Энергофрустрация

ОАО «Дагестанская энергосбытовая компания» переводит часть потребителей электроэнергии Каспийска, находящихся на обслуживании ООО «Каспэнергосбыт», на прямые расчёты с гарантпоставщиком, то есть с самой собой.

80 млн рублей долга за приобретённую электроэнергию накопил каспийский поставщик за 2013 год. И отдавать, судя по всему, тоже собирался не скоро (за первые два месяца нынешнего года выплатил только 6%). Устраняя посредника, ДЭСК надеется «сделать прозрачными отношения с каждым потребителем, включая применяемые в расчётах тарифы».

 

Энергоарифметика

 

При расчёте этих тарифов берут за основу спускаемые центром показатели. Федеральная служба по тарифам устанавливает для населения ежегодно рамки предельных значений, то есть минимальное и максимальное значения для каждого региона. После чего Республиканская служба по тарифам устанавливает значение в пределах обозначенных границ. На сегодня для первого полугодия минимум составляет 1,98, максимум – 1,99. Для второго полугодия – 2,06 и 2,07 соответственно. В следующем полугодии рост составит 3%.

Сейчас тариф составляет 1,99. При этом есть категория граждан, к которым применяется льготный тариф. То есть если для основного населения показания счётчика умножаются на действующий тариф, то для сельского населения и жителей, которые в установленном порядке пользуются электроплитами, формула несколько видоизменена: действующий тариф * 0,7 * показания счётчика. 0,7 – понижающий коэффициент. Но упомянутый установленный порядок предполагает, что дом в период сдачи его на баланс города должен быть электрифицирован, то есть газоснабжение изначально не предусмотрено. По закону в отношении проживающих в нём граждан и устанавливается пониженный тариф (в одном из следующих номеров «ЧК» даст подробную раскладку, из чего складываются суммы в коммунальных платёжках).

Однако вряд ли можно отнести к категории льготников людей, которые не получают газ по какой-нибудь чиновничьей прихоти. Так, например, новостройки по улице  Гамидова, 49, остаются на данный момент без газоснабжения. Догадайтесь, по какому тарифу их жители оплачивают электричество?

 

неНОРМАльность

 

Наделавшая в своё время шума социальная норма переносится на 1 июля 2016 года. Введение соц. нормы Дмитрий Медведев оставил на усмотрение регионов. Минстрой РД предпочёл «проанализировать результаты пилотных проектов в регионах». Впрочем, расчёт социальной нормы произведён. Она установлена на уровне 150 кВт/час на человека. По словам заместителя министра строительства и ЖКХ Салаудина Тагиева, путём нехитрых вычислений они определили, сколько в среднем люди потребляют энергии. В итоге 150 кВт – усреднённая норма с учётом городского и сельского населения (!). Такое количество, по мнению господ аналитиков, потребляет один человек, живущий в однокомнатной квартире. «Свыше 150 кВт никто не потребляет», – утверждает Тагиев. При этом на семью из двух человек норма составит 210 кВт, из трёх – 250. На каждого последующего члена семьи к норме будут плюсоваться ещё 40 кВт/ч (это без учёта многочисленных нюансов).

«Свыше 150 никто не потребляет»... Представить себе такой быт довольно затруднительно. Холодильник уже сам по себе съедает около 30 кВт/ч в месяц. И жизнь в «сумерках» с двумя-тремя 40-ваттными лампочками вряд ли кого-нибудь вдохновляет. Электрический чайник съедает ещё 25 кВт/ч.  Плюс ещё телевизор – от 15 до 35 кВт/ч (в зависимости от вида, ЖК-телевизоры с широкой диагональю потребляют вдвое больше современных с электронно-лучевой трубкой). И  это только малая часть перечня электроприборов, использование которых якобы не превышает обозначенной нормы в 150 кВт/ч.

Справедливости ради стоит отметить, что для определённой категории людей соц. норма вводиться не будет. Сюда относятся одиноко проживающие в течение 10 лет пенсионеры и инвалиды. Впрочем, если чиновники действительно соберутся подробно анализировать опыт пилотных регионов,  то, возможно, почерпнут для себя что-то новое. Например, что вводить их не надо.

 

33 несчастья

 

Тем временем, пока Дагестанская энергосбытовая компания жонглирует потребителями и борется со злостными неплательщиками, а чиновники высчитывают социальные нормы, эксперты трубят о грядущем дефиците электроэнергии. По прогнозам министерства экономического развития (МЭР), в связи с наблюдающейся тенденцией роста потребления к 2017 году дефицит может составить 2 млрд кВт/ч. Даже несмотря на скандируемый повсюду рост промышленного производства, о чём с начала года в унисон с некоторыми единомышленниками неустанно твердит Рамазан Абдулатипов. Судя по их словам, объёмы производства электроэнергии выросли за прошлый год в 1,4 раза. Потребляем больше, чем производим. Просто 33 несчастья дагестанской электроэнергетики. Иначе не скажешь.

