Расхитители…

По последним данным Экспертного совета при Правительстве РФ1, Дагестан в лидерах по выявленным нарушениям в сфере госзакупок. Первым местом республика обязана Минздраву и Минсоцтруду РД. При этом в ближайшее время в Советском суде Махачкалы назначен судебный процесс по многомиллионным хищениям при проведении аукционов на поставку медицинского оборудования Республиканским фондом обязательного медицинского страхования.

Слушания откладываются уже третий раз из-за неявки главных свидетелей, ранее подозреваемых, – бывшего директора ФОМСа Исмаила Исмаилова и его зятя, экс-директора страховой компании «Макс-М» Загира Курбанова. Обвиняемым же числится бывший председатель тендерной комиссии Абдулкадыр Маммаев. Речь идёт о присвоении 203 млн рублей в 2008–2009 годах, за которые в прошлом году он уже получил условный срок – 5 лет. А на 11 июня назначено судебное заседание по фактам хищения 16 млн рублей при закупке томографа в Дербентскую городскую больницу. Отметим, в ФОМСе Абдулкадыр Маммаев занимал должность начальника отдела по поступлению финансовых средств на ОМС, а также был председателем единой тендерной комиссии. Именно его подпись под протоколами рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе и легла в основу обвинительной версии следователей.

Сам Маммаев утверждает, что в такой должности у него просто не было полномочий провернуть такую многомиллионную аферу, так как протокол носит рекомендательный характер. А комиссия, уверен он, – это коллегиальный орган и единолично не может принимать решения. Тем более без ведома руководства. И это несмотря на то, что с самого начала подозрения следствия пали на бывшего руководителя ФОМСа Исмаила Исмаилова и его зятя – руководителя СК «Макс-М» Загира Курбанова. Однако вскоре из свидетеля Маммаев превратился в обвиняемого.

Стоит отметить, что в этой мошеннической схеме было задействовано намного больше лиц. Это и главврачи городских и районных больниц, которые подписывали заявку на размещение заказа на поставку медицинского оборудования (41 наименование), и две страховые компании, «Макс-М» и «Совита», и внезапно нарисовавшиеся компании-поставщики. Причём, по словам Маммаева, это фирмы-однодневки, которые были созданы специально под этот аукцион родственниками и знакомыми Исмаилова. И ещё один так и оставшийся неизвестным участник, который под логином Минэкономики (mar@e-dag.ru) разместил на сайте госзакупок заявку.

«Самое удивительное, что через его логин не заходили и платёжные документы он не подписывал. Куда делись деньги? И кто именно заходил под логином Минэкономики? Это не интересовало и не интересует следователей, прокуроров, судей», – недоумевают родственники Маммаева.

Кто наживается на

томографах?

 

Если приглядеться, что из себя представляют эти фирмы-поставщики, то наверняка сразу станет ясным, кто на самом деле был заинтересован в организации торгов на закупку, завышении цен и присвоении разницы от реальной стоимости медицинского оборудования. «Фирмы, принимавшие участие в аукционе – ООО «ДагМедСервис-М» (на тот момент руководитель – Шакир Саруханов) и ООО «Технотек» (руководитель – Гасан Вердиев (племянник Саруханова)). Они являются друзьями директора ОАО СК «Макс-М» Загира Курбанова, который в это же время являлся членом Комиссии по распределению резервного фонда предупредительных мероприятий ФОМС «Дагестан», – пояснил обвиняемый. – Кроме того, директор ЗАО СК «Совита» – Магомед Магомедов, он же руководитель ООО «Медлайн»; А. Х. Бирцинаев – руководитель ООО «Компания Реко», друг Магомедова; Мурад Гаджиев (родной брат директора «Совита» Гаджи Гаджиева, члена Комиссии по распределению резервного фонда предупредительных мероприятий ФОМС «Дагестан») – руководитель ООО «Медтехснаб» и ООО “Континент Н”».

В каждом аукционе участвовал лишь один предполагаемый поставщик. Это означало, что он автоматически становится победителем. А оплата им производилась за счёт резервного фонда предупредительных мероприятий. 

При этом аукционы на самом деле не проводились. По словам Маммаева, без его участия документация уже была оформлена по существующим шаблонам. Ему пришлось подписать лишь сам протокол. Это подтверждают на судебных заседаниях и остальные четверо членов комиссии, которые тоже поставили подписи под протоколами. Вернее, их заставил это сделать Исмаилов, пригрозив тем, что в ином случае они будут уволены.

Главврачи на тех же слушаниях говорили, что не знакомы с председателем тендерной комиссии и вообще не были в курсе того, что будет проходить какой-то аукцион. В страховых компаниях «Макс-М» и «Совита» им сказали подписать документы, согласно которым будет выделяться медицинское оборудование. Среди этих бумаг была и доверенность на Абдулкадыра Маммаева, который якобы будет представлять интересы заказчика на аукционе, то есть больницы. Также следователи угрожали врачам и другим свидетелям задержанием, если они не подпишут изменённые показания против председателя комиссии.

