Послание с перчинкой

Переполненный зал заседаний Народного собрания, на редкость почти весь состав депутатов, фраза Рамазана Абдулатипова «Клянусь говорить правду и ничего кроме правды» и последовавшее его трёхчасовое выступление, в ходе которого зал аплодировал 67 раз. Четверг, 22 января. В этот день руководитель республики выступил с посланием к парламенту Дагестана.

Рамазан Абдулатипов поставил своеобразный рекорд по продолжительности выступления с посланием Народному собранию. Столько, как нам помнится, не выступал ни один его предшественник. Вероятно, это связано с тем, что в речи нынешнего руководителя республики было не так много экономически и политически сформулированных тезисов, но было немало вольных и произвольных отступлений и дополнительных комментариев. Вместе с тем во время доклада чувствовалась уверенность Абдулатипова, и он, в отличие, скажем, от посланий НС РД экс-президента Магомедсалама Магомедова, больше говорил об успехах… Ещё одна отличительная черта нынешнего послания – в нём прозвучало немало угроз муниципальным чиновникам.  

Начал он выступление с неожиданной, но многозначительной фразы: «Вы не верьте слухам, вы доверяйте делам». Каждый, видимо, понял смысл этих слов по-своему, но, возможно, этим он хотел подчеркнуть, что в последнее время (особенно недели) в республике рождается и разносится много слухов по поводу деятельности руководства региона, вплоть до скорой отставки самого главы. Впрочем, к слухам руководитель Дагестана в своей речи ещё вернётся не раз…

Глава отмечает, что в республике идёт фундаментальная работа по выводу экономики из кризиса и... «мы преодолеваем средневековое мракобесие, фанатизм, экстремизм и терроризм, навязанные нам извне врагами России». При этом он категорический противник мнения о том, что эти явления – результат внутриисламского противостояния. По мнению Абдулатипова, снять напряжённость в республике удалось во многом благодаря тому, что руководство региона обеспечило общественное доверие правоохранительным структурам: «Мы с уверенностью сегодня можем говорить о снижении общего количества преступлений. Уровень преступности в Дагестане в полтора раза меньше, чем в субъектах СКФО». Он особо подчеркнул, что впервые за последние 15 лет дагестанцам удалось прожить без террористических актов. Отчасти это так, если не брать во внимание взрыв 40-килограммовой бомбы в Махачкале 17 января 2014 года, когда пострадали 16 человек.

Говоря ещё об одной дагестанской беде – похищении людей, глава республики в утвердительной форме заявил, что они практически прекратились, но с оговоркой – «с целью выкупа».

Этот блок послания Абдулатипов завершил словами: «Хочу всех поздравить с тем, что мы живём в более безопасной, более спокойной, обновлённой и очищенной республике. Это то, о чём большинство из вас мечтали ещё два года назад».

 

 

(Продолжение. Начало на стр. 1)

 

Затем глава региона затронул ещё одну острую и больную тему – убийства дагестанских  журналистов. Он считает, что результаты их расследования преподносятся неверно. «Все пишут, что у нас не раскрыто ни одно убийство журналистов. Из двенадцати преступлений одиннадцать полностью раскрыты», – заявил он, но не назвал, какие конкретно. Если эти сведения верны, то либо мы – журналисты – ничего не знаем, либо правоохранительные органы держат раскрытие громких убийств за семью печатями. В случае предоставления этих данных, «Черновик» в ближайшем номере готов опубликовать их. 

Далее глава республики сказал, что наконец-то в учебных заведениях, государственных лечебных и т. д. перестали брать взятки. Спорное утверждение, на наш взгляд.

 

Экономика

 

Главной задачей 2014 года, по словам докладчика, было удержание в целом наметившейся позитивной динамики и продолжение курса на ускоренное развитие, что, как заявил Абдулатипов, достигнуто. «По итогам 2013 года нам удалось занять лидирующие позиции в динамике экономического, и в частности промышленного, развития среди субъектов Российской Федерации. По комплексной оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти республика за год поднялась с 56-го до 34 места. Среднемесячная заработная плата увеличилась почти на 13 процентов. Денежные доходы населения выросли на 8,2 процента», – уверенно заявил глава республики. Это, по его мнению, означает, что Дагестан может выйти из кризиса, а руководство – обеспечить безопасность и благополучие жителей. «В соответствии с наказами, которые я получал на встречах с дагестанцами после моего вступления в должность, в Дагестане восстановлены законность и правопорядок, управляемость республики, более открытой и честной стала работа органов власти и местного самоуправления. Удалены из органов власти многие одиозные личности», – добавил он. 

