Всевышний Аллах предписал мусульманам отмечать два праздника: Иду-ль-фитр (Ураза-байрам, праздник разговения) и Иду-ль-адха (Курбан-байрам, праздник жертвоприношения). Слово «’ид», происходит от слова «’ауд», что означает «возвращение», «возобновление». Одно из объяснений происхождения данного слова заключается в том, что мусульмане в дни праздников проявляют радость, которая возвращается к ним каждый год.
Аллах говорит в Коране (перевод смысла аятов): «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз» (сура «Высочайший», аяты 14, 15). Аллах также говорит: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (сура «Обильный», аят 2).
Некоторые учёные считают, что аяты суры «Высочайший» относятся к празднику Иду-ль-фитр. «Преуспел тот, кто очистился» – то есть выплатил закату-ль-фитр; «поминал имя своего Господа» – то есть возвеличил ночь перед праздником; «и совершал намаз» – то есть совершил праздничную молитву.
Аяты же суры «Обильный» учёные относят к празднику Иду-ль-адха. «Посему совершай намаз ради своего Господа» – то есть совершай праздничную молитву; «и закалывай жертву» – то есть совершай жертвоприношение.
Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) переселился в Медину, у ансаров со времён джахилии осталось два праздника в году, в которые они веселились. Затем Аллах заменил их на Иду-ль-фитр и Иду-ль-адха, которые олицетворяют окончание двух великих видов поклонения, двух столпов ислама – поста и хаджа в месяц Рамадан.
Передаётся, что, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, у жителей города было два дня веселья и развлечений. Тогда он сказал: «Аллах даровал вам вместо них два более прекрасных дня: день жертвоприношения и день разговения» (Абу Дауд, Ан-Насаи).
Утром в день праздников мусульмане совершают праздничный намаз. По одному из мнений учёных, праздничный намаз является настоятельной сунной (желательным), по другому – коллективной обязанностью, по третьему мнению праздничный намаз является индивидуальной обязанностью мусульман.
Время совершения праздничного намаза
По времени совершение праздничного намаза совпадает с намазом духа – желательный намаз, время совершения которого начинается с момента поднятия солнца на высоту копья после восхода (примерно, через 10–15 минут) и заканчивается перед зенитом.
Передаётся, что однажды несколько всадников вернулись из поездки и засвидетельствовали, что видели молодой месяц, после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал всем разговляться и на утро собраться в месте всеобщего моления (Ахмад, Абу Дауд).
Место совершения праздничного намаза
Праздничный намаз желательно совершать в открытом месте, как это делал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздники разговения и жертвоприношения отправлялся к месту моления, где первым делом совершал намаз, а затем поворачивался, вставал лицом к людям, которые сидели рядами, и начинал читать проповедь и давать им советы и указания. Если он хотел в это время послать куда-нибудь военный отряд или отдать какое-нибудь распоряжение, то делал это, после чего возвращался в город (Аль-Бухари, Муслим).
Место, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничные намазы, находилось вне города. Он выходил вместе с людьми на открытое место за пределы города, что подчёркивало праздничность этих дней. На праздничные намазы отправлялись все мусульмане – мужчины и женщины, дети и старики, богатые и бедные. Совершение праздничного намаза всеми вместе на открытой местности более соответствует духу праздника, передаёт праздничную атмосферу и демонстрирует силу ислама и единства мусульман.
Точно так же поступали и праведные халифы – Абу Бакр, Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах) – после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые выходили вместе с народом для совершения праздничных намазов.
Дозволено совершать праздничный намаз и в мечети (а по мнению некоторых учёных, даже предпочтительнее). Тем более нет никакой проблемы в том, чтобы совершить праздничный намаз в мечети, если для выхода на открытое место есть какие-либо препятствия, как, например, плохая погода или возможная фитна (как, например, плохое поведение). Так, передаётся, что жители Медины во времена халифа Усмана (да будет доволен им Аллах) совершили намаз в мечети по причине дождя, который помешал им выйти в привычную молельню.
Как уже было сказано, в праздничные дни, дни всеобщей радости, на намазы отправлялись все мусульмане. Умм ‘Атыйа (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Нам было велено в праздничные дни выходить из дома вместе с молодыми девушками и женщинами, у которых начались месячные кровотечения, чтобы они могли принять участие в благих начинаниях и присутствовать при обращении с мольбой к Аллаху, однако женщины, у которых начались месячные кровотечения, должны были стоять в стороне от места моления» (Аль-Бухари, Муслим).
Некоторые особенности праздничных намазов
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спешил с совершением праздничного намаза в день Иду-ль-адха (праздник жертвоприношения) и немного откладывал совершение праздничного намаза в день Иду-ль-фитр (праздник разговения). Как говорят учёные, причина этого заключалась в том, что жертвоприношение желательно совершать в начале дня, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заботился о том, чтобы люди успели это сделать. Однако нельзя откладывать намаз в день Иду-ль-фитр так, чтобы это приносило неприятности людям, как на это указывали сподвижники.