Вот что рассказывает Айшат Османова, работавшая на тот момент заместителем главного врача Левашинской районной больницы: «В ЗАО «Макс-М», в экономическом отделе, Шавлат Магомедова сказала, что нам дарят рентгеновский комплекс. Хотя у меня на это не было никаких полномочий, главврач больницы по телефону попросила подписать необходимые документы. Когда я спросила, почему так много бумаг надо подписывать, мне ответили: для того чтобы получить хороший аппарат».

Несколько врачей вообще отказались от таких «подарков», когда, внимательно просмотрев пакет документов, увидели завышенные цены. В частности, заместитель главврача республиканской туберкулёзной больницы Зайнудин Мамаев пояснил, что действительно их учреждению был необходим рентген, но по представленному СК «Совита» прейскуранту это оборудование стоило 12 млн рублей. На самом же деле на тот момент рентген оценивался в 7 млн рублей.

«Меня цена смутила, потом ещё были сомнения в качестве. И ещё добрые люди намекнули, что за этими деньгами строгий правоохранительный надзор. Когда позвонил бухгалтер «Совиты», сказала, что нам перечислят деньги, а вы потом перенаправите на счёт, указанный в платёжном поручении. Я ответил, что не надо нам ничего перечислять. На этом разговор завершился», – добавил врач тубдиспансера.

О завышенных ценах говорил и Шакир Саруханов – бывший директор ООО «ДагМедСервис М», поставлявшего стоматологическое оборудование с 2007 года. (Примечательно, что в период работы в ООО «ДагМедСервис М» должность бухгалтера отсутствовала – эти функции выполнялись самим Сарухановым, а после, с 21 мая 2009 по 1 августа 2011 года, он  уже работал главным специалистом контрольно-ревизионного отдела РФОМС «Дагестан».) Приняв участие в аукционе, его не удивила завышенная цена на медицинское оборудование. Так как известно, что впоследствии стоимость может снижаться. Притом, что она была в два раза выше реальной цены: вместо 230 млн рублей в заявке указывалось 500 млн рублей.

Но кто будет снижать эту цену, если в итоге аукцион как таковой не состоялся, поскольку «ДагМедСервис М» был единственным участником? Без преувеличения можно сказать, что и все остальные аукционы по 41 наименованию прошли по той же схеме. Причём все начальные максимальные цены лотов по предстоящим торгам (конкурсам или аукционам) согласовывались с директором РФОМС «Дагестан» Исмаилом Исмаиловым.

 

Помогли чем смогли

 

Уголовное дело по хищениям в Дербентской городской больнице может перерасти в реальный срок заключения свободы для Абдулкадыра Маммаева. Настоящая цена томографа была 9 млн, а купили его за 25 млн рублей.

По словам обвиняемого, с самого начала Исмаилов просил его взять на себя вину, так как он пенсионер, ему ничего не будет, а они ему помогут чем смогут.

«Когда отец давал показания, их изменили, якобы он признал свою вину, и дали ему подписаться под этим. В это время он находился в плохом и растерянном состоянии после инсульта, без очков, даже не видел, что подписывал», – рассказывает его дочь Рената. – Все адвокаты были куплены Исмаиловым, а те, которых мы пытались нанять, говорили, что у него всё куплено, начиная от следователей, которые переделали его показания, и заканчивая судьёй. А у вас миллионов таких нет».

В страховой компании «Макс-М» с 2010 года также сменилось руководство. В прошлом году «Макс-М» возглавил Шамиль Омаров. С ним корреспонденту «ЧК» поговорить не удалось ввиду его занятости.

Однако его помощник Кавсарат Кашиева пояснила: «Слышала об этом судебном заседании. Но так как мы люди новые, то не в курсе всей ситуации. Сейчас страховая компания не имеет отношения к аукционам, так как 2 года назад резервный фонд предупредительных мероприятий прекратили формировать».

Непосредственный участник тех госзакупок – руководитель СК «Совита» Гаджи Гаджиев – через своего секретаря передал, что впервые слышит об этих фактах. Более того, у него нет времени общаться с журналистами, так как он находится на больничном.

В пресс-службе республиканского фонда медицинского страхования пояснили, что руководитель все эти дни очень занят и не сможет ответить на вопросы «ЧК». Более того, в ФОМСе не видят необходимости давать какие-либо комментарии, так как это произошло не при нынешнем руководстве. Тогда было выявлено хищений на 700 млн рублей.

Так что, возможно, совсем скоро на Маммаева взвалят и эти миллионы. Вот только как он будет выплачивать эту сумму? В то время как он живёт в общежитии с семьёй сына, притом, что именно он, по версии следствия, является обладателем этих миллионов, Исмаилов в прессе рассказывает, как на свои личные средства, честно заработанные, построил Центр медицины высоких технологий в Махачкале и оборудовал его самой новой техникой. Тогда Маммаев должен был, хотя бы как главврач Дербентской больницы, построить себе частную больницу.


1Согласно исследованию, проведённому Национальным институтом закупок, Высшей школой экономики.

 

Номер газеты