Свыше 15 млрд рублей потратит Дагестан за 6 лет на развитие сельских территорий. На практике выясняется, сколько бы ни вкладывались в сельское хозяйство республики, оно топчется на одном месте. Так, в прошлом году на поддержку овцеводства было представлено 143 млн рублей. Но не всегда эти деньги доходят до реальных крестьянских хозяйств. Это в очередной раз подтверждает история одного фермера из Рутульского района.
Как известно, овцеводство в Дагестане – не просто отрасль сельского хозяйства, а скорее образ жизни в горных сёлах и предгорных районах республики. Вот и семья Улахановых из Рутульского района занимается разведением овец уже несколько поколений – более 70 лет. Сейчас их крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) «Мурад-5» сводит концы с концами, так как уже три года не получает положенных субсидий.
По словам фермера, Михаила Улаханова, их КФХ оказалось за бортом федеральной программы, так как вовремя не подали отчётность. Казалось бы, это вина самого хозяйства. Но есть и другая сторона вопроса…
«Не только мне, но и другим КФХ некогда заниматься беготнёй, собирать документы и, главное, следить за изменениями в законодательстве, так как мы заняты своей работой, некому чабанить. А Управление сельского хозяйства Рутульского района не ставило нас в известность о том, что с 2011 года по новому постановлению нужно сдавать отчёты ежеквартально, затем, в 2012 году, вновь вернулись к годовой отчётности. Лично я сдавал, как знал. И на 2013 год не попал под субсидирование. На этот раз у меня зафиксировали уменьшение поголовья овцематок от 750 до 640», – рассказал он.
По этим и другим причинам, по подсчётам Михаила Шахбановича, не получили субсидии 8 фермерских хозяйств: «Филипп», «Архар», «Бахали», «Ислам-2», «Каяна», «Уганда», «Арсен-1», «Долинет». Некоторым из них вообще пришлось ликвидироваться. Также, по его словам, больше половины реальных КФХ оказались без поддержки государства.
В то же время существуют липовые или фиктивные фермерские хозяйства, у которых нет поголовья или их численность завышена, но они без всевозможных проволочек в числе тех, кому субсидии положены.
Среди счастливых обладателей федеральных денег числятся хозяйства по козо-, овцеводству родственников главного зоотехника Рутульского района Курбана Курбанова, участковых ветеринарных врачей, СПК «Горная Долина», принадлежащего Назиру Ахмедову – брату начальника Управления сельского хозяйства Рутульского района Абдулвагаба Ахмедова. Мы не можем утверждать, что они получают дотации незаконно. Тем более что в этом году в районе сотрудники УБЭП проводили проверки именно по выявлению липовых КФХ и ничего не нашли…
Овцы не целы, волки сыты
Главный зоотехник Рутульского района Курбан Курбанов в самый разгар инвентаризации крупного и мелкого рогатого скота приехал в редакцию «ЧК», чтобы развеять, как он считает, слухи. Курбанов признаёт, что хозяйство Улахановых реальное: «Я всячески старался, чтобы им было лучше. Два предыдущих года благодаря мне они получали субсидии. (Улаханов утверждает, что не получает дотаций с 2011 года – «ЧК».) Я ему говорил: нанимай бухгалтера, пусть отчёты сдаёт, чтобы вопросов не было». В таком же положении, по признанию зоотехника, в 2011 году оказались 90 КФХ.
Кроме того, по его словам, фермерство Улахановых не могло показывать таких результатов как 120% приплода. «Из 970 голов 750 овцематок, но приплод вышел 525 ягнят – 75%. То есть он сам себе противоречит. Или лишнее поголовье приписал себе. Но я его включил в реестр. А в Минсельхозе отказали. Это не наша вина», – заключил Курбанов.
Однако, как рассказывают фермеры, местная власть всяческими способами пытается подмять под себя хозяйства, а не поддержать их, прекрасно понимая, в каких условиях им приходится содержаться.
«Вот каким образом было создано СПК «Горная Долина». Человек, у которого не было ни одной овцы, заставил фермеров ликвидировать свои хозяйства и присоединиться к нему. За счёт них получает субсидии. Меня тоже силой пытались заставить сделать это. Но когда я отказался, мои документы, поданные в управление с/х, вернули и сказали, что мне помощь не положена», – пояснил Улаханов.
В действительности судьба субсидий решается именно в районах, так как управления сельского хозяйства собирают всю необходимую документацию. Акты перерасчёта поголовья скота, отчёты о достижении значений показателей эффективности использования субсидии фиксируются этими же сотрудниками. «И приписываются показатели и поголовье тоже не без помощи управления, – говорит Михаил Улаханов. – Ведь, чтобы стать получателем субсидии, нужно заплатить примерно 15% от положенных дотаций. Плюс 35% уходит на дорогу и сбор документов». В результате до фермера доходит 50% федеральных денег.
«У них есть факты, – возмущался зоотехник, хотя именно его не упоминали в этом случае. – Тогда бы я миллионером был. Пока мне никто не даёт денег. А вы как думаете, как мы ездим? У нас тоже расходы на дорогу».
Комментарий «ЧК»
Так, если в хозяйстве 650 овцематок, то субсидия равняется 65 тыс. рублей (исходя из 100 рублей за 1 овцематку). То есть 50% – 32,5 тыс. рублей.
К тому же с этого года каждый индивидуальный предприниматель должен отчислять по 36 тысяч рублей в год в пенсионный фонд. То есть доход КФХ вообще ушёл в минус 3,5 тыс. рублей. При этом, согласно новому распоряжению Правительства РФ, субсидии даются на наращивание (не более 15%) или на сохранение поголовья. Только как в таких условиях можно развивать хозяйство? Именно поэтому фермерам часть своего поголовья приходится продавать, а не сохранять, либо приписывать. Тем более нет никакой прибыли и от сдаваемой шерсти, за 1 кг – 12 рублей. По оценкам специалистов, её реальная стоимость – не менее 100 рублей.
Это, кстати, стало основной причиной ликвидации своих КФХ. Как пояснил начальник Управления сельского хозяйства Рутульского района Абдулвагаб Ахмедов, с прошлого года закрылось 50–60 хозяйств. Кроме того, сейчас ходят разговоры с подачи президента РД Рамазана Абдулатипова, что эффективнее субсидировать личные подсобные хозяйства, так как их продукции на рынках до 70%, а от КФХ – лишь 15%. Но пока федеральное законодательство никто не поменял.
В отличие от Минсельхоза РД, Абдулвагаб Ахмедов признаёт, что липовые фермерские хозяйства существуют и они борются с ними. Так, например, в Рутульском районе в 2006 году числилось 245 тысяч поголовья овец, на сегодня их – 92 300. Сокращение произошло в большинстве случаев из-за выявленных приписанных голов. А по заверениям Курбана Курбанова, сейчас вообще это не допускается: «Тогда были другие руководители Дагестана, района, были другие требования. Все данные реальные».
Мы не зря взяли за пример Рутульский район. Здесь сосредоточено большое количество КФХ, СПК, ЛПХ. И проблемы, описанные выше, показательны в республиканском масштабе. Однако, по данным министерства сельского хозяйства, в Дагестане демографический взрыв поголовья овец. На 1 января 2013 года – 5 073 525 голов, тогда как в 2012 году было на 438 102 тыс. голов меньше.
- 10 просмотров