Гудбай, Америка-­Европа!

Несколько дней назад на сайт «ЧК» пришло письмо от читательницы из Кизлярского района. Она жаловалась на то, что её земляки-фермеры терпят серьёзные убытки. На огромных полях в сотни гектаров гниют самые ходовые на рынке розовые помидоры. Всё потому, что некуда реализовать сельхозпродукцию. До введения Владимиром Путиным эмбарго на поставку проддтоваров из стран ЕС и США оставался один день

Как известно, в этот список попали все кисломолочные продукты, мясо, птица, овощи и фрукты. Фактически Правительство РФ передало карты в руки сельхозпроизводителей. Другое дело – санкции будут работать только год. Хватит ли этого времени для реального развития сельского хозяйства страны, и в частности Дагестана? Вопрос сложный. Многие специалисты считают это решение неким импульсом к наращиванию объёмов сельхозпродукции и разрешению извечных проблем её реализации. Вместе с тем особенно актуальной станет проблема монополизации и необоснованного завышения цен. Во избежание подобного Правительством РД решено создать республиканский оперативный штаб по мониторингу ситуации на продовольственном рынке, который ежедневно будет отслеживать цены на продукты питания.

А пока «ЧК» предлагает собственный мониторинг дагестанского рынка. Для чего мы попытались проследить, насколько введение эмбарго на ввоз некоторых продовольственных товаров отразится на местном рынке. В этом нам помогли продавцы торговых сетей супермаркетов и продуктового рынка №2.

 

На рынке…

 

Нырнув внутрь рынка, мы и не почувствовали каких-то существенных изменений: та же рыночная суета, те же продавцы, тот же товар, те же покупатели. Казалось, даже торговцы работают с ещё большим напором. Однако на наши расспросы о влиянии путинских санкций на продовольственный рынок Дагестана продавцы отвечали абсолютно с невозмутимым видом, утверждая, что их  это не коснётся.

Подходим к очередному прилавку. Продавщица оживляется, энергично протирая каждое «напарафиненное» яблочко, глаза её сразу устремляются на нас:

– Здравствуйте, а сколько стоят яблоки у вас? И откуда завозят их?

– 50 рублей. Они наши, дагестанские. Из Касумкента.

– Странно, а похожи на импортные… а персики, виноград?

– Тоже оттуда. А овощи у нас – каякентские.

«Понимаете, люди сами нарочно ищут яблоки с червячками, чтобы быть уверенными, что употребляют экологически чистый продукт. А зачем нам закупать импортный товар, если он людям не нужен, а значит, на него нет спроса? У нас и свой товар неплохой, если вы даже сами путаете его с импортным…» – говорит продавец Второго рынка.

– А зимой откуда фрукты и овощи поступают?

– В основном из Азербайджана и Турции. Из фруктов мандарины, виноград, гранаты. Помидоры тоже из Азербайджана. Бананы из Африки, той же Турции. Из Аргентины бывают апельсины, грейпфрут.

Если с плодоовощной продукцией зимой приходится туже, то мясо на дагестанском рынке в кругообороте стабильно круглый год. Изменчивы лишь цены. Их «вредность» всегда зависит от сезона.

– Мясо сейчас подорожало – 220 рублей за 1 килограмм…

– А с чем это связано? Санкции повлияли?

– Нет, санкции здесь ни при чём. Сейчас начался свадебный сезон, растёт спрос, потому и мясо дорожает. Так бывает каждый год. Потом возвращается в норму. В этом году не знаю, как будет…

Это, кстати, объяснение для тех, кто думал, что перекупщики внезапно завысили стоимость своего товара. Причины, как оказалось, внутренние.

Проходим дальше сквозь специфические благовония, минуя витрины, на которых красиво разложены один к одному аккуратно порезанные круги говяжьей печени, языки, требуха, рядом красуется варёная баранья голова и прочие внутренности.

Далее следует ряд «чистого» мяса. Классика жанра. Мясники, повязанные замаранными в крови животного фартуками, увидев клиента, готовы буквально наброситься на него, расхваливая свой товар:

– Моё мясо самое лучшее здесь на базаре… девушка, покупайте!

– Если у вас нет проблем с продажей продукции, как утверждают многие, почему вы переманиваете друг у друга покупателя, будто это последний клиент?

– Привычка… (смеётся).

Обращаемся к другому:

– Из каких регионов вам привозят мясо?

