«Такой непорядочности я раньше... ...не встречал». Юсуп Саадулаев – «Черновику»

Оказавшись в годы студенчества по обмену в США, Юсуп Саадулаев спустя четыре года вернулся в Дагестан известным на весь мир бойцом смешанного стиля. Весовая категория до 61 кг на ура приветствуется в Азии. Сделав себе имя на турнирах Dream, Юсуп после его закрытия попал в самый топовый азиатский промоушен ONE FC. 11 июля Саадулаеву предстоит биться с одним из лучших атлетов своего дивизиона. В случае победы дагестанский боец получит право оспорить титул чемпиона…

– Юсуп, твоим соперником станет японский боец Коетсу Оказаки. Что можешь рассказать о нём? Известно, что ему 34 года, значит у тебя как минимум будет преимущество в скорости. Какие ещё слабые и сильные места можешь выделить у японца?

– Скажу, что Оказаки дрался за пояс чемпиона в предыдущем своём поединке. Дрался пять раундов по пять минут. Ему 34, но выглядит на 20. Японцы – они такие люди, молодость сохраняют на долгие годы. Сильные его стороны – хорошо бьёт с рук и прекрасно выворачивается от болевых приёмов. Коетсу – гибкий, выносливый, нестандартный боец. Из слабых сторон – как таковой борьбы в его арсенале нет. Хороший ударник, с поставленной защитой от болевых. Проигрывал он только первым номерам. Он один из топовых бойцов  в ONE FC, не могу сказать, что для меня это проходной поединок. До участия в этом промоушене он был чемпионом в SHOOTO.

– Наверняка ты уже разработал геймплан. Можешь раскрыть его?

– Конечно. Геймплан – начинать с ударов рук, переводить противника на землю и уже там пытаться финишировать болевыми или удушающими приёмами. Попытаться вымотать его в партере. В стойке сейчас с моим уровнем ударной техники ловить с ним нечего.

– Что тебя ждёт в случае победы над Оказаки? В ONE FC твой рекорд сейчас составляет 2 победы и 2 поражения. Далёк ли ты от чемпионского боя? И что можешь сказать о действующем чемпионе, готов ли в ближайшем будущем подраться  с ним?

– Совсем недавно узнал от руководства ONE FC, что в случае победы над японцем я стану обязательным претендентом на  титульный бой. Чемпионом здесь является бразилец Бибиано Фернандес. Он чемпион не только в ONE FC, но и победитель Гран-при DREAM в весе до 66 кг. Он обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу и в целом, очень универсальный боец. В техническом плане я считаю, что мне с Фернандесом рановато биться. Я попросил руководство компании, чтобы до боя с ним мне дали ещё один поединок. Нужно поставить ударную технику. Без этого с ним состязаться смысла нет.

– На сколько поединков у тебя рассчитан контракт с ONE FC? Будешь ли ты его продлевать или ищешь другие варианты? Как насчёт UFC?

– Мой контракт рассчитан ещё на два года, это шесть поединков. Хочу доработать свой контракт, выиграть чемпионский пояс и на этом завершить карьеру бойца. На мой взгляд, весовые категории до 57, 61 и даже 66 кг в ONE FC не уступают аналогичным дивизионам в UFC. Азиаты по своей структуре небольшие люди, и у них очень много сильных бойцов в лёгких весах. Особенно в категории до 61 кг. Плюс обе организации ищут бойцов по всему миру. Совсем недавно был случай, когда ONE FC пыталась предложить Магомеду Бекбулатову более выгодный контракт, чем UFC. Но вроде он выбрал американский промоушен. Аналогичная ситуация и с Беном Аскреном – чемпионом Bellator. Азиаты предложили ему гораздо более подходящий контракт, и теперь он дерётся в ONE FC.

– Расскажи о внутренней кухне компании ONE FC. Как они относятся к бойцам, какие платят гонорары, стоит ли молодым бойцам стремиться в этот промоушен?

