Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Старайтесь опередить своими праведными делами приход семи вещей. Разве вы станете ожидать, что к вам придёт бедность, которая заставит вас забыть обо всём; или развращающего богатства; или болезни, приводящей в расстройство; или старческой дряхлости, которая сделает бессмысленными ваши речи; или скоропостижной смерти; или Даджала, который является наихудшим из того зла, которое можно ожидать; или же наступления Судного дня, который будет ещё более тяжким и горьким, чем все бедствия этого мира?» (Ат-Тирмизи).
Так в чём же опасность этих семи бед, от которых предостерегает Посланник Аллаха? Определённо есть высочайшая мудрость в том, что говорит пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), и в том, от чего он предостерегает. Эти семь опасностей таятся одна за другой. Если удастся избежать бедности, которая заставляет забывать обо всём, нет гарантии, что не попадёшь в развращающее тебя богатство. Если не умрёшь от старческой дряхлости, то умрёшь от внезапной смерти. Если сумеешь спастись от этого, есть опасность впасть в смуту Даджала (Антихриста). Но даже если избежишь всего перечисленного в этом мире, никто и никак не сможет обойти и избежать наступления Судного дня.
Разве вы станете ожидать того, что к вам придёт бедность, которая заставит вас забыть обо всём? Или развращающего богатства…
Человек находится между этими двумя опасностями, когда дело касается его пропитания, заработка, имущества. Это фактор, который заботит его всю жизнь. Фактор бедности: когда он попадает в эту ловушку, он забывает обо всём. Он забывает о молитвах и о посте, забывает о религии, забывает о родных и близких. Спросишь почему – ответит, что нет времени для совершения намаза, нет времени для посещения мечети. Он поглощён своей бедностью и забыл обо всём. Человек, обременённый заботами, может забыть о чём-то менее значимом. Но как можно забыть о Творце? Чего ищет человек? Пропитания? Хлеба насущного? Ведь Аллах – Дарующий пропитание – Ар-Раззак. Он щедро одаривает свои творения, но мы, люди, наделённые разумом, забываем о Нём и не уповаем на Него. Встань и работай, проси у Аллаха! Работай и проси. Не надо прикрываться бедностью. Верь в Аллаха, уповай на Аллаха и проси у Аллаха. И даже если тебе суждено прожить в бедности после того, как ты будешь стараться, то эта бедность будет бедностью праведников, бедность наших праведных предшественников, от которой они не роптали, а проявляли терпение и воздавали хвалу Аллаху. И эта бедность не заставляла их забывать обо всём.
Но если тебе удалось спастись от бедности, ты работал, ты заработал, ты разбогател и стал богат... Неимоверно богат, однако ты начинаешь терять связь с Аллахом. Ты строишь дома, покупаешь машины, ты разъезжаешь по всему миру и тебе начинается казаться, что ты можешь всё. У тебя есть деньги, и ты можешь всё – вот что приходит на ум, когда ты не знаешь нужды. Богатство развращает. Богатство портит. Это ловушка, в которую попадают многие и из которой спасаются немногие. Праведные предки, которым удалось избежать этой ловушки, были такими, как Усман ибн Аффан, как Абдурахман ибн Ауф, как Умар ибн Абдуль Азиз, богатство их не развращало, богатство для них было милостью от Аллаха, которой они распоряжались щедро.
Это то, что касается имущества, но что касается здоровья человека, так это ещё одна ловушка, потому что пока человек здоров, он чувствует себя комфортно, его ничего не заботит. Но стоит ему заболеть даже самой лёгкой болезнью, как он теряет покой. Его ничего не интересует, он занят своей болезнью. Он ограничен, не может чем-то заниматься, что-то делать, работать. В этом состоянии он будет думать лишь о том, чтобы встать на ноги, выздороветь, и это не позволит ему заниматься благими делами. Он даже свои обязанности не сможет выполнять полноценно. Он намаз будет делать сидя или лёжа, не сможет поехать в хадж, не сможет ходить в мечеть. А было время, когда он мог, но не делал этого.
...или болезни, приводящей в расстройство, или старческой дряхлости, которая сделает бессмысленными ваши речи...
Человек, когда достигает старости, часто становится подобным ребёнку, как об этом говорится в Коране:
«Среди вас есть такие, которые превращаются в дряхлых стариков и забывают всё то, что знали» (сура «Пчёлы», аят 70).
В этом состоянии человек устаёт, и от него устают другие. Даже самые близкие начинают думать, когда же он умрёт. И если не говорят это языком, то говорят своим поведением. Поэтому Посланник Аллаха предостерегает и от этой ловушки, которая называется ...старческая дряхлость.
...или скоропостижной смерти…
Человек здоровый, но не старый, богатый или бедный, нет разницы – смерть может прийти нежданно. Человек может уснуть и не проснуться, может сидеть на своём кресле в кабинете и умереть. Может переходить дорогу и оказаться сбитым машиной.
Опережайте смерть благими делами. Совершайте благие дела и не откладывайте их. Успейте, говорит Посланник Аллаха, успейте, пока вы не попали в одну из этих ловушек.
Есть ещё то, что не видел никто из людей, есть большая опасность и большая угроза перед Даджалем, от которого предостерегали все пророки, потому что смута, которую он будет сеять, является самым опасным и самым страшным испытанием. Этого боялись наши праведные предки, этого боялись сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и просили в своих мольбах: «Я прибегаю к тебе, о, Аллах, от смуты Даджаля». Они не впали в эту смуту, и они беспокоились, они готовились к этому, однако наше время более ближе к появлению Даджаля, и наша беспечность, наше спокойствие таит в себе опасность. Мы видим, что близко это время, мы видим, что творится вокруг, но мы не совсем понимаем опасности этого. Однако если смута Даджаля начнётся, то никто не останется в стороне. Все будут задействованы в этом, многие будут его воинами, и лишь самые стойкие верующие сумеют противостоять ему, оставаясь на страже Истины.
Но знаете… всё это касается мирской жизни. Богатство и бедность, здоровье и болезнь, старость и смерть, смута Даджаля… – это всё опасности этой жизни. И всё это будет закрытой книгой, которая не откроется, пока не настанет Судный день. Тот день, от которого предостерегает Посланник Аллаха, День страшного суда, когда все люди, от мала до велика, от первых до последних, богатые и бедные, здоровые и больные – все будут воскрешены для того, чтобы предстать перед Аллахом, Господом миров, и отвечать за свои дела, за свои грехи. Никто не знает, когда настанет этот день, так же как никто не знает, разбогатеет он или будет жить в нищете, так же как никто не знает, будет ли он здоровым или завтра заболеет, никто не знает, будет ли он жить до глубокой старости или умрёт, переходя дорогу сегодня. Никто не знает, выдержит ли испытаний Даджаля или станет его верным рабом, отрекаясь от Аллаха и отказавшись от своей религии.
Но этот день непременно настанет. И на вопрос о том, когда он настанет, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отвечал: А что ты приготовил для него?
- 14 просмотров