Владимир Путин обратился 4 декабря к Федеральному собранию с ежегодным Посланием, в котором изложил ряд новых инициатив и мер, относящихся к финансовой и экономической сферам. Они вызваны ухудшением социально-экономической ситуации в стране и направлены на улучшение делового климата и взаимоотношений власти и бизнеса. Какие из предлагаемых мер являются наиболее перспективными и как они могут сказаться на социально-экономической ситуации в Дагестане? Эти вопросы «ЧК» задал нескольким экспертам.
Одно измерение?
Неожиданно для многих Владимир Путин ничего не сказал про Северный Кавказ, если не считать упоминания о Чеченской Республике, где в тот день проходила нейтрализация группы террористов. Касаясь вопроса о внешнеполитических отношениях России с США и их союзниками, он заявил: «Мы хорошо помним, кто и как в тот период (в 1990-х и в начале 2000-х годов) практически в открытую поддерживал у нас сепаратизм и даже прямой террор, называл убийц, у которых руки были по локоть в крови, не иначе как повстанцами, принимал их на самом высоком уровне. Сейчас эти “повстанцы” опять проявили себя в Чечне. Уверен, местные ребята, местные правоохранительные органы достойно справятся».
Северный Кавказ профигурировал только в одном измерении – как место террористических проявлений, тогда как в прошлом непременно говорилось о социально-экономических проблемах, о вопросах межнациональных отношений, о путях их решения. Между тем в Послании предложены дополнительные меры для развития Калининградской области, Крыма, Дальнего Востока и, в частности, Севастополя и Владивостока, а также Северного морского пути.
Это, тем не менее, не означает, что Послание не имеет отношения к Северному Кавказу, и, в частности к Дагестану. Ведь большинство инициатив и предложений касается всех регионов без исключения. И особое значение имеют меры, которые планируется принять в финансовой и экономической сферах.
Противоречивые ожидания
Почти все комментаторы с воодушевлением отметили в Послании следующий идеологический тезис: «Главное – дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах – это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы».
Но при оценке конкретных инициатив (см. таблицу) эксперты федеральных СМИ по-разному оценили предложенные Путиным меры. Одни назвали их в комплексе новой экономической политикой, другие – слабыми и противоречивыми попытками остановить надвигающийся кризис.
Критически оценивают инициативы и дагестанские эксперты. Так, по поводу предложения о том, что «ФНБ (Фонд национального благосостояния) через докапитализацию крупных банков обеспечит кредитование по доступным процентным ставкам проектов реального сектора экономики» заместитель директора ИСЭИ ДАН РАН Шамиль Гимбатов сказал: «С одной стороны, данная инициатива, при условии, что она будет выполнена в рамках поставленной президентом задачи, очень значима. По последней информации на эти цели будет направлено около 10% ФНБ. С другой стороны, есть вероятность того, что можем столкнуться с ситуацией, когда банки не готовы будут выдавать льготные кредиты в такие выскорискованные направления, каким является кредитование предприятий реального сектора экономики.
Похожие меры были предприняты в 2009 г., когда прошло увеличение капиталов банков за счёт субсидированных кредитов из ФНБ. Кредиты должны были выдаваться представителям реального сектора экономики на особых условиях по заниженной ставке. Как видим, за прошедший период меры эти не повлекли серьезного роста реального сектора экономики страны. Так как в любом случае процентная ставка по таким кредитам не будет ниже обозначенной ЦБ ставки рефинансирования, то утверждать о возможности значительного экономического роста при ставке кредитования выше 5% для экономики любой страны было бы самонадеянным».
Ещё более критичен в отношении этой инициативы зав. отделом ИСЭИ ДНЦ РАН Магомед Багомедов: «Докапитализация центральных банков приведёт по факту не к стимулированию инвестиций в реальный сектор, а к пополнению валютной пирамиды.
Маловероятно, но, возможно, благодаря своим связям с хозяевами банков какой-нибудь из дагестанских олигархов построит за счёт льготных кредитов ещё одно (или несколько) современного уровня предприятие, которое всё равно со своей численностью занятых в 300 человек будет каплей в миллионной проблеме эффективной занятости в Дагестане.
В послании также ничего не говорится о кадрах и стиле работы, а при существующих порядках результат останется прежним».
Формализация оценок
Экономические инициативы Путина по-разному смотрятся в приложении к регионам. В одних из них хорошие перспективы имеют одни инициативы, в других – иные.
