[ Джентльмены у дачи ]

Во все времена самые кровавые конфликты и даже войны разжигались из-за земли. Защищая свою землю, свой домашний очаг, умирали не только мужчины, но и женщины. Спустя века вопрос остаётся открытым. В частности, в Дагестане, а ещё точнее – в Махачкале. У нас умирают, убивают даже за клочок земли и по сей день. Ни судьи, ни мэры, ни даже президенты не в состоянии не то что решить земельный вопрос, но и даже дать ответ: «Когда будет положен конец земельным конфликтам?»

В прошлом номере «ЧК» мы писали о том, что группа вооружённых людей в масках в сопровождении бульдозера разрушила дом по проспекту Аметхана Султана, в котором проживала семья Эльмурзы Сайпулаева. Через 3 дня в редакцию обратился Рустам Абдулаев, который представил свои документы на данный земельный участок, а также решение Советского районного суда Махачкалы, согласно которому право собственности Сайпулаева (было совершенно законно выдано ранее администрацией посёлка Тарки) признано незаконным.

Интересен и другой момент. Будучи неоднократно извещённым о месте и времени проведения рассмотрения дела, в суд «не явились ни Сайпулаев, ни представитель администрации Махачкалы…» (отрывок из решения).

Данный земельный участок, хоть и малюсенький (4,5 сотки), в буквальном и переносном смысле перепахан не раз. В 2007 году администрация Махачкалы, вопреки своему решению наделить Сайпулаева данным участком, выносит новое постановление о предоставлении другому таркинцу, Гусейну Карачаеву, этого же участка под индивидуальное строительство. Вскоре, как установил суд, хозяином земли становится другой человек, Вагабов М. Н., который в свою очередь в 2009 году продал участок Магират Мутуевой… Вся прелесть, однако, в том, что семья Сайпулаевых всё это время продолжала обживать территорию.

4 апреля сего года тот же Советский суд столицы выдал исполнительные документы службе судебных приставов по РД, проще говоря, о сносе данного дома. Мы связались с приставом-исполнителем Ансаром Сефихановым, который в то утро присутствовал на месте события, и вот что он рассказал: «Люди были заранее уведомлены о том, что возбуждено исполнительное производство. Им было предоставлено время для добровольного исполнения требования дела. Но этого всего они не сделали, хотя и были извещены, что в последующем все наши действия будут исполнены уже без них. В то утро мы приехали туда, представились, объяснили, на основании чего пришли. Кстати, мы приехали туда не в половине шестого утра, а после шести, как законом допускается. Никто никого там не бил».

Стоит, впрочем, отметить, что приставы не производили видеосъёмку происходившего, что, разумеется, пролило бы свет на утверждения женщин о применении силы в отношении них.

Как признаётся Рустам Абдулаев, он купил данный участок у Мутуевой: «Я просто хочу, чтобы без всяких споров вернули то, что принадлежит мне по закону. Думаете, мне нужен этот конфликт? Уже давно бы не было этих споров, если бы не вмешивались люди со стороны. Начальник Советского РОВД Макмун Абдулатипов и замминистра внутренних дел республики Абидин Карчигаев обещали, что поговорят с Сайпулаевыми и решат этот вопрос спокойно, но ничего не решили. Поэтому и дошло до этого».

 

Опять бульдозер

 

На этой неделе в редакцию обратился ещё один житель столицы, Руслан Магомедов, который утверждает, что по вине сотрудников группы сноса администрации Кировского района столицы умер его отец.

Всё вновь начинается с постановления мэрии Махачкалы 2002 года, согласно которому Духовному управлению мусульман Дагестана (ДУМД) в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок площадью 55 кв. м под строительство квартальной мечети на углу улиц Дагестанская и Загородная. Проект был согласован в Управлении архитектуры и градостроительства столицы. Как говорится, сценарий отработан, роли расписаны, но… Мечеть спустя десять лет там так и не построили, но зато на том же месте вырос 2-этажный частный дом (на фото). Однако там никто не живёт, если не считать периодически гостящих наркоманов и героев шумных алкогольных трапез. «Хозяин дома тут не появляется вообще, только какие-то джентльмены-наркоманы ходят сюда, как на дачу», – говорит сосед Магомедовых.

Коллективные письма в мэрию и другие инстанции с просьбой вернуть участок для строительства мечети остались без ответов и реакции. Единственным верным решением люди посчитали оградить свои дома от шума и мусора, которые оставляют после себя «гости» двухэтажки, и построили каменный забор. Вечером 26 сентября на территорию родительского дома Магомедова неожиданно заехал бульдозер в сопровождении группы сноса Кировского района. На шум выбежали хозяева: Ваха Магомедов (73 года) с супругой, инвалиды 2-й группы. «Разговоры, просьбы моих родителей не разрушать стену остались без внимания. Их никто не слушал. Когда бульдозер набрал ход, отец с матерью преградили ему дорогу. Но трактор наступал. Отец перенервничал, и у него случился сердечный приступ», – говорит Руслан Магомедов. Врачи скорой помощи, приехавшие на место, подтвердили смерть старика. А сотрудники группы сноса тут же ретировались.

