15 апреля в Общественной палате РД прошло расширенное заседание, на котором руководители городов и районов республики совместно с председателями муниципальных общественных палат внимательно слушали 40-минутную лекцию главы Дагестана о том, как надо жить и работать. Рамазан Абдулатипов, как почётный гость этого мероприятия, рассказал присутствующим, чем отличается римское право от близкого нам (по мнению главы РД) афинского права, а также поделился секретами «политической офтальмологии». Само же мероприятие, посвящённое общественным институтам, ЖКХ и соцвопросам, прошло малозаметным фоном…
Мероприятие в ОП РД было приурочено к созданию в городах и районах муниципальных общественных палат. Председатели этих общественных институтов до начала мероприятия толпились у входа в Дом дружбы, дожидаясь, пока охрана сверит их личные данные со списком, и наблюдая, как главы МО (те, над кем они должны будут как бы осуществлять общественный контроль) беспрепятственно и без проверок проходят через другой вход. (Кстати, поднявшись в зал, они увидели, что и там за ними не сохранены лидерские позиции: за столом сидели члены ОП РД, главы МО и представители администрации Главы и Правительства РД. Им же, муниципальным председателям, достались места за ними, во втором ряду…)
Заседание открыл председатель ОП РД Гамзат Гамзатов. Он, говоря о создании общественных палат в МО, искренне всех поздравил с этим, отметил важность этого института и сообщил, что «если не у всех, то у подавляющего большинства председателей этих палат появилась возможность работать не на конкретного человека, а на всю республику».
Глава РД Рамазан Абдулатипов тоже отметил важность общественных палат, особенно для нашей республики. «Дагестан – это больше гражданские институты, чем органы власти», – сказал Абдулатипов и развил мысль рассуждениями о том, что Дагестан исторически был всегда ближе не к римскому праву, а афинскому. Последующие слова главы РД о том, что «наши джамааты были схожи с афинскими общностями», дали понять, что он имеет в виду не правовую базу, регулирующую отношения в обществе, а непосредственно общественный уклад. (Тут с Абдулатиповым было трудно не согласиться, ведь афинское общество было разделено на четыре класса, наиболее многочисленным из которых был класс рабов, потом бесправные, но свободные метойки1, затем иностранцы, имевшие все права на ведение торговли, и, наконец, полноправные, но немногочисленные граждане Афин.) Вспомнил глава РД и Киевскую Русь, «где был князь, а у князя была дружина». Связь дружины и Дагестана глава РД нашёл быстро, объявив, что в аварском языке слово «бо» тоже означает войско, дружину, джамаат, которые решали все основные вопросы своего народа. «Одна из главных задач нынешнего этапа – восстановление джамаатов, сёл, родов, сохранение семьи… Один человек сказал мне, что надо бороться с родоплеменными отношениями на Кавказе. Я ответил ему, что Дагестан спасся благодаря этим отношениям. В родоплеменных отношениях ничего плохого нет, но если род, семья превращается в экстремистскую или бандитскую группировку, то…» – продолжал Абдулатипов и рассказал немного о своих семейных традициях, о том, как его отец на одном из семейных мероприятий сказал своим сыновьям, что хоть и не смог оставить им ничего из мира материальных ценностей, но оставляет им имя. «Вам никогда не будет стыдно за это имя», – сказал он нам. Понимаете?!» – произнёс, обращаясь в зал, Абдулатипов. Лица глав ничего не выражали.
Далее глава РД похвалил ОП РД за инициативность и предложения («отдельные министерства и ведомства годами не дают предложений»), сказал о желании создать свою школу молодого лидера, которая будет готовить ответственных для власти и общества людей, а также напомнил, что было в республике до его прихода и как стало лучше сейчас. «Трудно было [тогда] отличить, где власть, а где бандиты. Но уже другой Дагестан. Районы стали другие. Может, Ногайский район и Даг. Огни ещё не другие, но я ещё не дошёл до них», – вызвал небольшую панику у глав этих МО Абдулатипов. В адрес руководства Дербента шли однозначно отрицательные оценки, а положительные достались Андрею Виноградову (Кизлярский район), Магомеду Шабанову (Кизилюртовский район), а также новым главам Дербентского и Каякентского районов. Отношение к властям Махачкалы (и. о. мэра столицы РД Магомед Сулейманов отсутствовал на мероприятии – «ЧК») было неоднозначное. Сначала это выразилось в намёке на мэров городов, которые сами являются для МО большой проблемой, потому что не знают, сколько земель входит в налогооблагаемую базу, но знают, за сколько их можно продать. Затем, после жалоб одного из присутствующих общественников на утечку воды из трубы в пригороде Махачкалы, Новом Хушете, последовало требование главы РД к вице-премьеру Гасану Гасанову взять с собой Магомеда Сулейманова и устранить проблему к концу дня. Призвав глав МО работать по-новому, Абдулатипов рассказал, что уже по глазам видит, как работают муниципалы. Знания «политической офтальмологии» глава РД облёк в замечание, что по глазам главы Магарамкентского района он видит, что реализация приоритетных проектов у него идёт не так. Призывая глав МО приводить в порядок родной муниципалитет, Абдулатипов привёл цитату из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери: «Проснулся утром – приведи в порядок свою планету».
Главой РД была затронута и религиозная составляющая. «Можно ведь было построить рядом с площадью мечеть и церковь, чтобы люди не в подвале молились, а госслужащие ноги при омовении не в раковине мыли?!» – обращался к предыдущей республиканской власти Абдулатипов. Он же рекомендовал, чтобы в медресе параллельно обучали и какой-либо гражданской специальности, чтобы, к примеру, девушки, которые «выйдут за одного бородатого, другого» и остаются одни, могли работать. «У меня есть друзья – евреи. Они всегда дают своим детям две специальности. Почему? Потому что по-другому трудно выжить… А у нас только знают: Ассалам аллайкум!» – назидал Абдулатипов.
После коротких выступлений докладчиков по вопросам избрания Совета и президиума Совета общественных палат МО, создания муниципальных центров по контролю в сфере ЖКХ, проведения ежегодных районных (городских) форумов землевладельцев, создания и обеспечения деятельности центров досуга ветеранов в МО последовали выступления с мест. Так, член ОП РД Шамиль Хадулаев пожаловался главе РД, что приглашаемые на мероприятия общественной палаты министры и вице-премьеры вместо себя отправляют максимум начальников отделов, чем снижают значимость и уровень обсуждения проблемы. Абдулатипов обещал решить этот вопрос, а также рекомендовал членам ОП РД активно приглашать также представителей федеральных органов власти. Глава Цунтинского района Пахрудин Магомединов сообщил, что в горах услуги ветеранам, которые должны оказываться Минтруда и соцразвития, не оказываются и предложил эти полномочия передать органам муниципальной власти. А выступление председателя ОП Гумбетовского района Ахмеднаби Алимирзаева, который рассказал четыре притчи о власти, не оставило никого равнодушным, включая Абдулатипова, который жестом, достойным Людовика IV, пригласил его на обед…
1 Метойки или метеки – в Древней Греции – неполноправные жители Аттики.
- 8 просмотров