[ От выстрела до крови ]

На минувшей неделе едва не вспыхнула тлеющая в течение последних пяти месяцев тема жителей трёх посёлков: Тарки, Кяхулай и Альбурикент, требующих возвращения своих бывших колхозных земель и расквартировавшихся на территории Чёрных камней (Таргъу-Караман, как его теперь именуют сами таркинцы). Несколько десятков сотрудников Кумторкалинского РОВД попытались силой вытеснить жителей палаточного лагеря.

Всё началось около 17:00 в пятницу. В лагерь заехало несколько УАЗов с полицейскими под руководством своего начальника В это время на территории находились не более 15-ти человек. Через полчаса сюда же начали съезжаться тысячи людей из близлежащих посёлков, а также из Бабаюртовского, Буйнакского, Хасавюртовского и других районов. Одним из первых приехал и председатель Совета старейшин Тарков Абдулкадыр Джамалутдинов. «На наш вопрос, зачем они сюда приехали, полицейские ответили, что им дали команду зачистить территорию. Мы спросили: кто? Они ответили: министр внутренних дел», – транслировал старейшина слова сотрудников. По наблюдениям других таркинцев, в окрестностях соседнего Красноармейского стояло несколько бронированных «Уралов» с сотрудниками ОМОН, вероятно, также ожидавших приказа. Страсти начали накаляться сразу же, как собралось большое количество молодёжи. Был момент, когда полицейские даже передёрнули затворы автоматов. Но им было заявлено буквально следующее: «Если здесь прозвучит хоть один выстрел, то прольётся много крови…». Полицейские сообразили: свернулись в колонну и уехали.

Один из сотрудников РОВД, принимавший участие в данном рейде, сказал нашему корреспонденту, что рядовым полицейским сообщили о каких-то нарушениях, якобы совершаемых жителями лагеря: «Лично я даже не знал, что есть команда выгнать людей».

Более вероятно тут другое. Через две недели после организации таркинцами, кяхулайцами и альбурикентцами палаточного лагеря (в середине апреля) по инициативе президента Магомедсалама Магомедова была создана комиссия для рассмотрения и решения их требований. В состав вошли 20 человек, возглавил её спикер Магомедсултан Магомедов. Однако ни одного реального (удовлетворяющего джамааты сёл) решения по сей день не принято. Кстати, по нашим данным, сами протестующие пошли на все выдвинутые властями условия: свернули палатки и сократили количество постоянно пребывающих в лагере людей до 15 человек. Взамен людям обещали решить вопрос к сентябрю. До намеченного срока осталось две недели, и теперь едва ли верится в своевременный и, самое главное, объективный исход договорённостей.

По сути тот, кто давал команду выгнать людей с территории лагеря, сам того не понимая (может, и понимая), чрезвычайно усложнил задачу тех, кто, возможно, и ищет пути решения вопроса. Но не понимать, что подобный метод чреват, мягко говоря, легкомысленно.

Во-первых, за всё время дислокации в Карамане не было допущено ни одного, даже мало-мальского правонарушения, что говорит о прочных традициях населения пригородных посёлков и, как следствие, сильных позициях старейшин, не допускающих никаких противоправных действий молодёжи.

Во-вторых, за всё это время за пределы лагеря не просочилось ни одного радикально брошенного слова, за что в последнее время так модно стало «гасить». С другой стороны, провалились попытки тех, кто тщетно продолжал искать мнимые политические силы, стоящие за протестующими. По всей видимости, попытка полицейского наезда была как последний аргумент. Однако мгновенная мобилизация готовых на всё тысяч людей обозначила контуры единственно правильного варианта – осмысленного, пусть и поэтапного решения пресловутого земельного вопроса…

Номер газеты