Игры престолов

Произошедшие на этой неделе события, как на муниципальном, так и республиканском уровнях власти, можно смело называть «игрой престолов». 19 августа в Каспийске внезапно сменился мэр, оставивший во главе города вместо себя своего зятя. А 20 августа в составе правительства Дагестана произошло, в принципе, ожидаемое изменение – Алексей Гасанов покинул свой пост, перейдя на работу в Администрацию Главы и Правительства РД.

Уход с должности мэра Каспийска Джамалудина Омарова, проработавшего в этом качестве 16 лет, оказался событием довольно неожиданным. Казалось, что вопрос о старожилах во власти (Рамазан Абдулатипов ещё в 2013 году говорил о том, что долгожители во власти должны дать дорогу для обновления кадров) не касается тех, кто входит в команду действующего главы Дагестана, но…

«Каспийскмой дом…»

 

На заседании Собрания депутатов Каспийска (19 августа) Джамалудин Омаров после обсуждения текущей повестки объявил собравшимся, что покидает свой пост. Добровольно!

«Я благодарю вас всех за совместную деятельностьЭтот вопрос я обговорил с руководством республикилично с главой Дагестана, председателем правительства, председателем Народного собранияОни были удивлены, нотакое решение я принял. Глава Дагестана воспринял мою постановку вопроса болезненно, но я объяснил ему, что работаю в должности уже 16 лет, и это срок немаленький…» – сказал Омаров. Просьба Омарова была удовлетворена, и глава Каспийска с приставкой «экс» стал обычным депутатом горсобрания. (Это положение закреплено в уставе Каспийска, который гласит, что глава муниципального образования избирается из числа депутатов городского собрания большинством голосов, а лицо, сложившее с себя полномочия мэра, продолжает выполнять депутатские обязанности.)

Депутаты города, приняв отставку Омарова, не стали откладывать вопрос с новым мэром в долгий ящик. Большинством голосов главой муниципального образования «Городское образование ‘‘город Каспийск’’» был избран Магомед Абдуллаев, директор ЗАО ВКЗ «Избербашский», владелец развлекательного комплекса «Москва» (Каспийск).

Уход Омарова с должности и назначение главой Абдуллаева вызвали много ироничных комментариев в социальных сетях о передаче власти практически по наследству, так как новый мэр приходится предыдущему зятем. Помимо иронии, в сетях появились версии дальнейшего развития событий. Так, есть предположения, что в ближайшее время сложит свои обязанности и глава администрации Каспийска Хури Пирсаидова, уступив место своему заместителю – Джамалу Абдулатипову (сыну главы РД), а сам Джамалудин Омаров, может быть, возглавит пока ещё вакантное место в ТФОМС «Дагестан», освободившееся после ухода его родственника – Магомеда Сулейманова – в мэры Махачкалы.

Конечно, трудно оценивать достоверность этих предположений и разбираться в родственных хитросплетениях. Тем не менее «ЧК» уже писал о том, что в республике после слома продержавшегося долгое время в даргинской политической элите дуумвирата из клана Магомедали Магомедова и семьи Саида Амирова на лидирующие позиции вышел мекегинский клан, имеющий многих представителей в республиканских и местных органах власти, а также бизнесе.

В мекегинский клан, помимо экс-главы Каспийска Джамалудина Омарова и его зятя, Магомеда Абдуллаева (мэр Каспийска), входят братья Джамалудина: экс-глава Ленинского района Махачкалы Камалудин Омаров и советник начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы Муртазали Омаров, а также племянники, Омар Омаров и Осман Хасбулатов  (оба депутаты каспийского горсобрания).

В клане состоят Председатель Правительства РД Абдусамад Гамидов, его брат Сиражудин Гамидов, депутат горсобрания Каспийска и руководитель благотворительного фонда «Гамидов Гамид». В клан входят и двоюродные братья (по матери) Гамидовых: и. о. главы Махачкалы Магомед Сулейманов и экс-глава Избербаша Абдулмеджид Сулейманов.