– Своих ребят я стараюсь подписывать в ONE FC. Совсем недавно контракт с этой компанией заключил Марат Гафуров. У них очень хорошее отношение к бойцам. Перед моим первым поединком в этом промоушене, когда ещё не был им известен, они выделили двух человек, которые решали какие-то вопросы, исполняли мои, скажем так, капризы. И я не сказал бы, что гонорары уступают гонорарам в UFC. Единственное, они могут уступать в бонусах. В UFC платят $ 50 000 за бой вечера, лучшее выступление вечера. В ONE FC пока такого нет. Есть бонусы, но не такие высокие. Но есть и обратная сторона. Подоходный налог в США – 30%. В Азии налоги гораздо скромнее. И ещё один немаловажный момент. Зачастую российские бойцы, стремящиеся попасть в UFC, вынуждены иметь дело с нечистоплотными менеджерами, которых интересуют только деньги. Циничные люди, не буду называть имён… Сейчас я веду переговоры с руководством ONE FC о подписании Магомеда Султанахмедова по прозвищу Тяж. Совсем скоро в одной из крупных организаций появится и Магомед Тигр Магомедов. У него пока контракт с М-1, как только он истечёт, мы подпишем Тигра в UFC напрямую или через промоушен WSOF.

 

Надо уметь смешивать

 

– В случае подписания контракта с UFC ты бы наверняка спустился в самую лёгкую весовую категорию – до 57 кг. Смотрел ли ты бой чемпиона Деметриуса Джонсона против нашего Али Багаутинова? Чего не хватило Нокаутёру для победы над Майти Маусом? И можно вспомнить большой бой Рустама Хабилова против Бенсона Хендерсона…

– На мой взгляд, Али слишком рано было выходить против Деметриуса. В первую очередь Багаутинову необходимо было увеличить свою скорость. В этом компоненте Джонсон был недосягаем. Плюс он отлично борется и бьёт. До боя я надеялся, что Али выиграет, но мало верил, что так получится. Но наш боец набрался опыта («ЧК» №24 от 20.06.2014 г.)… Касаемо Рустама ошибкой было то, что он согласился на пять раундов. Среди дагестанских бойцов есть такой негласный спор, типа кто быстрее доберётся до титула чемпиона UFC. Рустам понимал, что в случае победы над Хендерсоном ему предложат титульный бой. Поспешил… Но будь поединок против Бенсона трёхраундовым, Хабилов одержал бы победу. Но на этом поражении жизнь не заканчивается. Рустама очень любят в  UFC, ему будут предлагать бои с другими топовыми бойцами, стараясь вывести как можно скорее на чемпионский поединок.

– Сейчас айсберг мирового ММА сосредоточен в США. Как обстоят дела с ММА в Азии? Все мы помним заполненные стадионы турниров PRIDE. На твой взгляд, почему азиатам не удалось составить конкуренцию американскому рынку?

– Самая агрессивная компания в Азии – ONE FC. Они перекупают бойцов из других организаций. Азия – огромный рынок. И эта компания пытается расширить сферу своего влияния, выйдя из Юго-Восточной Азии, Китая, Филиппин. В августе у них пройдёт турнир в Дубаи. Они хотят захватить весь азиатский рынок, а как мы знаем, большая часть планеты сосредоточена именно в Азии. На данный момент организация №1 в мире – UFC. Но не факт, что через несколько лет картина не изменится. Тем более финансовые возможности у ONE FC прекрасные. У них солидный спонсор. Они зарабатывают, продавая платные трансляции. Причины, по которым распались PRIDE, К-1, известны. Они отмывали деньги якудзы и понимали, что скоро всё это лопнет. В ONE FC ситуация другая. Для людей это основной доход, бизнес. Тут другой подход. А по поводу популярности скажу, что стадионы, на которых проводятся турниры, бывают заполнены до отказа. И из всех ныне существующих организаций в ONE FC самые жёсткие правила. Даже жёстче, чем в PRIDE. Здесь разрешены удары локтями, а в PRIDE, как мы помним, их не было. И те же самые соккер-кики1. Правда, отменены стомпы2, но только по голове. В другие части тела такие удары наносить разрешается.

«Хочу доработать свой контракт, выиграть чемпионский пояс и на этом завершить карьеру бойца»

– Давай сравним российскую систему подготовки к поединкам по ММА и американскую. Можешь назвать основные отличия процесса подготовки?

