Владимир Путин поразил своим оптимизмом
В День парламентаризма, 27 апреля, начался двухдневный визит Владимира Путина в Санкт-Петербург. В родном городе президент России был энергичен и эмоционален. И даже объявил: пик кризиса пройден. «Уже все! Никакого коллапса не произошло», — объяснял он на встрече с парламентариями и законодателями. А заодно вывел формулу настоящего лидерства: не просто «ковыряться в текущих делах», а ставить цели и добиваться их. За президентом в необычайно хорошем настроении весь день наблюдал корреспондент «Ленты.ру».
В День российского парламентаризма Путин встретился с главами обеих палат парламента и руководителями региональных законодательных собраний. Встреча неслучайно прошла в Таврическом дворце — колыбели отечественного парламентаризма. Именно здесь работали первые четыре состава Думы с 1906 по 1912 годы, а с 1917 года размещалось Временное правительство. Учредительное собрание «уставший караул» тоже разогнал здесь.
Символическое значение того, что собрание проходит в Таврическом дворце, отметил и Владимир Путин. Он начал встречу с похвалы Совету законодателей: уникальная структура, аналогов которой нет даже в так называемых «старых демократиях». Поставил задачи: обеспечить полную интеграцию Крыма и Севастополя в политико-провавое поле России и активно противостоять фальсификаторам истории. И отметил, что объектом спекуляций становятся «самые святые вещи», белое выдается за черное, освободители становятся оккупантами. Это не ново, но «сейчас эти процессы приняли форму настоящей агрессивной кампании», отметил президент.
Так Путин задал тональность разговора. Несмотря на то, что темой встречи была заявлено «преодоление кризисных явлений в российской экономике», все выступающие вслед за ним считали нужным говорить о Победе. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко, например, озвучила впечатляющие подсчеты: если всех погибших во Второй мировой войне почтить минутой молчания, то весь мир замолчит на 50 лет! Полвека тишины — о таком приходится только мечтать.
Когда слово, переданное по кругу, вновь вернулось к президенту, он единственный вспомнил о заявленной теме. И высказался по полной.
«В чем причины-то кризисных явлений? Производительность труда отстает от роста зарплат», — объяснял Путин. Уже во второй раз за последние дни он поднимал эту тревожную для граждан тему. Впрочем, для законодателей это тоже нехороший сигнал. Вряд ли их доходы — исключение.
Путин продолжал: как только цены на нефть сократились в два раза — «схлопнулись», как выразился он, — пришлось сокращать и бюджетные расходы. Падение цен на нефть сказалось и на национальной валюте. Но Путин всецело поддержал политику Центробанка: «Ему нужно было либо "палить" резервы, чтобы поддерживать уровень рубля и играть на карманы спекулянтов, либо сделать то, что он сделал, — перейти к плавающему курсу. Да, это привело к ослаблению национальной валюты, но это единственный экономически обоснованный способ сбалансировать ситуацию».
Президент признал и «рукотворную» составляющую кризисных явлений: российские контрсанкции, продуктовое эмбарго. Власти отдавали себе отчет в том, что цены в магазинах поднимутся. Путин признал и другое: в результате падения цен на нефть Россия не досчиталась 160 миллиардов долларов, но ее предприятия успешно расплачиваются по внешним долгам. «Никакого коллапса не произошло. Российская экономика относительно легко преодолела эти искусственные барьеры», — отметил он.
Сложно, «но и это пройдет» — цитировал Путин соломонову мудрость. «Это точно не приведет ни к какому коллапсу и не может привести. Уже все! Это пройдено», — эмоционально повторил президент. А собравшиеся сидели тихо и вопросов не задавали. Они, видимо, не были готовы к такому разговору. Про юбилей Победы говорить было значительно легче.
«Смешно и уму непостижимо, — продолжал президент. — У нас не было своей национальной платежной системы, VISA и MasterCard весь рынок занимали. Чушь какая-то!».
На этом он закончил, — кажется, сказал все, что хотел. Пожелал собравшимся успехов и смелости в принимаемых решениях, заодно объяснив, что такое лидерство, — «не просто ковыряться в текущих делах, а определить конечные цели и действовать на их достижение». И отбыл в Русское географическое общество.
Это общество обязано ему вторым рождением. Когда в 2009 году РГО возглавил Сергей Шойгу, а попечительский совет — Владимир Путин, подтянулись и крупнейшие бизнесмены. Все как на подбор — из российского списка Forbes. Поэтому последние годы богатейшие люди страны исправно посещают съезды Общества. Так было и на этот раз. В штаб-квартире общества в переулке Гривцова Виктор Вексельберг беседовал с Алексеем Миллером, неподалеку сидели Геннадий Тимченко и Леонид Михельсон. Собрание посетили мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Из Таврического приехала Матвиенко.
Но Путин пробыл в штаб-квартире недолго. Он вручил высшие награды Общества ветеранам Великой отечественной войны географам Георгию Лаппо и Юрию Симонову. Лаппо служил бортовым радистом, а в мирной жизни стал основателем отечественной школы урбанистики. А Симонов был военным топографом, работал за линией фронта. После войны занялся наукой и даже сейчас, в свои 92 года, читает лекции на географическом факультете МГУ.
В следующем году Путин пригласил членов попечительского совета РГО собраться в Севастополе, чтобы оценить ход реконструкции региональной штаб-квартиры организации в Константиновской батарее. Работы планируют завершить в декабре текущего года, а открытие назначено на весну 2016-го.
На этом программа визита главы государства не закончилась: он отправился на «Михайловскую дачу», чтобы осмотреть новые корпуса Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета и встретиться со студентами. Целью такого «дачного» проекта является создание российской школы бизнеса мирового уровня для подготовки управленческих кадров. Дворцово-парковый ансамбль, само собой, не перестраивали, но учебный корпус разместили на его территории. В проект уже вложили 10 миллиардов рублей из бюджета страны. Прямые инвестиции в будущее.
Студенты в один голос нахваливали свое заведение, не забывая хвалить и самих себя. Чему-чему, а уверенности в себе здесь прекрасно учат. «Когда я был ребенком, я не хотел быть хоккеистом, я хотел ими управлять», — описывал свои детские мечты один из учащихся.
«У нас была заготовлена торжественная речь о том, кто мы и чем лучше других», — взял на себя инициативу секретарь студсовета. Но речь так и не произнес. Чем эти ребята лучше других — так и осталось загадкой. И для президента тоже.
«Я спросил у ректора: что они после окончания могут? Он ответил: все!» — рассмеялся Путин. И студенты тоже заулыбались.
«У вас ведь лучшая школа в Европе?» — снова, смеясь, уточнял Путин. И студенты дружно кивали головами, но предпочитали отмалчиваться.
«Ну, а специалисты вы в чем?» — тормошил их президент. Все-таки не у каждого студента такая возможность — пообщаться с лидером государства.
«Очень трудно сказать...» — замялся тот, кто должен был объяснить, чем они лучше всех.
«А я хотел бы поработать в спортивном администрировании, — вдруг нашелся один парень. — В Петербурге такая возможность есть». Казалось, еще чуть-чуть — и он попросит президента устроить ему практику. Но так и не попросил.
Разговор не клеился. Путин задавал вопрос за вопросом, но молодежь тушевалась. Расслабились они только тогда, когда президент уехал. Искренне радовались фотографиям с президентом, долго их рассматривали и перебирали.
http://lenta.ru