Со слов дагестанских официальных лиц, для нашей республики перспективным видится направление «Разработка и реализация программ импортозамещения», по которому имеется в виду поддержка проектов в сфере сельского хозяйства и производства продуктов питания, тогда как для Москвы привлекательнее выглядит «Разработка организационного и финансового механизма содействия ускоренному развитию средних несырьевых компаний, имеющих экспортный потенциал», поскольку там есть квалифицированные научные, инженерные и рабочие кадры.
Для получения более полной и объективной оценки перспектив реализации инициатив Путина «Черновиком» была составлена анкета для экспертов, в которой было предложено оценить по 5-балльной шкале значимость и актуальность каждой инициативы для развития экономики России в целом и Дагестана в отдельности (очень значимая – 5, существенно – 4, средне – 3, мало – 2, мизерно значимая – 1), а также вероятный (прогнозный) результат практической реализации инициативы в сложившихся политико-правовых и финансово-экономических условиях региона (очень хороший результат – 5, хороший – 4, средний – 3, слабый – 2, мизерный – 1).
Первые две оценки связаны с теоретическими представлениями о значимости той или иной инициативы, а вторая исходит из практических знаний о коррупционных барьерах, состоянии правоохранительной и судебной систем, чиновничьем произволе (в том числе о том, перестало ли государство кошмарить бизнес, как говаривал в своё время Дмитрий Медведев), развитости демократического контроля со стороны парламента и законодательных собраний, оппозиционных партий, свободной прессы, независимых от государства НКО и т. п. Кроме того, индивидуально присущий эксперту общий взгляд (оптимистический или пессимистический) на сложившуюся ситуацию может повлиять на средний уровень выставляемых баллов.
Тем не менее опрос показал схожесть взглядов экспертов на многие инициативы Путина, и это позволяет говорить об эффективности использованного инструментария.
В таблице отражены выставленные экспертами три оценки по каждой из 15 инициатив Путина и выведены средние баллы по трём вышеизложенным вопросам. В опросе участвовали старший научный сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышов (Москва), Шамиль Гимбатов, Магомед Багомедов и автор. Сравнение средних баллов по первому вопросу о значимости инициатив для страны показывает, что наиболее важной эксперты считают инициативу «Меры по совершенствованию системы среднего профессионального образования», которая получила 4,5 балла. Ещё более важной эта мера представляется для Дагестана (4,75), да и перспективы её реализации оцениваются как средние (3,0), что неплохо относительно аналогичной оценки других инициатив.
По сути, вровень с предыдущей оценена инициатива «Запуск публичного реестра с информацией о проверках бизнеса». Значимость её для России оценена в 4,5 балла, для Дагестана – в 4,25, а перспективы реализации – в 3,5 балла, что является максимумом среди аналогичных оценок.
Третье место, пожалуй, занимает инициатива «Двухлетние налоговые каникулы для предприятий, которые регистрируются впервые, и льготы для производств, начинающихся с нуля», с 4,25; 4,0; 3,0 баллами соответственно.
Четвёртое – «Мораторий на повышение налогов» с 4,0; 4,0; 2,5 баллами соответственно.
Пятое – «Разработка и внедрение системы контроля за использованием средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа» (4,0; 3,5; 2,75).
Шестое – «Разработка и реализация программ импортозамещения» (4,0; 3,75; 2,25). В отличие от предыдущих инициатив, где требуются небольшие деньги и несложные организационные усилия органов власти, программы импортозамещения требуют относительно больших средств, и поэтому неслучаен по этой инициативе один из самых максимальных разрывов между оценкой её значимости для страны и республики с одной стороны, и оценкой перспектив её реализации – с другой.
Седьмое – «Запрет на три года проверок субъектов малого предпринимательства, к которым в течение трёх лет не было претензий» (3,75; 3,5; 2,5). Эта инициатива, так же как и первые пять, относительно малозатратна и связана с изменением норм и правил деятельности бизнеса и его взаимодействия с органами власти.
В нижней части своего рода рейтинга оказались инициативы, так или иначе связанные с большими деньгами. И все они признаются малоперспективными для экономики Дагестана.
Итого
Как видно, экономисты, в отличие от политиков, более реалистично оценивают ситуацию и перспективы реализации планов Путина и всей системы исполнительной власти. При ознакомлении с их скептическими оценками следует помнить, что, как говорится, под лежачий камень вода не течёт, и надо что-то делать. Но, чтобы не заниматься сизифовым трудом и минимизировать ошибки на пути, лучше советоваться с экспертами.
- 7 просмотров