«ЧК» продолжает общаться с дагестанскими бизнесменами в рамках проекта «Крупнейшие компании Дагестана». На это раз мы поговорили с директором ТМ «Эльстар» Назимом Кахримановым. В блиц-интервью и монологе он рассказал о бизнесе и роли общественных организаций в его развитии, сложностях ведения бизнеса в республике и законодательных новшествах, которые зачастую не помогают, а мешают развитию.
–В связи с санкциями, применяемыми в отношении нашей страны Западом, да и вообще в ситуации общей экономической нестабильности как кризис влияет на ваше ценообразование?
– Рентабельность у нас низкая. В позапрошлом году она составила 1%, в прошлом – 5%. Рост есть, и это радует. Но если говорить в общем, то мы, мягко говоря, не жируем. При такой рентабельности очень тяжело развиваться. Но в определённой части отечественная промышленость сделала-таки небольшой рывок. Что касается наших производственных программ – мы много используем импортных комплектующих. Я уже дал задание, в частности по производству корпусной мебели, искать российские аналоги, замену импорту. В принципе, замену можно найти. Может быть, она будет в чём-то уступать, но всё же... Надо признать, что в этом плане наша промышленность за последние годы сделала определённый рывок, и мы стараемся этим пользоваться. В основном ориентируемся на российские предприятия.
– Ещё один вопрос, который не даёт покоя не только нам, заключался в банковском сопровождении деятельности вашей компании. Он актуален в свете бескомпромиссной борьбы ЦБ с так называемыми мусорными банками. Пока ЦБ примеряет на себя роль судьи Дредда, тут, на периферии, происходят сложные процессы, влияющие в том числе и на жизнедеятельность средних и мелких компаний...
– Работа с теми банками, которые остаются на рынке (если не брать в расчёт крупные филиалы банков федерального уровня. – Прим. ред.), к сожалению, не всегда складывается – деньги застревают, висят без движения, нет ни выдачи, ни перечисления. Если наш контрагент не получает деньги переводом из банка, то тут возникает недоверие, портятся отношения. Но виноваты не мы, а банк, который, получив платёжку, вовремя не перечислил деньги с нашего счета на счёт контрагента. Всё это, конечно, бьёт по нашему карману. Время платить налоги, а свободной налички нет.
– Если вспомнить недавно состоявшуюся встречу мэра столицы Магомеда Сулейманова с бизнес-сообществом, что бы вы хотели видеть со стороны администрации города Махачкалы? Или республиканской власти? Что вы от них ожидаете?
– Со стороны администрации города я ничего не жду. Наоборот, если мы (бизнесмены, управленцы) поймём, что руководство города что-то пытается сделать для бизнеса, то мы, конечно, пойдём навстречу. Они сделают один шаг, а мы – два, они три – мы шесть. Я думаю, что это общее мнение. Это ведь наш с вами город, мы в нём живём, здесь растут наши дети. Что касается законодательных инициатив, то я сейчас затрудняюсь ответить.
Когда же речь зашла о том, куда, как правило, заводят законодательные инициативы республиканской власти, стало совсем как-то не по себе, грустно и больно за нашего предпринимателя, да и за недавнюю встречу власти с бизнес-сообществом и попытки наладить открытый диалог. Грустные истории для бизнеса всегда связаны с деньгами. Которых либо не хватает, либо хватает, но их пытаются отжать – конечно же, законным способом.
Кахриманов рассказал о том, как аренда земли выросла для него аж в 12 раз: «Там показатели такие: в 2 раза, в 5 раз, в 10 раз, в 12 раз. Моё предприятие расположено в центре города – и для меня коэффициент 12. То есть коэффициент зависит от географической зоны, в которой находится ваша недвижимость.
Но самое главное, что это получилось достаточно неожиданно. Без предупреждения. Ты просто работаешь, а потом вдруг такое повышение, и не в 2 раза, не в 4 раза, а сразу в 12 раз! А ты эти деньги нигде не закладывал, в бизнес-плане не предусматривал. Никто не объяснял, почему произошло такое повышение. Есть постановление Народного Собрания РД – вот и живите с этим. Они ведь там сами многие бизнесмены! Неужели по карману не бьёт? Или есть какая-то лазейка, но я её не нашёл. В принципе, это повышение не являлось императивным. Его могло и не быть. Но новое руководство, которому нужно повышать сборы, наполняемость бюджета, приняло такое решение».
Мы начали возмущаться и привели в ответ старую как мир аналогию про убийство курицы, несущей яйца. Но ещё больше осталось невысказанным и повисло в воздухе. Тем более обиднее в наших глазах выглядело всё это и потому, что Кахриманов, будучи членом Экономического совета при главе республики, ничего не знал о подобных нововведениях. Впрочем, этим сейчас трудно кого-то удивить.
Вместе с тем у нашего собеседника есть своё видение решение проблемы. Оно довольно не тривиальное: «Я бы предложил забрать все функции по формированию государственных адресных программ, стратегий развития бизнеса у госчиновников и передать в общественные организации бизнесменов. Например, в Германии я в своё время изучал работу торгово-промышленной палаты страны. Там все эти функции – прерогатива общественных организаций. Это закреплено на законодательном уровне. У нас всего этого нет. На прошлом Дагестанском экономическом форуме я об этом говорил».
Несмотря на всё это, Назим Кахриманов довольно лояльно высказался по поводу «денежных сборов» с бизнеса: «Если налоги действительно пойдут городу, то пусть не понижают – оставят их на том же уровне». Однако в оценке общей ситуации с малым и средним предпринимательством в республике он далеко не лоялен: «Нет механизмов, рычагов воздействия, закрепления помощи бизнесу на законодательном уровне. Без этого выживать бизнесу трудно. На энтузиазме далеко не уедешь».
- 44 просмотра