Перед праздничным намазом в день Иду-ль-фитр желательно позавтракать. Перед же праздничным намазом в день Иду-ль-адха желательно не есть. Передаётся, что в день разговения Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не выходил из дома, не позавтракав, а в день жертвоприношения он завтракал только после совершения праздничного намаза (Ахмад, Ат-Тирмизи).
На праздничный намаз желательно отправляться пешком. Передаётся, что ‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «В соответствии с Сунной, на праздничный намаз следует отправляться пешком» (Ат-Тирмизи). Молящимся желательно отправляться на праздничный намаз пораньше, после утреннего намаза, поскольку они должны стремиться попасть в первый ряд, и поскольку в ожидании намаза заключается благо. По пути желательно много раз произносить такбир (см. ниже) и другие зикры, повышая при этом голос. Также желательно искупаться, привести себя в порядок, надеть чистую красивую одежду и умаститься благовониями (мужчинам).
По пути на праздничный намаз следует проявлять смирение перед Всевышним Аллахом и отказаться от высокомерия. Женщинам следует вести себя скромно, не душиться и не одеваться так, чтобы привлекать внимание.
Имаму, напротив, желательно выходить на праздничный намаз позже. Так же как и на пятничный намаз, на который имаму желательно приходить или непосредственно к хутбе, или ближе к ней. Кроме случая, если он опасается, что что-то может задержать его. По мнению некоторых учёных, имаму следует отправляться на праздничный намаз позже, ближе к самому намазу, по причине того, что люди прекращают произносить такбир, когда увидят имама, как это делали некоторые сподвижники. Таким образом, имаму не следует идти вместе с людьми и сидеть с ними до наступления времени намаза, поскольку это более соответствует статусу имама. Также имаму следует надеть самую лучшую одежду, которая у него есть. Однако, как указали некоторые учёные, она не должна быть слишком хорошей, чтобы не отталкивать бедняков, и не должна быть слишком простой, чтобы не отталкивать состоятельных людей.
Желательно идти на праздничный намаз по одной дороге, а возвращаться – по другой. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возвращался с праздничного намаза не той дорогой, по которой шёл на него (Аль-Бухари).
Порядок совершения праздничного намаза
Праздничный намаз совершается до праздничной хутбы (проповеди). Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Абу Бакр и ‘Умар совершали праздничные намазы до праздничной проповеди (Аль-Бухари, Муслим).
Праздничный намаз состоит из двух ракатов. В первом ракате после такбирату-ль-ихрам (первое произнесение «Аллаху Акбар», которым начинается намаз) и дуа аль-истифтах (дуа, которые желательно читать перед началом чтения «Аль-Фатиха») и до ат-та’авуза (произнесения «а’узу би-Лляхи мина щ-щайтани р-роджим») и чтения суры «Аль-Фатиха» произносится семь такбиров («Аллаху Акбар»), при каждом из которых поднимаются руки. От Ибн Масъуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он говорил между такбирами: «Аллаху Акбар кабиран, ва-ль-хамду ли-Лляхи касиран, ва субханаЛлахи букратан ва асыля». По этой причине часть учёных посчитала это желательным.
Далее намаз совершается как обычно до начала второго раката. В нём совершается всё то же самое, что и в первом, за исключением того, что вместо семи такбиров читается пять. Сура «Аль-Фатиха» и идущие за ней читаются имамом вслух.
До и после праздничного намаза не совершаются другие. Также для праздничного намаза не читается азан и икама.
Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Во время праздничного намаза в день разговения следует семь раз возвеличить Аллаха словами “Аллаху акбар!” в первом ракате и пять раз – во втором ракате, после чего в обоих ракатах следует прочесть Коран» (Абу Дауд).
Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил праздничный намаз из двух ракатов, причём он не молился ни до, ни после этого намаза (Аль-Бухари, Муслим).
Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал праздничные намазы без азана и без икамы (Абу Дауд).
После праздничного намаза читаются две хутбы, таким же образом, как и перед пятничным намазом. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздники разговения и жертвоприношения отправлялся к месту моления, где первым делом совершал намаз, а затем поворачивался, вставал лицом к людям, которые сидели рядами, и начинал читать проповедь и давать им советы и указания (Аль-Бухари, Муслим).
Тому, кто пропустил праздничный намаз, желательно восполнить его в той же форме, в которой он совершается. Тому, кто опоздал на один ракат, следует доделать намаз, произнеся во втором ракате пять такбиров, как об этом говорилось выше.
Произнесение такбира
В ночь на праздники желательно произносить побольше такбира. Аллах говорит в Коране: «Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней (поста) и возвеличили Аллаха (произносили такбир) за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (сура «Корова», аят 185). Некоторые учёные даже сказали об обязательности произнесения такбира. Такбир громко произносится дома, по пути к месту совершения праздничного намаза и в самом месте. Произнесение такбира заканчивается с началом имамом праздничного намаза. Такбир читается следующим образом: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илля-Ллаху, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд».
Нельзя специально договариваться произносить такбир вместе и тем более устанавливать «ведущего», который произносит такбир, и за ним его произносят остальные. Так не поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и это близко к нововведению.
Использованные источники: “Шарху зади-ль-мустакни’”, шейх Мухаммад Мухтар аш-Шанкити
№32 от 17.08.2012
- 75 просмотров