– В российской школе мало времени уделяют физической подготовке. И фактически нет знаний в фармакологии. Только сейчас этот процесс начинается развиваться. Конёк американской школы – силовая мощь, выносливость. Если взять того же Бенсона Хендерсона, он как дышал через нос в первом раунде, так дышал и в пятом. А если разбирать технику, думаю, российские бойцы лучше в этом компоненте, но только в отдельном виде. Например, борьба, бокс. Но когда начинаешь их смешивать, американцы превосходят. У них этот спорт гораздо раньше начал развиваться, чем в России. Они, скажем так, собаку в этом деле съели. Бои без правил – это ведь на самом деле не бои без правил, это смешанные виды боевых искусств. И их надо уметь смешивать, это целое искусство. Чем ещё хороши американские тренировки? Они более короткие и интенсивные. Я сам за то, чтобы проводить часовые занятия по несколько раз в день. Когда тренировка длится два часа, устаёшь не только физически, но и морально. После таких тренировок и больших нагрузок бывает ощущение, что тебе больше ничего не хочется делать, ты выжат как лимон. В Дагестане сложно тренироваться в американском стиле. Те залы, в которые я хожу перед выступлением в ММА, проводят занятия по классической двухчасовой программе. Но когда я сам тренируюсь с Маратом Гафуровым, Магомедом Тигром по утрам, мы тренируемся час, максимум полтора часа. Это бег, кроссфит, спарринги. Но это подготовка по ММА. А занятия по бразильскому джиу-джитсу мы проводим по классической схеме. Первые 15 минут – это разминка, растяжка. Затем три или четыре отработки технико-тактических действий. И затем уже непосредственно схватки. Отработки техники мы повторяем одни и те же на протяжении двух, трёх недель. Доводим до автоматизма, делаем так, чтобы развивалась мышечная память.

В джиу-джитсу нет таких нагрузок на спину и ноги, как в борьбе. Основная здесь работа – на полу. И люди особо не устают при отработках.

– Как ты относишься к большой сгонке веса, которая присутствует в больших американских промоушенах? Насколько это вредно для организма, гонять по 10 и более килограммов? Можешь дать совет, как правильно «сушиться»?

– Я вообще за то, чтобы не скидывать вес. Но ведь это делают все. Если пойду выступать в том весе, который для меня является привычным, то против меня выйдет человек намного больше меня. И тут я буду уже не в равных с ним условиях. Нам приходится скидывать вес. Конечно, в этой процедуре много вреда. Вымывается кальций из костей, теряются минеральные вещества – калий, магний и, естественно, большая нагрузка на сердце. Но таковы правила игры. В этом бизнесе большие деньги. Каждый боец хочет выиграть и идёт на всяческие ухищрения. И как бы человек правильно ни гонял вес, после окончания карьеры будут последствия для его организма. А если он ещё и неправильно гонял, то их будет гораздо больше. Я и сам в начале своей карьеры неправильно скидывал вес. И сейчас эта проблема остро стоит в Дагестане. Топовые бойцы умеют правильно «сушиться». Это определённая диета, просчитанное количество необходимой в этой процедуре воды, например, за определённый период до взвешивания надо выпивать в день 5–8 литров воды. Плюс питательные вещества для сердца, тот же магний, калий, кальций, спортивное питание, определённое количество капельниц до взвешивания и после. В Дагестане, конечно, туго с препаратами для правильной процедуры сгонки веса. Но потихоньку ситуация исправляется, заказывают эти продукты. Но таких знаний нет у ребят, выступающих по любительским правилам. Они гоняют вес по старой схеме. До сих пор пьют мочегонные препараты…

– Ты сам готовишься к боям в Махачкале. Хватает ли у нас спарринг-партнёров мирового уровня?

– Со спарринг-партнёрами в Дагестане проблем нет. Особенно в моём весе. Я посещаю зал Dagfighter. Тот же Марат Гафуров, тот же Тигр, Мурад Асельдаров, Саид Нурмагомедов. Много ребят, которые растут. Особенно у Мансура Учакаева много бойцов моего веса. Во время подготовки к бою с Оказаки мне очень сильно помогает Магомед Тигр. Он старается подражать японцу, в спарринге делать то, что делает в своих боях Оказаки. Он в этом плане очень хороший помощник.