Говорил Рамазан Абдулатипов и об агропромышленном секторе экономики, в частности о реализации приоритетного проекта «Эффективный АПК». По его подсчётам, уже обеспечен прирост объёмов валовой продукции сельского хозяйства более чем на 8,7 процента, то есть больше, чем в целом по стране. Похвалил директора Дербентского завода игристых вин Магомеда Садулаева, посадившего более 900 гектаров виноградников на новой технологической основе. По инициативе в том числе депутатов Государственной думы от Республики Дагестан приняты важные поправки в федеральное законодательство по развитию виноградарства. Абдулатипов отметил плодотворную работу на Дагестан и на Россию многих депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, хотя некоторые из них, как он выразился, специализируются на очернении Дагестана и руководства республики. «Они позорят прежде всего себя. Бояться не надо, в Дагестане другая власть. Приходите и прямо говорите, если есть что сказать, предложить», – сделал предложение руководитель РД. О ком именно он говорил в столь негативной форме, вновь осталось тайной.

В целом, относительно крупных инвесторов в экономику Дагестана Абдулатипов яснее всего видит двух людей – миллиардеров-дагестанцев Зиявудина Магомедова (группа «Сумма») и Сулеймана Керимова («Нафта»). Только почему-то, говоря об их участии в различных проектах, глава РД применял фразу «они должны».

 

Земля

 

О земле и земельных проблемах говорили практически все предыдущие главы республики, однако единственно правильного варианта их решения не нашёл ни один из них. Понимает это, видимо, и нынешний глава. «135 тысяч га брошенных земель, и после этого мы жалуемся, что плохо живём. Пора, наверное, прекратить издевательства, которые длятся десятилетиями над жителями насёленных пунктов, расположенных на землях отгонного животноводства, и определить статус этих административных образований», – заявил Абдулатипов, имея в виду разросшиеся до размеров сёл бывшие кутаны горных хозяйств. Однако такие резкие шаги по приданию им статуса, как нам видится, могут привести и к организованному сопротивлению местного населения.  

Тем не менее руководитель Дагестана поручил Минсельхозпроду, Минимущества принять исчерпывающие меры, чтобы не было пустующих земель и низкой урожайности: «Указываю на персональную ответственность министров, руководителей районов за состояние и использование земельных ресурсов. Я, когда приезжаю в районы, останавливаю машину и говорю: чьё это поле? Если глава района не знает, значит, он там не занят работой. Это надо прекращать».

Абдулатипов потребовал привести в порядок и земельные участки в Махачкале. «При преступном попустительстве, коррупционной связке с Росреестром и Кадастровой палатой в городе на одного племянника  бывшего мэра (Саида Амирова«ЧК») было оформлено более 300 участков земли. На других племянников – 256 га земли, а многодетные семьи и сироты не имеют возможности получить 6 соток для строительства своего домика. Надо с этим разобраться», – сказал он. В этот момент, может, случайно, может, специально, одна из телевизионных камер была направлена на лицо депутата ГД РФ, племянника Саида Амирова Джамаладина Гасанова. Впрочем, досталось от Абдулатипова и мэру действующему. Пожалуй, впервые Магомед Сулейманов публично выслушивал в свой адрес столь резкие замечания.  

Никогда ранее Магомед Сулейманов не слышал критики в свой адрес от главы Дагестана

Замечания сперва касались подпольных контор по выдаче «зелёнок», которые, по мнению главы РД, до сих пор обнаруживаются в городе. «Важно помогать руководству столицы навести порядок, хотя само руководство многое упускает и всё идёт очень медленно, не внедряются современные методы управления городским хозяйством. Магомед Валибагандович, при всём уважении к вам, одно дело – тот период, когда вы работали в Избербаше, и совершенно другой исторический период, когда вы начали работать в Махачкале.

