Что такое кризис? Затронул ли он Дагестан, и если да, то как в этих условиях выживать экономически активной части населения? Как спасти рекламно-маркетинговый сегмент бизнеса? Ответы на эти и другие вопросы попытались найти участники круглого стола, организованного газетой «Черновик» и пиар-агентством «Медиафакт» в воскресенье, 29 марта.
В ходе дискуссии маркетологи сошлись на том, что кризис всё-таки есть. И чувствуется он довольно серьёзно. Председатель клуба маркетологов Мурад Алигимов отмечает, что сильнее всего это заметно по ценам на продукты питания: «Самое интересное, что дорожает не только импорт, но и наши местные продукты — ссылка на курс доллара, казалось бы, здесь ни при чём, но, тем не менее, цены растут. Сильнее всего это ударило по кафе и ресторанному бизнесу — владельцам приходится поднимать цены на меню, это в какой-то мере сказывается на количестве посетителей. Хотя если брать картину в целом, то нельзя сказать, что люди стали меньше ходить в кафе. Возможно, потеря клиентуры произошла у дорогих ресторанов». Алигимов подчеркнул, что кризис стал благодатной почвой для активности различного рода «гуру по преодолению кризисов», которые зачастили с антикризисными тренингами-лекциями в Дагестан. В то же время сами маркетологи, по мнению специалиста, также оказались под ударом: «Если раньше спрос на маркетологов был высоким, то сегодня ряд компаний экономит именно на этой сфере своей деятельности, в результате чего многие наши коллеги попали под сокращение. Это не совсем верно с моей точки зрения, потому как фактически наносит удар по развитию и рекламе самой компании. Но таковы реалии. Также снижение покупательской способности населения, связанное с инфляцией, приводит к тому, что люди либо откладывают покупки на потом, либо вовсе отказываются от чего-то, что тоже бьёт по бизнесу и маркетингу».
Маркетолог Марат Гусейнов не согласился с такой пессимистичной оценкой влияния кризиса на маркетинг: «Мне бы хотелось сказать, что время кризиса — это не время печали и слёз. Это время новых возможностей. Многие из тех, кого мы сейчас знаем как олигархов, крупных бизнесменов, сделали свои состояния во времена кризисов: начало 90-х, 98-й, 2008-й и так далее. Поэтому требуется лишь по-новому взглянуть на ситуацию». С такой позицией согласился и один из родоначальников дагестанской рекламы, копирайтер Георгий Гарунов: «Что мы имеем с начала кризиса? Всего лишь то, что люди перешли от режима избыточного потребления к режиму адекватного. Проще говоря, если раньше мне могли навязать покупку пятого телевизора к моим четырём, и у меня была возможность купить его, то сейчас я крепко подумаю, расставлю приоритеты важности. Все помнят шуточку «Купи слона»? Образно выражаясь, люди стали меньше «покупать слонов». Конечно, при этом стало меньше хорошо оплачиваемой работы, потому что этот рынок ненужных слонов создавал лишние рабочие места и деньги. Теперь же мы перешли к рынку первой необходимости. Значит, задача маркетолога сегодня предлагать тем, кто оказывает услуги, больше думать о рынке первой необходимости. Вот и всё».
Ещё одним вариантом для производителей товаров с высокой добавочной стоимостью стало предложение переориентироваться на тот сегмент покупателей, которых кризис никак не задел. Это предложение показалось маркетологам нереализуемым по причине отсутствия рынка производства дорогих предметов — за вычетом разве что кубачинских изделий, мастера по которым так же едва сводят концы с концами. О том, что и на рынке дорогих товаров не всё гладко, не понаслышке знает и маркетолог компании «Империя окон» Рустам Агаев: «По сравнению с прошлым годом наша выручка упала в 2 раза. Плюс конкуренты снизили свои цены, и это тоже по нам бьёт. В то же время мы снижать цены не планируем, так как изначально ориентировались на производство дорогого и качественного товара. Дорогой бренд ассоциируется у потенциальных покупателей с качеством. Люди снижение цен могут не так понять». В качестве повышения эффективности работы компании избрана мера по контролю за работой менеджеров (через установку камер) и совершенствованию их навыков в работе с клиентами, а также введению дополнительных услуг для клиентов — с необходимостью расширения спектра предоставляемых услуг согласились все.
Поделилась своими размышлениями о возможностях преодоления кризиса и директор магазина женской одежды Амина Абдурахманова: «Важно перетерпеть кризисный период, многие не выдерживают и закрываются слишком рано. Согласна также с тем, что необходима агрессивная реклама, которая бы позволила показать потенциальным клиентам, что мы не боимся кризисов. Одновременно с этим лично я ищу другие варианты ведения бизнеса».
Об изменениях в образовательной сфере в связи с кризисом рассказала Амира Гусейнова, руководитель центра дополнительного образования «Union Centre»: «Если говорить о нашем центре, то кризис на нас не сказался — ведь это время, когда люди, наоборот, стремятся повысить свой уровень, квалификацию, находятся в поиске новых вариантов. Образование в этом плане можно сравнить с едой — сколько бы ни стоила, есть всё равно будут покупать. Нам пришлось, конечно, поднять плату за услуги на 10–20% процентов, но не более».
В качестве эффективного варианта выхода из кризиса представитель дагестанского филиала белгородского университета кооперации, экономики и права Саида Абакарова предложила объединить усилия разнонаправленных структур маркетинга в некую единую структуру для предоставления посильной помощи в продвижении каких-либо товаров: «Быть может, стоит объединиться в группу предпринимателей, скооперироваться с государством, получать госзаказы и как-то зарабатывать на этом?»
Георгий Гарунов вновь отметил, что одной из главных проблем, с которой сталкиваются дагестанские бренды, — категорическое нежелание хозяев этих брендов тратиться на рекламу для продвижения товара по всей стране. Таким образом, специалист отмечает, даже те товары, которые могли бы быть в условиях кризиса востребованы по России и сыграли бы роль спасательного круга для Дагестана, не имеют должной раскрутки даже внутри республики. Один из вариантов выхода из ситуации, по Гарунову, — это частичное государственное субсидирование затрат на рекламу таких товаров. Марат Гусейнов же, возражая, отметил, что местные чиновники далеки от маркетинга и не заинтересованы в таком сотрудничестве: «Те из госчиновников, кто владеет реальными финансами, не думают о каком-то там маркетинге — у них другие задачи. Построить завод, наладить производство, выполнить поставленную задачу, освоив выделенные средства, и жить долго и счастливо». Также он подчеркнул, что государство, даже если и готово обращаться за помощью к профессиональным маркетологам, то чаще всего просто за «спасибо», никак этот труд не оплачивая, поэтому рассчитывать приходится в основном только на себя. Георгий Гарунов, в свою очередь, отметил необходимость сотрудничества между маркетологами: «Самое главное, что необходимо делать во время кризиса, — это помогать друг другу на взаимовыгодных условиях», — подытожил он.
Резюмируя итоги круглого стола, участники сошлись на том, что кризис — это время для поиска нестандартных решений, но искать их надо сообща, чаще встречаться, обсуждать и планировать новые разработки и не забывать рекламировать их всеми доступными способами.
«Черновик» со своей стороны уже не раз предоставлял профессионалам возможность говорить о проблемах, достижениях и волнующих всех вопросах на своих страницах. Надеемся, что продолжение этого взаимовыгодного сотрудничества позволит достичь необходимых результатов в условиях кризиса.
- 18 просмотров