– Как ты думаешь, если ты готовился бы не только в Дагестане, но и, по примеру Хабиба Нурмагомедова, за месяц-полтора до боя вылетал в Америку, твои результаты в поединках были бы лучше?

– Да! Спортсмен не должен оставаться на одном уровне или всё время работать на пределе своих возможностей. Допустим, у атлета поединок через три месяца. Он должен включаться в подготовку за 5–6 недель до схватки. Имеется в виду интенсивно тренироваться. А всё остальное время спортсмен должен просто поддерживать форму. Организм ведь не железный, его нельзя всё время переутомлять. У Хабиба очень правильный подход. У меня это как-то не получалось, следовать такой модели подготовки. Я думаю сейчас ей следовать, именно в оставшиеся два года контракта. Планирую съездить в Таиланд, в Tiger Muay Thai. Но к этому бою подготовился хорошо, единственное – вес застыл на отметке 68 кг. Но думаю, что успею согнать эти семь килограммов. И Рамадан этому помогает… 

 

В Чечню лучше не ездить

 

– Твои два последних поединка прошли под эгидой Гран-при «Беркут» в Грозном. В первом бою ты без особых усилий капитулировал Фирдауза Зарипова из Таджикистана. А уже в следующей схватке против чеченца Магомеда Гиназова судьи преподнесли тебе «сюрприз», отдав победу противнику. Позже этот результат сменили на «несостоявшийся». Расскажи, что произошло в Грозном во время этого боя. И какие твои впечатления о турнире «Беркут» в целом?

– В целом своим выступлением в этой схватке я не доволен. Мне следовало его выиграть досрочно. Я знал, конечно, что организаторы этого турнира любят подсуживать местным бойцам, потому что до этого боя имел с ними дело, но… такой непорядочности я раньше не встречал. Даже для многих чеченцев, с которыми переписывался в Интернете, такое решение стало шоком. Организаторы недостойно себя повели. Уважения у меня эти люди вообще не вызывают. И их громкие слова до начала турнира, что при равном бое между чеченцем и гостем обязательно отдавайте победу гостю, оказались фарсом. После боя Шамиль Завуров подал на апелляцию. Видео было отправлено трём независимым экспертам, и на основании этого должно было решиться, отдадут мне победу в итоге или нет. Все трое признали победителем меня. Но даже после этого организаторы сделали так, что дальше в Гран-при прошёл местный боец. Но боец он очень достойный. Зная все мои титулы, он вышел и показал хороший бой. Продемонстрировал характер. Организаторы попросили меня согласиться с тем, что этот бой признан несостоявшимся, чтобы не портить его рекорд. Получилось в итоге, что мы оба не прошли дальше. Организаторы нам говорят, типа мы вам дадим за это хорошие гонорары, организуем интересные бои. Хорошим гонораром для них оказались… 30 000 рублей. В то время как они своим неизвестным бойцам дарят машины, большие деньги, этот гонорар выглядел как издевательство. Я сказал, что мне не нужны их гонорары… И дальше как хотите делайте свой турнир. Известный на весь мир портал Sherdog из Америки провёл своё расследование, записав в мой рекорд победу над Гиназовым, но я попросил сменить победу на «бой несостоявшийся».

– Совсем недавно в Грозном прошёл очередной этап «Беркута». На нём присутствовали авторитетные гости, среди которых глава Чечни Рамзан Кадыров. Этот турнир завершился скандалом. Дагестанского бойца Магомеда Магомедкеримова, на взгляд большинства специалистов, засудили, а его отца, выражавшего своё недоумение, избили. Шамиль Завуров сообщил, что больше бойцы «Чемпиона» в Чечне биться не будут. Солидарен ли ты с Шамилём, и как можешь прокомментировать случившееся?