Надо нанимать опытных менеджеров, даже из других регионов, чтобы налаживать эту работу, и выделять бесплатно земельные участки для многодетных семей и сирот», – предупредил Абдулатипов. Завершая речь о Махачкале, он коснулся транспортной проблемы, точнее  восстановления городского общественного пассажирского транспорта: «В Махачкале фактически был уничтожен традиционный общественный транспорт. Республика совместно с федеральным центром нашла деньги и приобрела 68 современных городских автобусов. Но разного рода мафиозные группы, которые продолжают и дальше загонять махачкалинцев в старые маршрутки, стали устраивать провокации против использования автобусов. Даже стреляют по их колёсам».

Обращаясь к и. о. мэра и министру внутренних дел РД Абдурашиду Магомедову, Абдулатипов сказал: «Примите меры и избавьте нас от этих банд». Министр слегка кивнул, а Сулейманов слушал это с мрачным лицом и даже что-то про себя говорил…

Глава РД довольно долго говорил и на тему религии. Настолько долго, что даже предположил, что сидевший в зале муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев, вероятно, подумал о появлении в республике нового муфтия. Абдулатипов не очень доволен и этой сферой жизни общества. Он предложил совместно с муфтиятом провести аттестацию имамов мечетей и преподавателей религиозных учебных заведений, призвал сохранять светский характер дагестанского общества, а также не принимать во внимание то, что некоторые религиозные деятели выступают за запрет свадеб и празднования Нового года: «В этом году мы провели нормально  новогодние праздники. Это светский праздник. Мы же не выступаем против религиозных праздников, наоборот, соблюдаем их. Свобода совести означает, что никто никому не должен навязывать религиозное или иное мировоззрение. Это дело каждого человека. Наши беды руководствуются не религией, а невежеством. Какая религия у этих людей в Париже? Нет у них никакой религии. Это невежество. Поэтому мы должны консолидировать наши усилия в борьбе с невежеством, в том числе и на международном уровне».

 

О коррупции,

претендентах и не только

 

О другой дагестанской напасти, коррупции, Абдулатипов говорил почти в прошедшем времени: «Особое внимание необходимо уделять борьбе с коррупцией. Коррупция впилась не только в ткани власти, но и общества. Основные документы по противодействию коррупции приняты. Впервые создано управление по противодействию коррупции в правительстве. Несколько глав муниципальных образований и администраций, более 40 заместителей лишились своих должностей. Правоохранительные органы не только обеспечивают законность и правопорядок, но и заняты самоочищением  в своих рядах от случайных, недобросовестных сотрудников, которых немало».

Тут Абдулатипов впервые публично признал, что есть реальные соискатели на должность главы Дагестана, причём желающие сесть в кресло задолго до истечения срока работы нынешнего руководителя: «Некоторые из них даже не знают, чем заняты республиканские власти, а другие уже делают седьмую попытку стать руководителем республики. Я думаю, что у них будет 77-я попытка. Понимаете. Потому что дагестанское общество уже думает по-другому. Эти игры уже бесполезны».

Не мог, думается, в очередной раз не вспомнить глава Дагестана и случай, давший косвенный (а может, и прямой) старт громким задержаниям и арестам. «Хочу вспомнить, когда вскоре после моего вступления в должность в Махачкале, в Семендере, проводилась спецоперация по обезвреживанию террористов. На поддержку террористов собралась целая толпа граждан, среди которых были депутаты некоторых районов, городов и Народного собрания. Те, кто помогает и сочувствует террористам, не должны работать в органах власти, школах, вузах. Очищайтесь от них», – бросил Абдулатипов в зал, возможно, помня, что некоторые сторонники той группы до сих пор занимают высокие кресла в республике.

Как некий эталон борьбы с экстремизмом докладчик привёл в пример соседнюю Чечню и лично Рамзана Кадырова.