 

На дне канализации

 

Семендер. Пригород Махачкалы. Образован в 1999 году из бывших дачных обществ. Казалось бы, за 13 лет в посёлке городского типа должна была появиться и соответствующая инфраструктура. Но в борьбе за земельные участки администрация Семендера так перекроила всю канализационную и водопроводную системы, что теперь там сам чёрт ногу сломит.

Начало улицы им. Барият Мурадовой. Сюда с 2009 года стекается вся грязь и канализационные стоки с Научного городка и федеральной трассы Махачкала – Астрахань, так как дальнейших канализационных сетей нет. Речка с фекалиями и зловоние заполонили всю улицу, вплоть до соседней Костекской. Жители более 30 домов перебежками добираются на работу, в магазин или школу.

«То, что здесь творится весной и во время сезонов дождей, не передать словами. Единственная дорога превращается в одно сплошное озеро. Ни пройти, ни проехать. К тому же вся вода идёт в дома, – жалуется пенсионерАбдулмуталим Чунтуков. Я не понаслышке знаю этот район, в 1997 году был главой Семендера. При мне люди получали дачные участки, при мне возводился посёлок. Но во что он превратился сегодня... Огромная территория брошена на самотёк: нет дорог, жилищно-коммунальной инфраструктуры. При этом нынешняя власть Семендера отчитывается, что всё чисто, никакой грязи нет. И на то, что в двух местах прорвало канализацию, никто не обращает внимания».

Впрочем, как и на то, что несколько лет назад служба водоканала обрезала действующий водопровод, вынесла его за пределы санитарно-защитной зоны и проложила вдоль дороги по той самой злополучной улице им. Барият Мурадовой. А освободившиеся земельные участки, скорее всего, администрация посёлка Семендер благополучно распределила.

Но ни Дагводоканал, ни чиновники из Семендера этот факт не спешат подтверждать. Намекая на то, что водопровод сам по себе переместился на середину улицы, а проходящие мимо люди начали самовольно застраивать федеральные земли.

Незаконность строительства домов в санитарно-охранной зоне подтвердила и проверка Контрольно-счётной палаты (КСП) Махачкалы ещё в 2008 году.

Тогда сотрудники КСП выявили 24 участка, на которых были возведены капитальные строения, 3 участка оставались свободными. Из результатов проверок выясняется, что ГУП «Дагводоканал» не планировало перенос водовода, так как для проведения этих работ необходимо около 10 млн рублей. Такими средствами предприятие не располагало и не располагает. Этот вопрос даже не обсуждался. 

Кстати, из федерального подчинения более 700 метров санитарно-защитной зоны не выведено, так как по ней до сих пор проходят подземные коммуникации: канализационная труба, газопровод и провода Ростелекома. Однако на этом месте с 2004 года выросли многоэтажные дома. Но их там быть не должно, по крайней мере на расстоянии 50 метров.

Но неожиданно из администрации Семендера пропадает журнал выдачи справок на земельные участки и актов их обследования в период до 2009 года.

«Бывший глава администрации посёлка Абсалам Ильясов и управделами администрации Кировского района Патимат Зайдиева в 2009 году взломали замок дверей кабинета управделами поселковой администрации Патимат Ибадулаевой и в её отсутствие уничтожили все регистрационные документы на земельные участки», – уверен Чунтуков.

Так или иначе, сейчас невозможно достоверно установить, кому была на самом деле выдана земля под строительство. Тому подтверждение – заявление самой Ибадулаевой прокурору Кировского района.

На основании чего перенесли водовод и идёт застройка федеральной земли?

Куда бы жители посёлка ни обращались с этим вопросом, они не могут получить внятного ответа. Его (ответа) просто нет. А власти города почему-то решили занимать позицию наблюдателей… Интересно, до каких пор? Пока не затопит основательно все дома? 

Появилась и новая беда – старые трубы. Водопроводную трубу, которую проложили в 2009-м, прорвало две недели назад. Она без остановки фонтанирует. А аварийная служба на заявки жителей не реагирует.

«Дважды мы звонили в аварийную службу, в водоканал, столько же звонили на горячую линию администрации города. В ответ на нас начали почему-то кричать. Что за администрация такая, которая на звонки и сигналы жителей не реагирует, и для чего люди во главе сидят, мы не понимаем. Своими силами пытаемся остановить воду. А если другие трубы прорвёт, у нас дома снесёт.

Нужно выровнять дорогу, чтобы вода не стекала в одну сторону. В администрации Семендера сказали: ‘‘А что мы можем?’’ и трубку бросили, больше не поднимают», – пояснил Муса Дадаев, житель улицы им. Б. Mурадовой, 25.

Корреспондент «ЧК» тоже пытался дозвониться до главы посёлка Семендер. Безрезультатно. А вот в аварийной службе водоканала заверили, что слышат об этой проблеме впервые и в течение двух дней обязательно вызовут своих специалистов.

По всем указанным в статье проблемам мы направили официальные запросы в администрацию столицы. С результатами ответов ознакомим читателей.

P. S. Через неделю редакция «ЧК» планирует собрать круглый стол, в том числе с участием представителей администрации Махачкалы. Темой встречи мы выбрали земельный вопрос. В числе прочего мы детально изучим и два описанных выше случая.  

Номер газеты