Записки модератора. Обсценные «ценности»

Обсценная лексика (от лат. obscenus — «грязный») — нецензурные выражения. Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является мат. За последние два десятилетия издано немереное количество словарей, справочников, научных трудов, посвящённых этой пикантной и обширной теме. Следует заметить, что интерес к ней не угасал никогда.

Интеллектуальный уровень среднестатистического россиянина обратно пропорционален количеству матерных слов, используемых им в речи. Иными словами, чем больше мы сквернословим, тем меньше у нас ума. На этом фоне незабвенные Эллочка Щукина и Фима Сóбак со своими жаргонизмами считались бы интеллектуалками, а последняя с «богатым» и ужасно современным словом слыла бы не только культурной, но и целомудренной девушкой.

Ругаться умеют все: от малышей до государственных служащих. Что и говорить, крепкое слово иногда помогает в решении сложных жизненных ситуаций, отражает отношение к действительности...

У русского мата своя история. Наши сограждане рождаются с пониманием смысла матерных слов. И им не надо заканчивать «университетов» в виде детсадов, школ, улиц или дурных компаний — всё передаётся на уровне генов, ведь сквернословие берёт начало в глубокой древности.

Даже классики не обошли эту тему. «Отметились» Пушкин, Есенин, Маяковский и др. Помню, будучи школьником, обнаружил у Бунина фразу: «поёт б… голоском». Повесть давно забылась, а слово осталось…

В лексике народов Дагестана практически нет (!) мата. Зато его успешно заменяют ругательства и проклятия. Русский мат и дагестанские ругательства — симбиоз, создающий современный лексический колорит, местный «акцент». Модератору сайта «Черновика» приходится наблюдать за подобными лингвистическими «изысками» комментаторов.

 

Воспитательная функция сайта «ЧК»

 

Постараюсь объяснить причины появления столь громкого подзаголовка.

Не могу сказать, что у нас образцово-показательное интернет-СМИ, но культурный контент достаточно серьёзный. Конечно, сайт общественно-политического еженедельника не предполагает галантных расшаркиваний оппонентов. Здесь идут локальные войны в виде дискуссий. И работа «по корпусу» не возбраняется (главное, чтоб не ниже пояса)…

Комментаторы знают: модератор — категорический противник терминов, оскорбляющих честь и достоинство человека. Поэтому они ставят многоточия там, где предполагалось «нехорошее» слово, потому что понимают: иначе комментарий будет удалён.

Однако хочу заметить, что буквы х, п, е, б даже с многоточиями радости у меня не вызывают. Как, впрочем, и у Роскомнадзора, который посчитал, что четыре всем известных слова и производные от них ни в каком виде не должны присутствовать в СМИ. Как разъяснили «Известиям» в надзирающем ведомстве, «замена некоторых букв нецензурного термина многоточием не избавляет от ответственности, однако допустима, например, формулировка «слово на букву „б“». (А в бунинской повести это слово целиком!) Вообще, изменения в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», вступившие в силу в июле 2014 г., оставляют много вопросов…

Незарегистрированные комментаторы сайта «Черновика», не знакомые с правилами, пытаются для убедительности «украсить» сообщения матерными словами, причём часто без купюр. Такие термины удаляются, иногда идёт под нож всё сообщение. И тогда наиболее внимательные из читателей повторяют свои комментарии, но уже без обсценных слов. 

Речь без мата убедительна. Когда-то дворовые «авторитеты» виртуозно рассказывали скабрёзные анекдоты, через слово матерясь и плюясь… Сейчас такое не актуально (в моём случае точно…). Другое время, иной взгляд на мир…

Красивая речь, культура диалога, умение расставить акценты — вот что привлекает и вызывает уважение. Культура комментирования определяет коллективное «лицо» читателей. Возможно, этой теме будет посвящён один из выпусков «Записок…».

Должен заметить, что набираюсь опыта общения с читателями, учусь и расту вместе в вами, коллеги, ведь я один из вас. И для меня важна оценка: оправданна ли попытка «очеловечить» «надсмотрщика за сайтом» или же он должен быть бессловесным; чего не хватает в моей работе и т. д.? Приведу обращение комментатора горец горец к модератору:

«Вы как-то тоже пытались проявить в себе неуверенность, но Вам хватило ума с этим быстро завязать, что делает Вам честь. Вы уже перешли в стадию белого лебедя».

 

И появились такие строчки:

 

Вершитель судеб и коммéнтов,

Лишён он напрочь сантиментов.

Он белый лебедь на пруду —

Да, горец горец, я не вру!

Слывёт поэтом и чтецом — не подлецом.

Он модератор с человеческим лицом…

 

А теперь, как говорил О’Генри, «наши мысли взлетят с низменных областей поэзии в высшие сферы расчёта и факта». А факты говорят о том, что если в сутки на сайте публикуется около 500 комментариев и в каждом из них 100 символов — около 2 предложений, — получается 50 тыс. символов. А это 5 полос «Черновика». То есть в день комментаторы «наговаривают» около четверти недельного объёма газеты. В пиковые дни, когда количество сообщений удваивается, число таких символов может достигать 200 тысяч! Объёмы, сравнимые с 24-полосной печатной версией газеты.

 

Из сказок — на сайты

 

Комментаторы включают образное мышление и охотно обращаются к героям национальных сказок, фольклора, наделяя их человеческими качествами. Естественно, орёл, волк, лев — положительные персонажи, а гиена, шакал, ишак — отрицательные.

И конечно, популярны устойчивые обороты: собака лает, караван идёт; орёл мух не клюёт и т. д.

Воображение рисует, как невозмутимо плывёт синкопный дюк-эллингтоновский «Караван», облаиваемый аргутами, шавками и прочими четвероногими друзьями человека, или как царь-птица воротит мощный клюв от назойливого насекомого…

Венчает список лев. Вершина иерархии. В нём всё: мощь, мудрость, исполинские размеры. Глыба, одним словом. Этот образ используется комментаторами при характеристике наиболее харизматичных, сильных политиков.

Олень. У этого благородного животного появился подвид (спасибо Интернету!) — олень горбатый. Так некоторые комментаторы обзывают оппонентов. Негативную окраску имеют и орёл комнатный, конь педальный.

Манкурт. Ёмкое слово. С подачи Чингиза Айтматова вошло в словари русского языка. Оно давно освоило интернет-пространство. Активно используют его и читатели «Черновика».

Маймун. Странно, но образ обезьяны выпал из поля зрения дагестанцев. К нему обращаются очень редко…

Немаловажный факт: комментаторы стали обращать внимание на грамотность оппонентов, отсылают их к словарям, что зачастую выступает в качестве решающего аргумента при спорах.

 

Постскриптум

 

Сколько раз меня пытали

Комментаторы «ЧК»!

От модéра сроков ждали —

Расскажи, мол, что, когда?..

Осень всех времён мудрее —

Факт, и спорить с ним никак.

Обещаю, что позднее

Распишу вам, что да как…

Укажу пока лишь план:

Мы готовим нечто вам!..

Вы желаете сюрприза,

Ещё верите словам?

Разрешите мне репризу:

Нечто мы готовим вам!

Ёрничать не вижу смысла —

Только правдой жизнь сильна.

Скоро будет пир — не тризна…  

Я ответил всем сполна!

 

 

Александр Сарданапалов,

chernovik.net

 

Номер газеты