[ Время радикальных шагов ]

Судя по количеству отчётов правоохранительных органов, поступавших на этой неделе, информация напоминала фронтовые сводки. Трагических событий, пролитой крови и последовавших вслед высказываний было столько, что некоторые эксперты, в том числе и в органах правопорядка, заговорили о возможном начале в Дагестане междоусобной войны…

Но среди всех кроваво-трагичных событий прошедших семи дней выделяются два происшествия. Именно поэтому мы в нарушение привычного хронологического описания криминальных эксцессов начнём с них.

В субботу, около 21:00, во время ночного намаза в шиитскую мечеть в Хасавюрте ворвались двое вооружённых людей в масках. То, что произошло далее, очевидцы до сих пор описывают с трудом. «Мы только завершили молитву и собирались сесть за еду. Вдруг ворвались два человека и сразу же открыли по нам беспорядочный огонь. В мечети в это время находилось около пятидесяти человек. Кто смог, тот и успел спрятаться, но нам не повезло…» – восстановил картину происшедшего один из легко раненных прихожан мечети. Огневой налёт оставил после себя восемь покалеченных человек. Стрельба, как свидетельствуют очевидцы, велась из автомата и пистолета. Отстреляв две обоймы, нападавшие скрылись без каких-либо препятствий. Сотрудникам полиции, прибывшим через 10 минут после инцидента, оставалось только помочь доставить раненых в больницу. Состояние двоих из них врачи изначально оценивали как стабильно тяжёлое. Однако на следующий день восемнадцатилетний Эмин Джафаров скончался. 

Через два дня после трагедии правоохранительные органы назвали имена предполагаемых исполнителей расстрела. К удивлению многих информационных агентств, прозвучали имена активных членов хасавюртовской диверсионно-террористической группы – Расима Никиева и Эльбруса Бутаева. Примечательно, что ровно два месяца назад, 18 июня, после одной из проведённых спецопераций силовики объявили о нейтрализации троих боевиков, в том числе и Никиева с Бутаевым.

Однако через неделю, как теперь утверждают в МВД, Бутаев поехал домой к матери. По стечению обстоятельств в это время к женщине зашёл местный следователь Гаджимурад Омаров. Встретив его во дворе, Бутаев произвёл в него несколько автоматных очередей. Страж скончался на месте.

Помимо прочего, те, кто на самом деле обстрелял прихожан, за несколько минут до этого привезли к входу мечети самодельное взрывное устройство, которое позднее обезвредили взрывотехники УФСБ. 

Сказать, что данное преступление вызвало широкий резонанс, – сказать очень мало. Утром следующего дня появилась реакция руководства республики. Президент Магомедсалам Магомедов в очередной раз после совершения резонансных преступлений обещал взять это дело под личный контроль. А на месте событий побывали руководитель администрации главы республики Гасан Идрисов и глава Миннаца Бекмурза Бекмурзаев.

Через два дня с заявлением по поводу инцидента выступила шиитская община Хасавюрта. В общем, в осуждающем всякую религиозно-экстремистскую идеологию письме не может не обратить на себя внимание отдельный отрывок. Община просит руководителя республики и Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) обратить внимание на недопустимость опубликования в СМИ провокационных статей, вносящих раскол в ислам. В качестве примера приводится опубликованная две недели назад в газете «Ас-Cалам» статья «Шииты и вся правда о них», где, по убеждению шиитской общины, содержится открытый призыв к насилию и расколу общества.

Данное обращение, помимо прочего, весьма открыто показывает наличие как минимум недоверия между двумя течениями ислама. Разумеется, нельзя сбрасывать со счетов и другую силу – представителей салафитского сообщества. Имеет право на жизнь и другая, неофициальная версия кровопролития в мечети. Возможно, те, кто устроил эту бойню, преследовали единственную, но убойную цель – устроить грандиозную провокацию, могущую высечь пламя для куда более опасного костра.

Столь же шокирующее известие пришло на следующее утро из Буйнакского района. В половине десятого утра в лесном массиве, в 4-х км от села Аркас, были найдены тела четырёх человек с огнестрельными ранениями головы. По свидетельству местных жителей, нашедшие трупы сотрудники полиции сначала предположили, что убитые являлись боевиками, однако к вечеру были установлены личности всех четверых. Это жители Нижнего Казанища Осман Османов и Ибайдула Гаджиев, житель Аркаса Ибрагим Магомаев, а также приезжий из другого региона страны Сергей Гагарин. По свидетельству очевидца, тела были привязаны скотчем. Каждому из них произвели по одному выстрелу в голову. Слухи о том, что на трупах имелись следы пыток и издевательств, источник не подтвердил. Рядом с телами стояли и два УАЗа, принадлежавшие Османову и Магомаеву. Последний, по нашим данным, работал лесником. Имеется другая интересная деталь из жизни Магомаева. По некоторым данным, примерно полгода назад он случайно забрёл в лесу на блиндаж членов местной диверсионной группы. Боевики тогда предупредили его: не говорить об этом никому. Стала ли та случайная встреча в лесу роковой для Магомаева и его спутников, пока неясно.

А теперь к событиям, пусть и менее масштабным, но от того не менее трагическим.

