Ни земли, ни Родины

Во вторник около 50 жителей пригородного Ленинкента устроили пикет у стен Управления архитектуры Махачкалы с требованием пересмотреть земельную политику администрации столицы в их посёлке. В противном случае люди не исключают силового решения своих вопросов.

Попытку встретиться с начальником Управления архитектуры и градостроительства Махачкалы Русланом Умалатовым ленинкентцы предпринимали и накануне, но диалога не получилось. По словам людей, чиновник не захотел с ними говорить. На следующий день его кабинет «штурмовали» с удвоенной силой. В итоге согласился поговорить с двумя представителями протестующих. Результат встречи шокировал людей. «Нам сказали, что земли в Ленинкенте не осталось», – передал нам слова Умалатова один из парламентёров, Гаджигиши Бамбатов.

Тут людей прорвало. «В 2007 году у меня потребовали деньги за участок. Нахаев (Ахмед Нахаев, глава Кировского района Махачкалы – «ЧК») лично обещал решить вопрос. Но до сих пор от меня прячется», – утверждает Сайпутдин Казаматов. Джамал Сагидов не менее категоричен: «У меня уже двое детей растут, но до сих пор я живу в родительском доме. Куда сейчас мне идти, если говорят, что земли не осталось? Мой брат несколько лет стоял на очереди за участком. Он недавно умер, так и не получив свой кусок земли». А по словам бывшего сотрудника МВД (комиссован по состоянию здоровья) Саадуллы Асадова, за участком он стоит на очереди с 1998 года, но безрезультатно.

До того как войти в состав столицы, Ленинкент имел 3 395 гектаров земли (государственный акт на вечное пользование колхозных земель №305888 от 10 мая 1940 г.). Из этой площади около 3 тыс. га являлись землями сельхозназначения. Сегодня за жителями посёлка числится чуть более 200 гектаров земли, которую они арендуют. Все свои беды ленинкентцы связывают с включением посёлка в состав Махачкалы и лично политикой бывшего главы посёлка Аташа Казиева (ныне заместитель Нахаева). Действующий же поселковый глава Зайнутдин Мугудов, который также присутствовал на встрече с Умалатовым, считает, что земельный вопрос можно будет решить, если только жители сами будут договариваться с арендаторами. Однако как это сделать?

Сегодня в посёлке свыше 1 600 человек стоят в очереди за участками. Большинство из них имеют на руках официальные свидетельства на получение земли. Они оплатили госпошлину на разбивку проекта в размере от 3 до 5 тысяч рублей. Тем не менее ленинкентцы утверждают, что очерёдность на получение наделов менялась по нескольку раз в год, а земля в итоге чаще доставалась некоренным жителям. К примеру, в 2005 году мэрия столицы своим постановлением предоставила 11 га земли жителю Москвы, а жителю Ямало-Ненецкого округа – 2,5 га.

После вхождения в состав города Ленинкент, впрочем, как и остальные пригороды, прошёл через ликвидацию самоуправляемости и перешёл на назначаемость глав. Вместе с этим любые операции с землёй решала только администрация столицы, разумеется, посредством местных глав. В своё время некоторые местные жители решали вопрос с Казиевым, идя с ним на сделку. Люди, которые имели 1 или 2 (арендных) гектара за пределами посёлка, но остро нуждались в участках внутри села, могли их получить взамен на свои гектары – сколько гектаров, столько и участков по 6 соток. А гектары, заверяют люди, разбивались и продавались третьим лицам.

Уже покидая здание Управления городской архитектуры, люди заявили: «Мы больше не собираемся сюда приходить. Если в ближайшее время нам не начнут выделять положенные участки, мы сами просто разобьём землю и начнём строить дома». Помимо этого, они не исключают, что в скором будущем поставят вопрос о выходе из состава Махачкалы.

Номер газеты