Прозаичная, будничная и таинственная дагестанская обыденность. Всё что связывало нашу экономику с советским хозяйством, наспех раскромсано, и ничего нового не построено.Наш рассказ о том, как «воздушное» желание превратить республику в гиганта нефтяной промышленности в реальности оказалось банальным воровством и переделом собственности. Хотя многие спросят: где промышленность, а где Дагестан?
15 лет назад в Дагестане проводился конкурс на право нефтяных разработок на 4 блоках дагестанского участка шельфа Каспийского моря. Естественно, в бой ринулись такие акулы нефтяной индустрии, как ТНК «Лукойл» и ОАО «Газпром». Однако, как это ни парадоксально, они не смогли победить гигантов регионального масштаба – ООО «Каспойл» и ОАО «Геотермнефтегаз», который доселе был известен обывателю под названием «Дагбургеотермия». Следовательно, и «Лукойл», и «Газпром», что называется, выставили из Дагестана. Серьёзная ошибка.
Впрочем, в начале 90-х под откос пошла вся советская индустрия, и назывался этот процесс приватизацией. Предприятия акционировали, и 25 % ценных бумаг распределили среди сотрудников бесплатно. Подобным образом была приватизирована и дагестанская «Дагбургеотермия». Разумеется, владельцем её акций по наработанной тогда схеме стал трудовой коллектив. В 1997 году в Москве было проведено общее собрание акционеров «Бургазгеотермия», на котором приняли решение о создании в Дагестане ОАО «Геотермнефтегаз» с передачей ему в собственность имущества управления. Генеральным директором был назначен Расул Алиев. 100 % акций вновь создаваемого ОАО остались сначала в собственности самой «Бургазгеотермии», а затем рядовым акционерам представилась возможность конвертировать свои акции в бумаги «Геотермнефтегаза». Однако руководство «Бургазгеотермии» указанное решение не выполнило, а составило подложный протокол, в котором написано, что все акции создаваемого предприятия приобретаются самой «Дагбургеотермией». Когда в 1997 году «Газпром» решил избавиться от непрофильных активов, собрание акционеров «Бургазгеотермии» выделило из своего состава дагестанское подразделение в самостоятельную компанию. Дагестанскому коллективу подразделения должно было отойти 25 %, за «Бургазгеотермией» оставалось 37,5 %, а наша республика в лице Госкомимущества получала 37,5 %.
Чисто английское...
Гром грянул в 2006 году. Прокуратура РД возбудила уголовное дело в отношении гендиректора ОАО «Геотермнефтегаз» Расула Алиева, экс-гендиректора ДАО «Бургазгеотермия» Александра Вайнера и директора ООО «Касптопинформ» Сиражудина Яхьяева. Их обвинили в незаконной продаже акций «Геотермнефтегаза» за 16,9 млн рублей по сговору и с использованием фиктивных документов.
По версии следствия, Алиев и Вайнер продали все 100 % «Геотермнефтегаза» ООО «Касптопинформ» в лице его директора Яхьяева, который расплатился фальшивыми векселями «Газпрома». Как следует из показаний Яхьяева УБОП МВД РД, он является подставным лицом. А сам Касптопинформ, как выяснилось, через цепочку московских ООО принадлежит некоей английской фирме с ничего не говорящим названием «Доком инвестмент Лимитед». Следствие велось 4 года, были собраны 9 томов уголовного дела, опрошено большинство сотрудников предприятия. В постановлении следователя отмечалось: «В период времени с 1999 по 2006 год Алиев, Вайнер и Яхьяев путём обмана и злоупотребления доверием, действуя в составе организованной группы, используя своё служебное положение, составили подложные документы и совершили хищение акций…». Суд поставил точку в пользу обвиняемых. Помешать спрятать концы в воду всех вышеназванных махинаций взялся бывший заместитель директора «Дагбургеотермии» Карим Каримов. Он утверждает, что представлял старшему следователю ОВД СЧ СУ при МВД РД подполковнику Ш. Шерипову все поддельные векселя и протоколы. По факту мошенничества в 2010 году было возбуждено повторное уголовное дело, рассматривавшееся в Верховном суде РД, в котором дело также развалилось.
Перспектива
Как утверждает Каримов, хищение имущества «Геотермнефтегаза» продолжается и сегодня: «Работники лишились базы отдыха «Караман» (4 га земли) – продана за 1 млн долларов, транспортный цех, здания с гаражами-боксами на трёх гектарах земли проданы также за 1 млн долларов, опытно-промышленная установка на тарнаирском термоводозаборе (2 га) – за 1 млн долларов, буровое оборудование – на общую сумму 5 млн долларов. Помимо этого земельный участок, расположенный по проспекту Шамиля, 55а, площадью 6 га, на котором размещались управление ОАО «ТЭК» «Геотермнефтегаз», два здания, гаражи, насосная станция проданы Алиевым за 3,5 млн долларов. Ныне там построены 2 многоэтажных дома. Не так давно Алиев выставил на продажу главное здание. Мои подставные люди выступили условными покупателями, и им была озвучена сумма 30 миллионов рублей. У меня имеется аудиозапись этой несостоявшейся сделки».
