4 декабря на сайте Народного собрания РД появился законопроект «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РД», согласно которому прекращается действие 43 законов об утверждении республиканских целевых программ. Почему они аннулируются, и что будут делать власти примерно с 80 различными программами социального и экономического развития?
Кто сказал «А»?
Незадолго до появления названного законопроекта, в ноябре, на сессии Народного собрания РД, в первом чтении, был принят закон «О внесении изменений в Закон РД ‘‘О стратегическом планировании в РД’’», исключающий из официального употребления понятия «республиканская долгосрочная целевая программа» (РДЦП) и «республиканская программа на среднесрочный период». Это делается, говорится в пояснительной записке к проекту, для приведения законодательных актов Дагестана в соответствие со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), требующей переименования «федеральных целевых» (ФЦП) и «республиканских целевых» (РЦП) в государственные программы (ГП) РФ и ГП субъектов РД.
Поправки в БК РФ были внесены в мае 2013 года и дают возможность реализации ФЦП до окончания сроков их реализации. В отношении региональных и муниципальных программ такая возможность не предусмотрена. Поэтому органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления предупредили о том, что с 1 января 2014 года они не вправе осуществлять реализацию своих программ.
Переформатирование программ, по официальным объяснениям, диктуется с необходимостью повышения результативности бюджетных расходов в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Причём до весны об этом никто не говорил.
Таким образом, в регионах аукнулось резкое снижение в текущем году темпов социально-экономического развития России в целом. И за сменой вывесок и новыми программно-целевыми принципами работы госорганов стоит желание федералов подтолкнуть регионы к инвентаризации программ и экономии расходов.
Региональным властям разъяснили, что продолжение реализации РЦП возможно путём включения их в формируемые или утверждённые ГП. Поэтому в Дагестане тоже начат процесс переформатирования программ.
Сколько же программ?
Число региональных целевых программ в каждом из субъектов РФ сильно различается. Так, во Владимирской области их 20, а в Чувашии – 59. В соседней Чечне ещё в сентябре утвердили перечень из 21 ГП. В Дагестане в 2013 году действующими были 66 РЦП и 20 ведомственных целевых программ (ВЦП), которые в срочном порядке преобразуются в ГП.
Разумеется, что количество программ в некоторой степени характеризует активность региональных властей, а иногда отражает активность бизнес-сообщества или представителей общественных организаций, стремящихся с помощью (или под видом) программы получить денег из бюджета.
Но надо учитывать, что внутри программ может находиться несколько подпрограмм, и что часто им присваивают названия «адресная», «ведомственная», «инвестиционная», «комплексная», «государственная» и размещают в разных документах, затрудняя поиск информации и, как следствие, оценку процесса перехода власти на программно-целевой метод управления.
Из данных Минэкономики и территориального развития РД, а также из подсчётов в текстах законов о республиканском бюджете РД на 2012 и 2013 годы и соответствующего проекта на 2014 год (см. таблицу) видно, как менялось количество программ и их финансирование. Они охватывают почти все отрасли экономики, социальной и правоохранительной сфер. Одни программы заканчивались, другие – начинались.
Видно, что в последние годы, особенно с учётом подпрограмм, росло как общее число программ, так и объёмы финансирования их из бюджета.
Из ФЦП наиболее известна «Юг России», которая стала частью госпрограммы «Развитие СКФО на период до 2025 года». Но пока она не принесла существенного увеличения объёмов финансирования объектов в Дагестане.
В рамках большинства программ велось строительство и реконструкция школ, больниц, газо- и водопроводов, автодорог и других объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, тогда как заводам и фабрикам почти не помогали. Это и понятно, поскольку не хватает ученических и больничных мест, а коммунальные сети предельно изношены.
Но сейчас появились программы, ориентированные на создание стимулирующих условий для развития производств. Одна из ГП так и названа – «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику РД», и на неё в 2014 году планируется выделить аж 700 млн рублей.
На что дают деньги?
В проекте бюджета республики на следующий год в отдельный подраздел собраны 17 региональных госпрограмм, отнесённых к приоритетным проектам Президента РД (ППП). Расходы на них запланированы в сумме 6,1 млрд рублей. Они ориентированы, как заявляет президент РД Рамазан Абдулатипов, на «лечение и развитие», а не на «кормление».
