[ «Потерянный» в пространстве ]

Минувшая пятница ознаменовалась очередным похищением – в этот раз в с. Комсомольском Кизилюртовского района. 28-летний Адам Хайрулаев был похищен из мечети после утренней молитвы неизвестными в масках и камуфляжной форме. В ответ уже через день, 5 августа, жители села перекрыли железнодорожные пути на перегоне «Ростов – Баку».

Случай для Дагестана не первый, и всё чаще народ прибегает к крайним мерам как наиболее действенному оружию против безразличия властей. Так и в этот раз. Только после перекрытия железной дороги и задержки поезда «Махачкала-Москва» к нескольким сотням пикетчиков на переговоры прибыл замминистра ВД по РД Абидин Карчигаев, который обещал прояснить ситуацию с задержанным в понедельник, в случае если митингующие разойдутся. До прибытия чиновника собравшихся пытались разогнать силовики и даже открыли стрельбу в воздух. Но эти действия не возымели должного эффекта, а лишь разозлили толпу, двинувшуюся в сторону правоохранителей с криками «Аллаху Акбар!». Полицейские немного отступили. К вечеру понедельника с жителями села встретился и министр МВД РД Абдурашид Магомедов, заверивший людей в том, что ведомство сделает всё возможное, для того чтобы найти похищенного. Он же дал ряд указаний по запрету использования сотрудниками МВД тонированных автомобилей и по разрешению вопросов с автомобилями без госномеров. Однако уже после встречи, по имеющимся в открытом доступе сообщениям жителей Комсомольского, сотрудники полиции начали обход домов участников митинга (около 600 участников) с задержаниями и составлением протоколов. Обратившись за комментарием в пресс-службу МВД, «ЧК» не получил ни подтверждения, ни опровержения этой информации. В МВД сослались на то, что заниматься этим должна другая структура, так как линейный отдел УВДт (Управление внутренних дел на транспорте) находится в подчинении Ростова, а не дагестанского министерства. Хотя задержанных вряд ли отправляли бы в Ростов, и, скорее всего, они задерживались и препровождались в местные ОВД по Кизилюрту и Кизилюртовскому району. По поводу же похищенного, запросы МВД в различные силовые структуры результатов не дали. Так или иначе, вопрос с судьбой Адама Хайрулаева по-прежнему открыт, а разрешение конфликта между жителями и правоохранителями, вызванного этой провокацией, может быть эффективным только в случае если правоохранители перейдут от обещаний к делу и найдут похищенного, а также похитителей.

Как показывает складывающаяся в республике ситуация, население уже перестало бояться гнева власть предержащих и готово отстаивать свои права и защищать себя любыми способами. Несмотря на то что власть сегодня медленно, но верно сокращает возможности этого самого протеста, люди всё чаще выходят на митинги, видя в них альтернативу иным видам сопротивления, которые бы сразу поставили их в ранг «экстремистов и террористов». О решимости народа говорит тот факт, что эволюция митингов в республике за последнее время прошла три основных этапа развития. На начальном этапе на протестные митинги выходили только женщины, потому как за мужское население откровенно боялись – их могли задержать, «потерять» и так далее. А при выстрелах в воздух толпа просто разбегалась. Затем в митингах стали участвовать и мужчины, а уже на третьем этапе, как и сегодня, такие собрания стали привилегией исключительно мужчин, больше не разбегающихся от звуков автоматных очередей, не верящих пустым обещаниям и готовых идти до самого конца.  

Номер газеты