtandart TT B.V. у голландской VTTI, в российских СМИ со ссылкой на источники в правительстве утверждалось, что именно с «Роснефтью» ведутся переговоры «о сотрудничестве в рамках проекта». Но никакого продуктивного продолжения они не получили.
[quote]Отказ холдинга Зиявудина Магомедова от «проекта века» еще не означает, что терминал не будет построен[/quote]
Не поддержали инициативу и другие лидеры российского нефтегазового рынка. 10 июня на совещании под председательством президента Владимира Путина с участием руководства «Роснефти», «Газпрома» и ЛУКОЙЛа идея гарантированной поставки нефти на терминал в Роттердаме была отклонена, причем с позицией нефтяников согласился министр энергетики РФ Александр Новак. После этого для проекта, судя по всему, включился обратный отсчет, и уже месяц спустя «Сумма» «подала на развод».
Правда, отказ холдинга Зиявудина Магомедова от «проекта века» еще не означает, что терминал не будет построен – но уже с участием другого партнера. Голландские источники говорят об этом со ссылкой на администрацию порта, приводя следующие цифры: в первом полугодии перевалка нефти в Роттердаме выросла на 25% в сравнении с тем же периодом прошлого года, причем в основном за счет российской нефти, которая дальше отправляется в Восточную Азию.
Источник: kavpolit.com