Воздушные замки

Рядовой случай инвалида в борьбе за свою собственность выявил крупную махинацию при распределении бюджетных средств на реализацию программы ликвидации последствий военных действий в Новолакском районе в 1999 году. Другая программа по переселению из аварийного и ветхого жилья в Дагестане тоже показала нечистоплотность чиновников. И лишь единицам удаётся, вступая в противостояние с этой системой, одержать хоть небольшую, но победу.

В публикации «Осилить переселение» (№5 от 7.02.2014 г. – «ЧК») сообщалось, что жители домов №6, 7, 10 на улице Пугина подали в суд на администрацию Махачкалы, так как считают недействительными акты обследования и заключения межведомственной комиссии, которые были сделаны в 2011 году без личных заявлений собственников жилья. Согласно этим документам дома должны были расселить в ближайшее время. 21 февраля Кировский районный суд удовлетворил иск жильцов улицы Пугина. Теперь их, скорее всего, ждёт новое обследование домов.

С такой же ситуацией столкнулись жители улицы Ермошкина, 11/13. Точно так же, без заявлений собственников жилья, в 2011 году был  составлен акт о том, что дом непригоден для проживания и подлежит переселению. Но жильцы до сих пор в глаза не видели ни акта, ни комиссии, обследовавшей их дом. «На просьбы представить заключение межведомственной комиссии в жилищном отделе администрации города ответили, что у них этой документации нет.  Необходимо написать заявление на имя главы города. Это было сделано. Но ответа нет», – рассказывают они.

Корреспондент «ЧК» связался с начальником жилищного отдела Ахмедом Хасбулатовым: «Этот дом, вероятно, будет признан пригодным для проживания. Пусть жильцы подойдут в четверг (27 февраля), и им предоставят необходимую информацию».

А вот жильцы деревянных домов на улице Орджоникидзе уже много лет ждут не дождутся своего переселения.  Этим домам 83 года, их несколько раз признавали аварийными, опасными для проживания, представители администрации брали письменное согласие, заключали предварительный договор с жильцами и даже называли место, где будут строиться их новые квартиры. Но переселением там и не пахнет…

«В феврале 2009 года к нам пришли и заключили с нами договоры, в которых говорилось, что нам предоставят жильё в районе Восточного рынка, на улице Ирчи Казака. Правда, подписи никакие не поставили. Пообещали переселение в течение двух месяцев. Второй договор пришли с нами заключать в конце 2009 года, но в нём предлагались квартиры в районе кислородной станции в Редукторном посёлке. Но эти дома тогда ещё только строились. Куда делись квартиры, которые нам предлагали ранее? Нам так никто и не ответил. Мы отказались и просили переселить в уже давным-давно построенный для этих целей дом в районе парка им. Ленинского комсомола», – пояснила жительница дома №189 Айшат.

По её словам, в 2010 году уже сгорел деревянный барак на этой улице. И люди опасаются, что их ждёт такая же участь. За 83 года дома превратились в рухлядь, ни разу не проводилось капитального ремонта, замены электропроводки. Самое интересное, что в эти бараки регулярно умудряются приходить контролёры с квитанциями по оплате за лифт.

«Мы опасаемся, что, возможно, нас и не собираются переселять, так как приходили сотрудники из пожарного надзора и сказали, что здесь надо заменить проводку. И это через столько лет?» – недоумевают жители улицы Орджоникидзе.

Однако Ахмед Хасбулатов из отдела по жилищным вопросам отметил, что деревянные дома по этой улице войдут в первую очередь под расселение до 2015 года, а до этого в Махачкале программа просто не действовала. Также в течение месяца станет известно, куда именно переедут новосёлы.

 

Новое – старое

 

Воздушные замки в Новолакском районе обнаружились случайно. 72-летний инвалид по слуху и зрению Абдулкадыр Абдуллаев лишился своего родового дома в селе Новолакском (его родителей переселили  сюда в 40-х годах).

Сначала, в 1982 году, домом незаконно завладел отчим его умершей матери Мама Награбов, а затем, в 2006-м, и сожительница Награбова Шамай Мугутинова. На суде Абдуллаев этого доказать так и не смог. Хотя все факты налицо.

«До этого он ходил по всем инстанциям, обращался в административные и правоохранительные органы, в Следственный комитет. Абдулкадыр является прямым наследником дома в посёлке Новолакском, по улице Колхозная, 3. Сам его построил в 1973 году на месте сгнившей чеченской избушки. Но туда заселились буквальным образом мошенники, переделали документы на себя, пока он жил и работал в Махачкале», – рассказывает доверенное лицо Абдуллаева Нелля Раджабова – председатель общественной организации инвалидов войны и военной службы РФ по РД.

Вот как всё происходило. В 2000 году выходит Постановление №73 Правительства РД «О ходе реализации решений Государственного совета и Правительства РД по ликвидации последствий нападения боевиков и восстановлению разрушенного хозяйства пострадавших территорий республики». Туда вошли  город Буйнакск, а также Ботлихский, Буйнакский, Новолакский и Цумадинский районы. Предполагалось, что пострадавшим должны были выплатить компенсационные средства за повреждённое и утраченное имущество во время военных действий в сентябре 1999 года. Воспользовавшись этим, Шамай Мугутинова подаёт в администрацию Новолакского района документы о том, что этот дом был полностью разрушен. Хотя, по словам Абдуллаева, повреждена была только веранда, и она подлежала восстановлению.

Но районный отдел строительства и архитектуры 25 мая 2001 года выдаёт разрешение на строительство индивидуального жилого дома  на основании постановления №126 главы администрации района. Причём указывается, что это было сделано на основании актов обследования дома. А в октябре 2006 года Управление  строительства, архитектуры и ЖКХ даёт разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, Хасавюртовский межрайонный отдел федеральной регистрационной службы кадастра и картографии закрепляет якобы заново построенный дом по улице Колхозная, 3, за Мугутиновой.

Однако  республиканский центр судебной экспертизы в 2013 году установил, что жилой дом непригоден для дальнейшего проживания, хотя построен был, как утверждает нынешняя хозяйка, восемь лет назад.

Сам судья, сотрудники БТИ, главный архитектор живут в этом селе и знают, что этот дом не новый. Но им приходится разыгрывать эту комедию, так как в списке якобы разрушенных хозяйств, скорее всего, это не единственный дом. Согласно постановлению №126 в селе Новолакском выдано разрешение на строительство на 14 фамилий, в селе Чапаево – на 8, в Гамиях – 16, в селе Шушия – на 1. Да кто сейчас будет проверять, какие из этих строений действительно новые, а какие нет. Но всем жителям района известно, что эти дома как стояли, так и стоят. Только вот кому пошли бюджетные деньги, которые были выделены на разрушенное жильё? Отметим, что тогда Новолакскому району выделили более 16 млн рублей. Такая же ситуация складывалась и в Ботлихском районе. Фермеры рассказывают, что Минсельхозпрод РД заставлял их сдавать документы о якобы разрушенных хозяйствах, чтобы взамен получить денежные компенсации. Но жители Ботлихского района их не получили.

Ещё в те времена президент РД Муху Алиев говорил, что главы администраций не осуществляют должного контроля за ходом аварийно-восстановительных работ и не принимают действенных мер по их завершению. Комиссию по устранению недостатков  и разрушенных объектов в то время возглавлял Азади Рагимов – ныне министр юстиции РД. Тогда, можно сказать, всем всё сошло с рук. Даже несмотря на то что было возбуждено 16 уголовных дел, 9 из них – по мошенничеству. Но хищений бюджетных средств было наверняка больше…  

Номер газеты