В зоне влияния клана находятся Марат Далгатов (председатель Комитета по госзакупкам РД), глава Кизилюрта Магомед Уцумиев (сын Уцумиева женат на дочери Сулейманова), а также экс-министр Минтруда и соцразвития Такибат Махмудова. Её сыновья: Анвар Махмудов – экс-прокурор Агульского района, замруководителя Каспийского межрайонного следственного отдела СУ СКР по РД, Омар Махмудов – мировой судья с/у №99 Махачкалы, а глава Казбековского района Гаджимурад Исаев женат на племяннице Махмудовой.

Такой клан политически живуч и, конечно же, будет динамично развиваться. Уже сейчас они представляют собой серьёзное политическое ядро, которое может серьёзным образом переформатировать власть через три-пять лет, повлияв, к примеру, на результаты выборов в Народное собрание и Госдуму.

На фоне каспийских событий продолжается курс главы республики на очищение дагестанской действительности от клановости. Противостояние Рамазана Абдулатипова с главой Дербентского района Курбаном Курбановым закончилось тактической победой последнего. Однако ни переговоры, ни различные варианты компромиссных решений не убедили главу РД в том, что Курбанов должен остаться главой МО.

В Дербентском районе даже прошёл несанкционированный мини-митинг (на него собралось около ста человек) против курса Курбанова, а дагестанская официальная пресса и ТВ запестрили сообщениями о том, что от кланов просто не продохнуть. К примеру, РИА «Дагестан» обнародовало материал, в котором от имени молодёжи Дербентского района делается признание: «Найти работу юриста или экономиста, бухгалтера в районе практически невозможно, везде уже «сидят» сыновья и племянники, приходится уезжать в Махачкалу или в Москву. На виноградниках тоже работать не получается, это в основном семейный бизнес и там работают родственники, чужих не берут. Да и сама молодёжь не очень хочет там работать. В районе сложилась крепкая клановая система, хорошая работа стала «правом по рождению», а не местом применения хороших знаний, навыков и умений. До тех пор, пока мы не сумеем уйти от клановой системы, от передачи должностей по «праву рождения» и по «наследству», нам не построить мирный и успешный Дагестан».

Странно, конечно, что эти негативные явления вдруг резко проявились в районе, доселе называемом не иначе как «развивающимся» и «перспективным». В то же время стойкость Курбанова, на взгляд «ЧК», привела к тому, что на южном направлении зародилось политическое ядро, способное объединить вокруг себя политиков и чиновников, оппозиционно настроенных против главы Дагестана. Но на данный момент конфликт главы РД и главы МО привёл к кадровым перестановкам в Правительстве РД и Администрации Главы и Правительства РД (АГП).

Так, Абдулатипов указом №180 от 20 августа 2014 года назначил Алексея Гасанова заместителем руководителя АГП республики, освободив его от должности министра по национальной политике.

Предполагается, что он заменил на этой должности Артура Исрапилова, который, по данным «ЧК», вернулся в руководство Управления внутренней политики АГП. (Подробнее об этом в статье «Дело принципа»,  «ЧК» №32 от 15 августа 2014 года.)

Временно осуществлять полномочия Гасанова, как ожидается, будет вице-премьер Рамазан Джафаров. Но недолго. Пока глава РД определится с кандидатурой на эту должность. По слухам, Абдулатипов будет выбирать из трёх кандидатов, видимо, по случайному совпадению являющихся уроженцами Ахвахского района: советника Главы РД Деньги Халидова, ректора Дагестанского института экономики и политики Абдул-Насира Дибирова и писательницы Баху-Меседу Расуловой. Ожидается, что должность получит и жертва противостояния Абдулатипова и Курбанова: экс-министр юстиции РД Азади Рагимов возглавит Правовое управление в АГП вместо Руслана Рабаданова.

 

Номер газеты