 

Прерванный ужин

 

Во вторник вечером в Хивском районе застрелен глава села Ляхля Казимагомед Магомедов. Наш источник за несколько минут до трагедии находился вместе с убитым. «Мы с Казимагомедом зашли в придорожное кафе поужинать. Через пару минут его вызвал не знакомый мне человек. Он вышел. Прождав минут десять, я тоже вышел на улицу покурить. В это время я успел увидеть, как Казимагомед, громко разговаривая, сел в свой автомобиль «Шевроле-Нива» и резко отъехал. Через одну минуту началась стрельба. Я увидел, что стреляют по его машине, и пригнулся. Всё происходило в нескольких десятках метров от меня», – поделился увиденным очевидец. Казимагомед Магомедов скончался на месте. Врачи насчитали на его теле более десятка ранений.

Тем временем в Махачкале продолжаются поиски подозреваемых в другом, не менее кровавом преступлении. Примерно в 13:35 на самой охраняемой улице Махачкалы, М. Гаджиева, во дворе дома №206 расстреляли двоих сотрудников МВД РД. Покушение произошло по всем правилам мафиозных разборок. Ещё за полтора часа до убийства жильцы дома видели, как два молодых парня сидели в беседке недалеко от дома. Никаких подозрительных действий с их стороны никто не заметил. Как только из подъезда вышли двое людей в штатском, оба парня спрыгнули во двор и, взяв каждый на себя по одному, открыли по ним огонь из пистолетов. Один упал сразу же во дворе, сражённый пулей в голову, второй успел отбежать 30 метров, но пули настигли его у выхода со двора. Последними движениями киллеры произвели по одному контрольному выстрелу в головы, затем, выбежав на улицу, сели в автомобиль и скрылись. План по перехвату убийц результатов не дал. По инсайдерской информации, убитые служили в подразделении наружного наблюдения МВД, так называемом Седьмом отделе. По всей видимости, они находились при непосредственном исполнении своих служебных полномочий, что в принципе подтверждают и в силовом ведомстве. Как правило, сотрудники данного подразделения действуют чрезвычайно осторожно и осмотрительно. Судя по тому, что за ними следили за полтора часа до покушения, возможно, произошла утечка информации. Не исключена и другая, пока не афишируемая версия убийства: их сдал кто-то из своих…

В тот же день – очередной вооружённый инцидент в весьма не спокойном в последнее время Цунтинском районе. Группа боевиков обстреляла заградительный пост, в котором дежурили военнослужащие министерства обороны РФ, дислоцированные тут же. Один солдат срочной службы получил смертельные ранения. Двумя днями ранее военная автоколонна Минобороны страны попала под обстрел во время проезда через Хасавюрт. Известно, что военнослужащие следовали к месту проведения командно-стратегических учений (СКШУ) «Кавказ-2012» на территории республики. Одна из пуль пробила бронированный полицейский УАЗ. Сидевший в нём сотрудник получил лёгкое ранение. Утром того же дня в пригородном посёлке Богатырёвка неизвестный застрелил майора полиции Габила Габилова. Офицер скончался по пути в больницу. А накануне в высокогорном Ботлихском районе упала в пропасть глубиной 100 метров боевая машина десанта (БРДМ-2). При ударе о землю сдетонировали боеприпасы, в результате чего погибли двое военнослужащих, ещё двое с ранениями помещены в больницу.

А 16 августа в том же Хасавюрте силовики предприняли попытку задержать подозреваемых в убийстве главы Хасавюртовского района Алимсолтана Алхаматова в сентябре 2009 года. Один из них, Гелани Саипов, был задержан без применения оружия, а второй, Заурбек Магомедов, попытался скрыться, однако силовики применили огнестрельное оружие и, по последним данным, Магомедов скончался от ран. Саипова уже вывезли в Москву, где он, скорее всего, предстанет перед судом. В федеральный и международный розыск объявлен и Хабиб Умаханов (сын депутата НС РД Ахмедпаши Умаханова«ЧК»). Следствие считает его одним из исполнителей убийства Алхаматова.

 

Комментарий «ЧК»

Не понимать, что общая обстановка в республике ухудшается с каждым часом, может разве что человек, далёкий от каких бы то ни было процессов в принципе. О чём в этой ситуации думает глава республики, какие мысли сверлят его сознание? Безусловно, очередной всплеск активности как подполья, так и уголовного криминалитета может отсрочить все президентские позитивные устремления. Но это только начало возможной беды. Она может нагрянуть (при сложном, опасном сценарии) из центра. На наш взгляд, наибольшее раздражение в Москве могли вызвать участившиеся потери, в первую очередь, в живой силе. Любое посягательство на жизнь военнослужащих в Дагестане, впрочем как и в других регионах СКФО, вызывает крайнее раздражение в Кремле. Учитывая сложившуюся ситуацию, центр может пойти на отчаянно-радикальный шаг – ввести в Дагестане как минимум комендантский час. Человеку, заражённому идеей превращения республики в курортный рай, такое решение станет крайне опасным. Впрочем, не совладай сам в ближайшее время со своим хозяйством, подобная опасность станет уже кричаще очевидной.  

Номер газеты