– Мы у перекупщиков утром рано покупаем за 200–210 рублей, а те, говорят, берут туши в Хасавюртовском, Буйнакском районах… потом режут здесь на мясо.

 

Эмбарго как спасение?

 

Но вряд ли эти торговцы догадываются, что эти самые фермеры из глубинок Дагестана сдают свою продукцию перекупщикам за 150–160 рублей за 1 кг (!) на том же рынке и в то же время. Почему продавцы рынков их не видят? Оказывается, поставщики препятствуют фермерам (Подробнее в статье «Работающих людей станет больше...» на 8 стр. – «ЧК») и не впускают их на территорию рынка, перекупая дешёвое мясо сами. Об этом «ЧК» рассказал директор Хасавюртовского межрайонного центра развития предпринимательства Абдулатип Магомеддибиров«Каждый перекупщик купил себе место и теперь намеренно не хочет видеть здесь конкурентов, создавая препятствия с реализацией сельхозпродукции. Но они не понимают, что от этого сельское хозяйство и экономика Дагестана терпят серьёзные убытки», – жалуется Магомеддибиров.

Проблема реализации возникает и у виноградопроизводителей. Курушские фермеры, к примеру, в прошлом году сдавали виноград на Кизлярский коньячный завод по 15 рублей. В этом году завод цену снизил до 12. Тем самым не оправдываются затраты на производство продукции.

«Завод загоняет нас в угол, ставит в зависимость, а на поле гниёт созревший урожай. Хочется надеяться, что введённые Путиным ответные санкции на ряд продуктов улучшат наше положение и помогут в реализации продукции», – делится с нами местный фермер.

Что ж, может, и вправду введённые санкции как-то поправят ситуацию, хотя многие аграрии надеются на них в последнюю очередь. А пока центр  развития предпринимательства Магомеддибирова намерен провести в ближайшее время круглый стол, где поднимут вопрос о выделении определённых мест для фермеров на продовольственных рынках Дагестана.

В «Европейском»…

 

Молочную и рыбную продукцию изучили на базе супермаркета «Европейский». Перед нами раскинулось широченное поле для исследования, поэтому здесь мы обошлись без дополнительных расспросов, точнее продавцов оставили в покое, окунувшись собственно в мир политики менеджмента и маркетинга. Примерно час нашего пребывания в супермаркете принёс определённые результаты, которые, кстати, вынесены в таблицу.

Примечательно, что молочной продукции в торговом центре оказалось примерно 50 на 50, дагестанской и российской, соответственно. Лишь изредка попадался импортный товар. Обнаружено было масло, изготовленное во Франции. С другой стороны, если отталкиваться от первоосновы, есть многие российские компании, работающие по зарубежной технологии, применяя отечественную продукцию, следовательно, мы горделиво отнесли их к нашей «Раше». Из таких нам попадались йогурты и сладкие сырки, произведённые  российской продовольственной компанией, но принадлежащей иностранной компании.

Морепродукты в виде всевозможных креветок, кальмаров, мидий и прочих заморских деликатесов на прилавке супермаркета в основном разделили отечественные и совместные белорусско-немецкие компании.

 

Ну, здравствуй, Каспий!

 

Возвращаясь к исследованию. Из полученной таблицы невооружённым глазом видно, что в рамках Дагестана и в рамках частного исследования под горячую руку Путина попали Дания и Франция. О чём это говорит? По сути, сообщение о введении эмбарго на ряд продовольственных продуктов ситуацию на дагестанском рынке существенно не изменило, особенно в графах «мясо», «птица» и «молочные продукты». Местные аграрии не знают, как реализовать свою продукцию, поэтому к импорту здесь прибегают реже. Что касается овощей и фруктов, то здесь сложнее. Картина прояснится лишь зимой, когда запасы плодоовощных культур будут израсходованы, а с поставками возникнут затруднения. Хотя урожай в этом году получился в переизбытке, от чего опять-таки страдают сельхозпроизводители. А пока мы полностью обходимся отечественной продукцией.

Теперь интересно одно: как повлияют эти самые «аккуратные» санкции на экономику Дагестана? Помогут ли они, наконец, рядовым фермерам в реализации продукции или, наоборот, монополия перекупщиков, пасущих свои насиженные рыночные места, разыграется с ещё большей силой, плюс ценовая политика выйдет из-под контроля? Либо АПК Дагестана останется прежним? 

Номер газеты