Легенды осени

Недоумение, возмущение, злость и бесплодные попытки разобраться и доказать, кому это было нужно и кто стоит за его смертью – вот главный мотив настороженности близких родственников и знакомых Насира Примова (Джавадова) (на фото), который 5 месяцев назад скончался в здании МВД Дагестана. Как ни странно, километры машинописных строчек, исписанных в адреса всевозможных руководителей силовых структур и руководителей республики и страны, всё дальше отдаляют их от двух вопросов: кто убил Примова и, главное, кто за это ответит? А они (ответы) вроде бы очевидны…

На одной из прошлогодних летних сессий Народного собрания РД на тот момент ещё врио президента Дагестана Рамазан Абдулатипов, спокойно выслушав доклад республиканского омбудсмена, вдруг потерял спокойствие… Тема была, в частности, о зафиксированных случаях избиений и пыток задержанных и арестованных по различным подозрениям дагестанцев. Сделав знак спикеру парламента, врио взял слово и выступил с пятиминутной речью, но какой… «Есть немало случаев, и до меня доходят сигналы о том, что в наших отделах полиции избивают, пытают и издеваются над задержанными. Пора прекращать такое. Они ведь тоже люди, им тоже больно…» – сказал тогда Абдулатипов.     

Прошло чуть больше месяца, и не где-нибудь, а в пяти минутах ходьбы от Белого дома, в здании МВД умирает человек. Официально Насир Примов скончался во время допроса от сердечного приступа. По версии родственников, смерть наступила в результате зверских пыток. А начиналось всё так... 

В сентябре 2013 года Следственный комитет РФ заявил о раскрытии убийства главы Магарамкентского района Абрека Гаджиева. Он был расстрелян в Махачкале в ноябре 2009 года. Умер по пути в больницу. 10 сентября 2013 года задержан житель Махачкалы, Руслан Ахмедов, – предполагаемый киллер, застреливший Гаджиева. Дальше, сообщает СКР, благодаря его показаниям удалось идентифицировать целую группу лиц, причастных к убийству главы МО. Версия следствия выглядит так. Заказчиком убийства чиновника был Насир Примов. Он якобы передал заказ на устранение Гаджиева Гаджибегу Гаджибекову, который вышел на своего знакомого по кличке Француз. Тот нашёл ещё одного посредника, Курбана Магомедова. Но и он обратился за помощью к своему двоюродному племяннику, Алихану Динову, который нашёл исполнителя в лице Ахмедова. С этого момента, по законам оперативного жанра, должно было последовать задержание, если необходимо, арест, расследование, а в случае положительного судебного вердикта – и отправка виновных в места лишения свободы. Но…

В дом Примова в Магарамкенте оперативники в сопровождении бойцов спецназа приехали рано утром 21 сентября. При себе у них было постановление на проведение обыска, выписанное накануне. Примерно в 9 утра его увезли в Махачкалу, но отвезли не в Следственное управление, как следовало, а в МВД.

Как только Насиру стало плохо, говорилось в официальных сообщениях ведомства, полицейские незамедлительно вызвали карету скорой помощи, однако те помочь не успели. Да и как они могли успеть, если врачи, осмотревшие «больного», отметили, что пальцы его рук уже были холодные. Смерть была зафиксирована врачами в 15:12, а наступила, стало быть, гораздо раньше. Позднее судмедэкспертиза установила у него перелом ключицы, рёбер, грудины, сильнейшие гематомы на спине (следы по форме напоминают многочисленные удары резиновой дубинкой) и в области затылка. Сильно были повреждены суставы на ногах, на большом пальце под ногтем имеется очевидное повреждение, характерное после применения электрического тока. (Редакция располагает фото- и видеоматериалами телесных повреждений Насира Примова.)

В последний момент, видимо, ощутив качающуюся почву, были придуманы разные легенды. 

 

Легенда 1…

…согласно ей во время этапирования в Махачкалу Насир Примов попросился по нужде, а выйдя на улицу, попытался сбежать. Но вскоре, споткнувшись, упал, а бежавшие за ним спецназовцы один за другим попадали на него, тем самым повредив его внутренние органы. Для пущей убедительности отмечалось, что причиной тяжести травм Примова стало наличие бронежилетов и другого тяжёлого обмундирования бойцов.  

 

Легенда 2…

…она выглядит уже более аргументированной, с указанием места, времени и детальных обстоятельств происшедшего. По этой версии попытка побега была недалеко от посёлка Зеленоморск (близ аэропорта). Некие сотрудники УУР МВД по РД позднее, в ходе опроса, пояснили, что «беглец» упал на живот возле оросительного канала, прямо на бетонные плиты, выпиравшие над уровнем земли, но не заметные из-за высокой травы. Тут же появились некие очевидцы, которые видели, как несколько людей в камуфляжной форме дрались с человеком в штатском, после чего его силой посадили в машину и увезли. Даже если это и соответствовало действительности, то совершенно немыслимо, как один человек, пусть и бывший вольник, но с переломанными рёбрами, сломанной ключицей и грудиной, раздробленными шейными позвонками и разбитой головой (рана длиной почти 10 см), с многочисленными ушибами конечностей и тела  мог стоять на ногах и оказывать сопротивление?! На фоне этого алогично выглядят показания тех, кто якобы догонял Примова. В протоколе они указывают, что вынуждены были применить разрешённые в таких случаях приёмы САМБО (!).

 

Легенда 3…

…короткая, но оттого не менее абсурдная. В показаниях сотрудников полиции, присутствовавших рядом с Примовым в последние минуты его жизни, сказано, что как только ему стало плохо с сердцем, один из полицейских начал делать ему искусственное дыхание. Покуда делал это впервые в жизни, не рассчитал силы и сломал грудину.

Брат покойного Нияз уверен, что Насира устранили сотрудники МВД. Что касается версий, родные Примова располагают данными о заинтересованности руководства МВД по РД в его преследовании. Известно, что Примов неоднократно судился с силовым ведомством. В частности, являясь руководителем ООО «Автостанция Южная», Насир Примов неоднократно судился с МВД по РД, в частности с УБЭП МВД, и выигрывал процессы.

Помимо этого, у Примова был земельный участок, примыкающий к государственной границе. Там располагались гостиница, магазин и автостоянка. 3 года назад произошла стычка между сторонниками бизнесмена и людьми из окружения прежнего главы Магарамкентского района Мусаэфенди Велимурадова (ныне полпред в Южном территориальном округе). Были конфликты и с людьми нынешнего руководителя района Фарида Ахмедова. И тот, и другой были не прочь аккумулировать все ресурсы в районе, в том числе финансовые. Примов был едва ли не единственным человеком в районе, кто составлял противовес руководству.   

 

Где копать?

 

Заявляя о раскрытии сотрудниками УУР МВД по РД убийства главы района, в МВД и Следственном управлении будто бы и не замечают разницы между некими признательными показаниями и  доказательствами по уголовному делу, оценку которым может дать только суд. Более того, они, видимо, не хотят замечать отличий между оперативной информацией (делах оперативного учёта) и материалами уголовного дела. Начали бы следователи с установления мотивов устранения Примова – возможно, на скамью подсудимых сели бы не один и не два далеко не рядовых чинов, вполне вероятно, что и заказчики. Но наше следствие боится даже размышлять на эту тему, иначе бы нашёлся ответ на вопрос: почему и кто убивает человека в пяти минутах ходьбы от рабочего кабинета гаранта конституционных прав дагестанцев?  

Номер газеты