– Предыстория с необъективным судейством в Чечне для меня началась в 2011 году, когда я повёз своих ребят туда на соревнования по бразильскому джиу-джитсу, на всероссийский турнир. Там нас засуживали по-страшному. Все те же лица… Я ещё тогда сказал: давайте больше не будем ездить в Чечню. И если бы тогда все дагестанские клубы согласились больше туда не ездить, на этом бы всё закончилось. Но тогда меня не поддержали. Ребята хотят выступать, даже зная, что там засуживают. После этого было ещё два случая на соревнованиях по джиу-джитсу в Чечне. Точно так же засуживали. В моих глазах человек сам себя не уважает, если хочет выиграть таким путём. В бою между Магомедом Магомедкеримовым и Бесланом Исаевым произошло следующее… Поединок был примерно равным. Раздельным решением я победу отдал бы Магомеду или дал бы ничью. Но это был финал, ничья и дополнительный раунд не были предусмотрены. Магомедкеримов вёл первые два раунда, отдав третий. Но ущерба Беслан нанёс больше. Сложная ситуация: оба бойца очень достойные и как спортсмены, и как люди. Единственная претензия остаётся к организаторам. Но она была и раньше. В то, что они поступят правильно, никто и не верил, особенно в ситуации, когда бой был примерно равный. Для себя я решил, что ездить туда больше не буду. И своим ребятам советую не ездить в Чечню. Но особенно голодные до побед бойцы всё же едут туда, а затем говорят: зря я поехал. А ситуация с отцом Магомедкеримова возмущает тем, что ударили взрослого человека. Говорят, и пистолет вытащили… Меня там не было, но Шамилю Завурову я верю. А их поведение – это не по-кавказски… Жаль Магомеда, особенно зная, что этот поединок произошёл накануне подписания в сильную организацию. Это поражение может сказаться…

– Ты был главным тренером известной в стране Академии ММА. Расскажи об этом клубе, почему сейчас об этой Академии ничего не слышно?

– В прошлом году Академия как профессиональный клуб распалась. В ней остались только занятия для охранников, людей, которые занимаются охраной Зиявудина Магомедова3. Все бойцы Академии ММА перешли в компанию Fight Nights, так как Зиявудин выкупил эту организацию, став владельцем 51% акций. Ведущие бойцы Fight Nights готовятся к поединкам за границей, в основном в зале Грега Джексона, и поэтому надобность в главном тренере исчезла. В сентябре в Москве ожидается открытие своего зала Fight Nights, а значит, атлеты будут готовиться в основном уже в России. 

– Юсуп, какой ты дал бы совет ребятам, которые начинают свой путь в профессиональном ММА? Лучше собрать чемоданы и уехать в США, найдя там кемп высочайшего уровня и большого менеджера, или оставаться в Дагестане, готовясь к поединкам именно в родной республике?

– Начинать профессиональную карьеру лучше здесь. Набивать свой рекорд. Турниров проводится всё больше и больше, можно набраться опыта. Главное – не спешить. У дагестанских бойцов есть такая черта… Например, соглашаться в кратчайшие сроки на рискованные бои. Начинающему атлету следует хорошенько взвешивать все за и против, когда предлагают выйти против титулованного спортсмена. Затем ведь эти поражения из Sherdog не выкинуть. А именно они могут впоследствии помешать бойцу заключить контракт с крупной компанией. Надо следить за своим рекордом, набирать его потихоньку. И, конечно, нельзя биться только со слабыми, неизвестными бойцами. Руководители крупных организаций смотрят, кого побеждал интересующий их боец. Надо соглашаться на поединки примерно с равными по классу соперниками. Нужен обязательно менеджер, чтобы давать советы, какие бои брать, с кем драться, а с кем нет, защищать права спортсмена. Главное, чтобы он был порядочным.  

(В ближайших номерах читайте подробности поединка Юсупа Саадулаева на турнире ONE FC.) 

 


1Соккер-кики – удары ногой по голове противника, лежащего на полу.

2Стомпы – удары стопами ног в прыжке по лежачему сопернику..

3Зиявудин Магомедов – предприниматель, менеджер, совладелец и председатель совета директоров компании «Группа Сумма», владеющей, в частности, компаниями «Сумма Телеком», «Глобалэлектросервис» и 25% акций Новороссийского морского торгового порта. Двоюродный брат российского опального политического деятеля и бизнесмена Ахмеда Билалова. 

Номер газеты