Но на каждый болт находится своя гайка. На этот случай у властей их целых две. Решение проблемы дефицита видят в содействии со стороны ОАО «РусГидро». В МЭР рассматривают его как основного инвестора в проектирование и строительство новых ГЭС в 2014–2017 годах (Гоцатлинская ГЭС-2 на реке Аварское Койсу и малые ГЭС на реках Андийское Койсу и Самур).

Правда, у «РусГидро» своя программа. К примеру, инвестировать в строительство Гоцатлинской гидроэлектростанции около 1,39 млрд рублей (это цели на 2014 год). Да и вообще, у компании 50%-й износ основных фондов. По словам представителей энергетического магната, обновление генерирующих мощностей идёт. Так, в рамках программы комплексной модернизации в марте этого года начаты работы по реконструкции гидротурбин Миатлинской ГЭС. В целом программа рассчитана лет на 13, вплоть до 2025 года.

Между тем, если монополист не вдохновится возложенной на него миссией, у правительства в запасе есть ещё одна «гайка». «Если не будут строить новые ГЭС, то будем закупать ресурс в ближайших регионах. Мы можем импортировать сюда, в республику, до полутора млрд кВт/ч. Но переговоры с «РусГидро» сейчас идут, надеемся, что они всё-таки решат построить дополнительные станции», – говорит Роберт Ильясов, начальник отдела электроэнергетики Минпрома РД.

Между тем строящаяся уже восемь лет Гоцатлинская ГЭС проблему дефицита не решит. Несмотря на то что строительство планируют завершить к 2015 году, среднегодовая выработка электроэнергии мощностью 100 МВт будет составлять 350 млн кВт/ч. Экспорт электроэнергии (как, например, в своё время в соседний Азербайджан) сейчас отсутствует. Как, впрочем, и импорт. Согласно данным ОАО «РусГидро», среднегодовое потребление электроэнергии в Дагестане составляет порядка 5,2 млрд кВт/ч, а среднегодовая суммарная выработка ГЭС – около 4,7 млрд (в зависимости от водности года). А сложившийся дефицит электроэнергии (особенно характерный для зимнего периода) покрывается за счёт перетоков из Объединённой энергосистемы Юга (ОЭС Юга).

Объёмы произведённой гидроэлектростанциями дагестанского филиала «РусГидро» электроэнергии приведены в таблице 1. В течение трёх прошедших лет совокупный объём производства варьировался в промежутке 3–5 млрд кВт-часов. Минимум отмечен в 2012 году – 3,8 млрд. По данным за 2013 год итоговый показатель установился почти на уровне 2010 года (5,2 в прошлом году и 5,4 млрд кВт/ч три года назад).

 

Заморские гости

 

В конце прошлого месяца стало известно, что иностранные инвесторы («АустроЭнерджи Системс Интернешнл» и «ХелиосПауер») планируют построить малые ГЭС в Дагестане на реке Самур и на территории Сулакского бассейна.

Особый упор делается на то, что малые ГЭС будут поставлять электроэнергию к потребителям близлежащих населённых пунктов без посредников. Есть и глобальные планы (если не сказать заоблачные) – построить около 50 подобных станций, продавать энергоресурс ДЭСК и местным сбытовым компаниям и даже снизить со временем величину тарифа (после того как начнут окупаться расходы).

Меж тем и эта медаль не лишена обратной стороны. Таких запланированных, но ещё нереализованных построек в арсенале республики с лихвой. Взять хотя бы договор о строительстве МГЭС с «Энергострой Лтд» (2012 год). Он предусматривал возведение «малогабариток» в Лакском и Кулинском районах. Но воз и ныне там. Намёки на строительство малых станций исходили в своё время и от «РусГидро».

Как утверждает Ильясов, на деле МГЭС экономически сложнее окупаются, нежели их крупные аналоги (так называемый эффект масштаба, когда издержки снижаются за счёт больших объёмов производства), и это сказывается на желании или нежелании затевать подобные проекты строительства.

Удастся ли предотвратить дефицит? Вряд ли. Даже если сейчас начинать судорожное строительство, оно носит затяжной характер. Между тем уточнённый проект энергостратегии Министерства энергетики РФ до 2035 года извещает, что растёт доля топливно-энергетического комплекса в экспорте, а соответственно – его доходность. Одновременно ведомство указывает на высокую степень износа основных фондов и низкий уровень энергоэффективности. Но снижение тарифов Минэнерго обещает. Только ждать этого светлого дня придётся лет 20. Правда, сначала цены немного подрастут, процентов этак на тридцать. По всей видимости, восстанавливать и обновлять инфраструктуру нам придётся на свои деньги. Социальная норма сделает всё как надо.  

Номер газеты