Но, как известно, проблема развития порой зависит не от количества денег, а от их умелого проектирования и честного использования госсредств. Не случайно 17 декабря Абдулатипов на встрече с предпринимателями заявил: «Если вы хотите на следующий год заложить в бюджете на какой-то проект средства, то этот проект должен пройти экспертизу полностью. Проектно-сметная документация должна быть готова уже весной, чтобы войти в бюджет следующего года. А мы в декабре ищем проекты, которые надо включить в бюджет».
Видимо, поэтому во втором подразделе, где собраны госпрограммы РД с софинансированием из федерального бюджета, их набралось лишь 14 примерно из 40 возможных ФЦП и ГП РФ. А объём средств на мероприятия по сути совместных программ составляет около 6,4 млрд рублей. Это меньше, чем рассчитывал Абдулатипов. Между тем доля требуемого софинансирования из бюджета региона колеблется от 5 до 50% в зависимости от специфики программ, но в среднем составляет 25%, что очень выгодно.
Правда, 16 декабря на парламентских слушаниях по проекту бюджета министр экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфов заявил, что Дагестану удалось попасть в 19 ФЦП и ГП РФ, а для большего попадания надо было успеть принять профильные региональные программы и определиться с размерами софинансирования. Теперь, сказал Юсуфов, остаётся надеяться, что кто-нибудь из других регионов вовремя не представит проектно-сметную документацию, а у нас будет готовый к реализации проект. Это похоже на лечение если не голодовкой, то диетой.
60% – хорошо, а 80% – отлично!
Недавно в законодательство внесены поправки, согласно которым госпрограммы должны утверждаться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (в Дагестане это республиканское правительство), а не законодательными и представительными органами власти региона, как это происходило в большинстве случаев. Причина в том, что закон о ГП вступал в конкуренцию с законом о бюджете и на этом лоббисты пытались спекулировать. Кроме того, процесс принятия и реализации программ становится для исполнительной власти более гибким.
Ежегодно каждая программа и содержащееся в нём мероприятие рассматривается как заявка, но средства закладываются, исходя из возможностей расходов федерального и республиканского бюджетов соответственно и по результатам отчётов по исполнению ГП за прошлый и текущий годы. Обсуждение проектов бюджетов показывает истинную цену программы и силу её лоббистов. Известно, что многие программы недофинансировались и закрывались неисполненными, а некоторые пункты планов мероприятий стали долгостроями.
К примеру, в результате изменений в бюджете на 2013 год Тляратинский район получает в рамках республиканской инвестиционной программы 290,3 млн рублей, что меньше только суммы на Карабудахкентский район (305 млн, из которых 283 – на долгострой-больницу в с. Гурбуки) и больше, чем запланировали на каждый из остальных районов и большинство городов.
В другом случае РЦП «Совершенствование оказания медицинской помощи жителям РД в ГБУ «Республиканская клиническая больница» на 2013–2014 годы» была принята Народным собранием РД 29 ноября 2012 года, но в закон о бюджете РД на 2013 год, принятый месяц спустя, не попала! А ведь предполагалось за полмиллиарда построить новый хирургический корпус, ещё на полмиллиарда закупить современное оборудование и ещё за 200 млн рублей отремонтировать самое большое в Дагестане лечебное учреждение.
Создаётся впечатление, что происходит очередное распыление денег на множество ГП и ВЦП, которое не поможет решить поставленные задачи. Например, на мероприятия ГП «О противодействии коррупции в РД на 2012–2014 годы» вместо 4,5 млн рублей выделяется в бюджетных проектировках 900 тысяч, а на ГП «Формирование и развитие гражданского общества в РД на 2013–2017 годы» заложено лишь 1,9 млн рублей.
Объяснение этому напрашивается из слов Абдулатипова на заседании пресс-клуба 3 декабря: «Раз в месяц мы с председателем правительства, начальником проектного управления анализируем каждый проект, вносим коррективы. Если из программ, запланированных нами, исполнится 60%, это будет положительный результат, если 80% – очень хороший». Однако будет ли эффективна реализация программ при их постоянной корректировке? Помнятся также поручения президента РД обеспечить конструктивное взаимодействие с федеральными министерствами вице-премьерам правительства Александру Ермошкину и Артуру Сибекову. Были и планы добиться для Дагестана отдельной ФЦП. Вероятно, 3 смены состава правительства и опасения отставки в любой момент нервируют чиновников и не дают им сконцентрироваться для системной работы. Поэтому амбициозные планы и желание быстро улучшить ситуацию во всех сферах похвальны, но, как говорится, лучше, когда наши желания совпадают с возможностями.
- 16 просмотров