[ Спасти Малика Ахмадова ]

Многие дагестанцы слышали историю про дагестанского подростка Малика Ахмадова, спасшего тонущую девочку и ставшего инвалидом. На этой неделе глава Дагестана распорядился выделить из резервного фонда Правительства РД деньги семье пострадавшего, чтобы она могла снять себе отдельную квартиру.

Трагическая история произошла 13 июля 2010 года. В тот день Малик, уроженец селения Курах Курахского района, студент-первокурсник Новгородского сельскохозяйственного института, приехавший на каникулы в родной Дагестан, пошёл со своими родными искупаться в Каспийском море.

И тут он увидел тонущую девочку. Ни минуты не раздумывая, несмотря на сломанную руку, Малик бросился её спасать, но попал в водоворот.

Парня извлекли в состоянии клинической смерти — он находился под водой более 7 минут. Около месяца Малик пролежал в коме в больнице г. Каспийска. После операции он начал самостоятельно дышать, и его транспортировали в Институт мозга человека в Санкт-Петербурге.

Здесь Малику Ахмадову поставили диагноз «постгипоксическая энцефалопатия (нарушение в работе мозга, вызванное кислородным голоданием), тетрапарез (паралич конечностей, вызванных нарушением кровообращения центральной нервной системы), судорожный синдром, дисфагия (расстройство акта глотания), дисфония (нарушение голосообразования), лобный синдром (поражение части головного мозга)».

После сложного курса лечения его состояние немного улучшилось, специалисты отмечают, что положительная динамика лечения есть, но нужны лишь средства на его продолжение. Малик до сих пор прикован к постели и полностью зависим от помощи матери.

Все это время семье Ахмадовых помогали, чем могли, друзья и родственники. Но денег на лечение все равно не хватало. В феврале этого года Эрзи Ахмадова, мать Малика, через средства массовой информации обратилась к жителям республики с просьбой о помощи оплатить лечение и реабилитацию сына.

Почему Министерство здравоохранения республики не смогло вовремя принять самостоятельное решение об оказании помощи Малику, нам не известно. Только после того, как о случившемся узнал президент Дагестана Магомедсалам Магомедов, бюрократическая машина завертелась, и Минздрав оплатил дорогостоящее лечение парня. По словам Магомедсалама Магомедова, и в дальнейшем Малик получит необходимое восстановительное лечение за счёт средств республиканского бюджета.

Но беда не приходит одна. До президента Дагестана дошла информация, что у семьи Малика, живущей в Новгороде, возникла проблема с оплатой жилья. Собственной квартиры у неё нет, отец постоянно находится на заработках из-за сложившейся с сыном ситуации, мать оказалась не в состоянии оплачивать съёмную квартиру.

По поручению главы Дагестана правительство республики издало распоряжение о выделении Министерству труда и социального развития РД из резервного фонда Правительства РД 345 тысяч рублей на оказание единовременной материальной помощи Эрзи Исаковне Ахмадовой. Этих денег хватит на арендную плату квартиры в Новгороде на ближайшие два года.

Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление. Неужели республиканским министерствам и другим структурам, чтобы принять самостоятельное решение, нужно ждать прямого указания президента Дагестана? Почему-то Минздрав и Минсоцразвития не вышли с самостоятельной инициативой на главу республики, а ждали, пока он узнает о проблеме от журналистов.

Почему спасать тонущую девочку первым бросился Малик, хотя на пляже было много людей? Хочется надеяться, что чёрствость и безразличие ещё не поселились в характере молодых дагестанцев, и у нас ещё много благородных и порядочных людей.

Как считает Магомедсалам Магомедов, равнодушие и безразличие не присущи большинству дагестанцев, которые во все времена были образцом мужества, храбрости и чести.

Но эти качества необходимо воспитывать в молодёжи и сейчас, и тогда у нас будет меньше молодых людей, одурманенных ложными идеями, желающих жить по средневековым правилам, — пояснил глава Дагестана.

Стоит отметить, что руководство республики не остаётся безучастным к проблемам своих жителей. Все помнят разрушительные пожары, которые постигли жителей с. Цибари и Хутрах. Пострадавшим оказали материальную помощь, хотя, конечно, никакие деньги не восполнят моральные страдания.

В последнее время стало модным рассуждать о бедственном положении культуры. Да, зарплата многих работников этой сферы ещё далека от идеальной, многие учреждения испытывают нехватку средств. Но, напомним, что за последние годы в Дагестане прошло несколько мероприятий международного уровня, какими не могут похвастаться многие регионы страны.

В этом году в присутствии Владимира Путина состоялась ежегодная церемония награждения премией Правительства РФ в области культуры за 2011 год. В числе 25 лауреатов правительственной премии, учреждённой в целях стимулирования творческой деятельности в сфере культуры, дагестанский авторский коллектив, выдвинувший проект «Международный культурный форум “Диалоги культур”».

Идея реализации в Дагестане этого долгосрочного проекта в том числе принадлежит и Магомедсаламу Магомедову, которому и была вручена почётная премия. При этом глава республики счёл необходимым передать денежную часть премии знаменитой школе канатоходцев, расположенной в селе Цовкра-1 Кулинского района.

Среди определённой части населения бытует мнение: почему бы властям республики не поднять всем нуждающимся зарплату, увеличить пенсии старикам, поднять пособия на детей? Значительная часть этих функций является прерогативой федеральных органов власти, а в республиканском бюджете пока ещё нет достаточного количества средств, чтобы разом решить накопившиеся за долгие годы проблемы. Кроме этого, в большинстве случаев закон не позволяет просто так взять и выделить из бюджета деньги для всех нуждающихся.

И снова упомянем об инициативе с мест. Главы городов и муниципальных образований должны активнее «идти в народ» и заниматься вопросами своих жителей. В большинстве случаев проблемы можно решать на местном уровне, не дожидаясь, пока вопрос возьмут под контроль президента или он получит громкую огласку.

Малик Ахмадов совершил подвиг и достоин всенародной поддержки. Но, признаемся, почти в каждом населённом пункте найдётся человек, нуждающийся в помощи. Люди обращаются, в первую очередь, к представителям власти, и от конкретного чиновника на местах зависит имидж всего республиканского руководства, и президента в том числе.

В республике достаточное число органов государственной власти, куда ежедневно обращаются тысячи людей. Эти институты специально созданы для помощи гражданам — органы социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения. Именно здесь жители встречаются с чиновниками, и не всегда общение бывает приятным. Эти госструктуры могут на своём уровне (и обязаны) решать практически любой вопрос, не дожидаясь указки от главы государства.

Возьмём здравоохранение. Да, в республике есть ещё больницы и поликлиники, где нет современного оборудования. Но во многих новейшая техника и лекарства имеются в достаточном количестве. Искусственные очереди, сбор от населения бесчисленных справок, видимо, делаются только для того, чтобы показать величие чиновника. Люди уже не верят местным бюрократам от медицины и обращаются за помощью в другие регионы.

Глава Дагестана неоднократно упоминал, что власть должна быть открытой для граждан, ведь от того, как работают чиновники, живущие за счёт налогов граждан, и зависит авторитет государства. Многое не требуется — если министерства и ведомства будут в полной мере добросовестно исполнять все закрепленные за ними функции, многих конфликтных ситуаций удастся избежать ещё на начальном этапе.

Если жители увидят, что власть не уходит от решения проблем, её авторитет будет расти. И тогда к решению нестандартных ситуаций подключатся как простые граждане, так и благотворительные и общественные организации. Только после этого можно говорить о том, что мы заложили камень в основы общества, которое принято называть цивилизованным.

Г. Градов

 

Номер газеты