Без мотива и по пьянке

В среду, 18 июня, присяжные заседатели в Верховном суде РД единогласно вынесли приговор 20 лет тюремного заключения жителю села Карата (Ахвахский район) Наби Абдурахманову за убийство 88-летней Салимат Гасановой.

Напомним, что в публикации «Каратинский маньяк» (№13 от 04.04.2014 г. – «ЧК»), сообщалось, что, несмотря на подтверждающие экспертизы и найденные вещественные доказательства, суд присяжных Наби Абдурахманова оправдал. Родственники убитой Салимат Гасановой уверены, что такое могло произойти из-за давления высокопоставленных родственников обвиняемого. Возможно и поэтому следствие велось не так, как надо было. В результате были упущены из виду многие моменты, которые ещё на первых судебных процессах могли расставить все точки над «i».

Однако потребовалось три года, чтобы преступник был наказан.

У Наби Абдурахманова по ходу судебных заседаний постоянно менялись показания. Изначально он говорил, что кладовой, где нашли труп пожилой женщины, никто не пользовался. Тем более, что замок был старый, а ключи потеряны. Теперь же утверждал, что поменял замок на новый летом 2011 года, а комплект ключей зачем-то отдал своему отцу, который проживает в Махачкале. При этом добавил, что заходил туда, чтобы взять кострюли. Потом поменял свои показания и настаивал на том, что ему пришлось выломать ногой дверь кладовой, чтобы положить туда на хранение бампер от автомобиля.

Более того, по его словам, он на протяжении 15 лет постоянно в селе Карата не проживает, а ездит туда по шабашке, то есть осуществляется перевозку из Махачкалы мебели, продуктов.

Однако на фото, сделанных в тот день (7 декабря 2011 года), когда нашли труп Гасановой, было видно, что в кладовой хранятся продукты питания, а значит, помещение было не заброшенным и туда хозяева дома заходили. Кроме того, на столе был найден свежий отпечаток Абдурахманова.  Хотя обвиняемый уверено заявляет, что мог оставить его летом. Но отпечатки, как пояснил адвокат потерпевших Ринат Гамидов, так долго не сохраняются.

Как на его лице и затылке появились царапины (ссадины)? Тоже несколько версий. По одной - он  в состоянии алкогольного опьянения шёл в туалет, упал и каким –то образом повредил себе именно затылочную часть головы. По второй – поцарапался ветками деревьев. По-третьей – со слов его знакомых-собутыльников,  царапины на его лице они видели ещё до 7 декабря.

В прениях адвокат Ринат Гамидов наглядно показал судебным председателям, что проникнуть в дом Абдурахманова, чтобы подкинуть труп женщины, невозможно без взлома замков. Даже если попытаться проникнуть через веранду, которую можно считать практически открытой, там натянута железная сетка, то каким образом преодолеть 1,5 метровый забор? Какими физическими данными надо обладать, чтобы перебросить мешок с телом человека через эту преграду? Даже если так. То в кладовую тоже нужно попасть. А как сам Абдурахманов сказал, следов взлома он не обнаружил, когда в очередной раз пришёл домой за водкой. По его словам, на протяжении несколько дней он распивал алкоголь с односельчанами.

Именно от этого отталкивался адвокат подзащитного Руслан Умаев. Он несколько раз задавался вопросом: как человек в таком сильном алкогольном состоянии убив Гасанову в её доме, а затем засунув в мешок, нести его к себе домой, преодолевая расстояние 100 метров? К тому же он сам небольшого роста и не обладает физической силой. При этом никто из сельчан не видел, как он шёл с мешком. И вообще какой смысл убийце нести труп к себе? Можно было оставить его на месте преступления. По словам Умаева, невозможно установить факт убийства именно в доме Гасановой, так как следов крови, пребывания Наби Абдурахманова там не обнаружено, кроме как  беспорядка в виде незаправленной кровати и перевернутой печки. Правда, адвокат Гамидов добавил, что  осмотр проводил сельский дознаватель без эксперта, без специалистов, без фотоаппарата.

Умаев настаивал, что, скорее всего, убийство было совершено при других обстоятельствах. Потому как причиной смерти согласно судебно-медицинской экспертизы – удушье, а на теле Салимат Гасановой обнаружены ушибы, подкожные гематомы, полученные при жизни. А самое главное не было мотива убивать.

С этими замечаниями можно было бы согласиться. Если бы в ходе судебного разбирательства и обвиняемый, и его адвокат смогли объяснить появление на одежде Абдурахманова крови и потовых выделений убитой, а также под её ногтями его биологический материал?

Наби Абдурахманов предположил фантастическую версию: кровь специально была размазана по его кальсонам, свитеру, покрывалу, а сделали это тогда, когда брали образцы его крови для экспертизы(!).

Адвокат Умаев зацепился за то, что в результатах биологической экспертизы  указывается, не исключается, что кровь и потовые выделения принадлежат Гасановой или Абдурахманову. То есть каждая из сторон может расценивать заключение в свою пользу. Однако есть генетическая экспертиза, которая сделана позже по образцу крови на кальсонах. Вот она уже точно определила, что это кровь и найденный на одежде волос убитой Гасановой.

Действительно, а за что была убита 88-летняя женщина? По мнению некоторых свидетелей, Гасанова могла сделать в грубой форме замечание соседу, который вечно уходил в запои. Другие предполагают, что возможно он пытался скрыть факт сексуального насилия. Экспертизой это не установлено.

Другой не менее таинственный вопрос: кто мог подкинуть труп Абдурахманову и почему именно его хотели подставить? Ответы так и не найдены.

Казалось бы, в этом деле есть много несостыковок и необъяснимых моментов. Адвокат осуждённого в прениях часто намекал на то, что если бы Наби Абдурахманов был таким изощрённым и хладнокровным убийцей, то постарался бы избавиться от трупа, вывез его на машине подальше в лес, сменил окровавленную одежду. В общем не оставил следствию ни одной улики. Попытка, конечно, была. Уже после того, как  нашли труп в кладовой и остальные вещественные доказательства, дом подожгли. Кто именно, до сих пор не известно. Но не надо забывать то, что обвиняемый много дней пил, а значит находился в невменяемой состоянии. Вряд ли на тот момент он мог соображать и тщательно продумывать избавление от трупа и улик. Убил по пьянке, а когда одумался, было уже поздно…