Затем Абдулатипов ещё раз коснулся тонкой политики, вернее, говорил о не совсем добросовестных, по его мнению, политиках. Впрочем, и на этот раз без имён: «В республике несколько политических партий, которые имеют фракции в Народном собрании. Мы работаем с ними, прислушиваемся, учитываем их предложения в работе. Но некоторые партии уходят в маргинальную среду. И лидеры этих партий – это люди случайные, которые, живя где-то, делая бизнес где-то, хотят ещё и Дагестаном руководить. Кто хочет заниматься политикой в Дагестане – приезжай, паши поле и занимайся политикой. Прежде всего, мы работаем с партийными фракциями, а не с сомнительными личностями, которые корчат из себя оппозиционеров на деньги, украденные в своё время у народа или выпрошенные у воров и бандитов. Круглые сутки врут и делают всё, чтобы Дагестан жил в смуте и невежестве». Нам показалось, что он говорил о руководителе партии «Справедливая Россия» в республике Гаджимураде Омарове.

Интересно разложил глава Дагестана и тему оппозиции. Сказал, что переживает по поводу отсутствия достойных врагов: «Нету. Всякая мелочь вокруг».

 

Кадровый вопрос

 

Ни при одном руководителе Дагестана не было столько отставок глав муниципалитетов. Часть из них ушла по просьбе, другая часть – по требованию, а те, кто ослушался, – и того хуже… Но, как признался Абдулатипов, это далеко не предел: «Мне, конечно, приходится кого-то снимать с работы, когда районы с богатой культурой и экономикой, а людей доводят до нищеты. И вместо того чтобы достойно уйти, эти люди поднимают вонь на всю страну. Должности приходят и уходят. Но надо оставаться мужчинами. И совесть надо иметь. Мы будем всячески пресекать организацию массовых акций, дестабилизирующих общество, и конфликты на основе национальных мотивов».

Но прежде чем прозвучал гром (правда, пока не такой громкий), глава Дагестана немного пожаловался, что ему приходится решать проблемы, которые откладывались годами. В частности, он заявил, что совместно с Минкавказом России удалось добиться, чтобы в Постановление Правительства РФ был включён пункт о завершении переселения лакцев из Новолакского района и восстановлении Ауховского района. «В ближайшее время мы сможем вернуть исконные названия нескольким сёлам. Руководству Новолакского района важно обеспечить переселение тех, для кого уже давно построены дома в новых посёлках», – сказал Абдулатипов и обрушился на главу Новолакского района Гаджи Айдиева. Глава республики предупредил, что, если Айдиев не исправит ситуацию в районе, то будет отстранён (уволен), а всякие попытки протестовать против этого, как выразился руководитель региона, будут расценены как угроза государственному строю. Абдулатипов, видимо, так завёлся, что признался: «Чуть было не сказал, что ликвидируем Айдиева. Ликвидировать не будем, но уволим». 

Гаджи Айдиева (первый слева) чуть было не ликвидировали, но помиловали: пригрозили увольнением

Обращаясь теперь уже ко всем дагестанцам, Абдулатипов сказал, что за два года в республике преодолели многие деформации и искажения во власти и в обществе, которые были допущены в «смутные» времена. «В своё время из-за беззакония и безразличия со стороны власти и общества люди озлобились, стали ненавидеть и убивать друг друга. Но после той гигантской работы, которую провёл президент Российской Федерации Владимир Путин по укреплению власти и консолидации общества, он дал мне шанс провести работу по очищению и обустройству Дагестана, – заявил он и в порыве позитива добавил: – Давайте вместе используем этот шанс и обеспечим дагестанцам безопасность и благополучие. В Дагестане за эти два года стало светлее и чище, другими становятся и дагестанцы. Вижу, чувствую готовность наших людей служить истине и творить добро. Отсюда и приоритеты нашей деятельности на перспективу. Мы концентрируемся на решении широкого комплекса вопросов экономического, культурного и социального развития республики, достойного обустройства людей».

 

Заключение...

 

…было лаконичным: «В конце хочу сказать, что вижу в вас соратников и единомышленников, людей, заинтересованных работать на Дагестан, Россию. Там, где решаются вопросы достоинства и перспектив Дагестана и России, каждый из нас должен действовать последовательно и мужественно, как это делает наш национальный лидер Владимир Владимирович Путин. Уверен, что из денежных трудностей мы выйдем, такова установка президента страны, такова установка российского и дагестанского народа».

Последняя фраза Абдулатипова была по-настоящему предвоенной: «Победа будет за нами!»

Номер газеты