В данный момент, продолжает Каримов, Алиев переселил всех работников «Геотермнефтегаза» в бывшее помещение магазина площадью 40 кв.м. Единственным, кто может спасти ситуацию, он считает временно исполняющего обязанности президента республики Рамазана Абдулатипова, в чей адрес уже обратился с письмом. Помимо этого махинации Алиева, утверждает его бывший заместитель, – в искусственном превышении штатного числа сотрудников: «Штатное расписание управления – 43,5 единицы, из них 22 существуют, а остальные – мёртвые души».
– Как глубоко, по вашему мнению, уходят корни мошенничества на вашем предприятии? – продолжаем расспрашивать Каримова.
– Расул Алиев был даже вызван на допрос в Следственное управление МВД России по ЮФО, но отказался давать показания. Через Интерпол ведётся розыск представителей английской компании United Merridean Investments Ltd, которая купила за фальшивые векселя так называемые ноу-хау на захоронение ядерных отходов. В московском филиале фирмы «Даймлер-Крайслер», которая через «портфельные» фирмы завладела 100% акций нашего предприятия, были изъяты документы, взяты объяснительные у сотрудников.
– А что дальше?
– Я тогда встречался в Москве с Франком Хикке – генеральным директором ООО «Даймлер-Крайслер». Мне за молчание предлагали большие деньги. Я не успел даже зайти в кабинет и сесть за стол, как он меня спросил: «Во сколько это обойдётся мне?» Я ответил: «Вы глубоко ошибаетесь, предлагая деньги. Давайте рассмотрим бумаги». После того как он дочитал до середины, у него затряслись руки, и он спрашивает: «И что мне делать?». Я ответил: «Это ваши проблемы, что будете делать. Вы по законам России не имели права приобретать 100 % акций, только с разрешения правительства страны могли владеть 49 процентами». Он говорит: «Я же через ваши фирмы всё оформил».
Комментарий «ЧК»
Откровенно говоря, надеяться сейчас на эфемерную нефте-миллионную прибыль оставшимся на плаву сотрудникам «Дагбургеотермии» вряд ли приходится. Целесообразнее, на наш взгляд, было бы эффективнее вести буровое хозяйство, получать и грамотно распределять геотермальную прибыль, чем ждать радужных, но туманных перспектив. Сегодня геотермальные ресурсы успешно используют в более чем 50 странах мира, получая при этом сотни тысяч киловатт энергии и тепла. Например, отопительные системы северных и даже заполярных стран едва ли не целиком зависят от геотермальных ресурсов. Помимо этого, подземное тепло позволяет там выращивать большинство тропических фруктов и овощей. Конечно, бананы на подземном тепле у нас едва ли станут выращивать, но добровольно отказываться от того, что дано природой, – слишком большая цена, в то время как периодически случаются коллапсы в системе жизнеобеспечения населения. К примеру, нынешнее отключение Махачкалы от горячей воды и, частично, природного газа.
Несложно понять, что такое крупное советское хозяйство в своё время было разрушено из-за всеобщего хаоса в промышленной индустрии в целом, а также в условиях неотточенного законодательства. Поэтому едва ли будет легко дать сейчас однозначную оценку соблюдения законности сторонами нынешнего спора. Единственный правильный вариант для повторного толчка к развитию «Дагбургеотермии» – это политическая воля руководства республики.
Кстати, первые признаки его внимания уже есть. Приоритетные проекты президента республики, столь широко обсуждаемые последние два месяца, затрагивают и описанную нами сферу. ППП «Новая индустриализация» на июль – декабрь 2013 года прямо предполагает развитие возобновляемых источников энергии с использованием, в первую очередь, геотермальных ресурсов для выработки электроэнергии параллельно с теплоснабжением населённых пунктов, а также модернизацию существующих геотермальных скважин теплоснабжения, в том числе для когенерации1. Если дело наладится, предполагается привлечение в отрасль и крупных инвесторов. И самое главное: если не удастся приумножить геотермальные богатства Дагестана, сохранится то, что осталось.
(В ближайших номерах «ЧК» мы дадим собственное видение развития геотермальной индустрии, основанное на экономически обоснованных расчётах и пропорциях.)
1Когенерация – (название образовано от слов комбинированная генерация электроэнергии и тепла) процесс совместной выработки электрической и тепловой энергии.
- 5 просмотров