Наверное, ещё много времени пройдёт, прежде чем наше общество, власть, а также стремящиеся в неё персоны, осознают, что возглавлять муниципалитет – это дело не политическое, а хозяйственное. Дело главы МО заключается в том, чтобы на улицах города или района было чисто, дороги были ровные, в домах из крана шла чистая вода и был свет. Всё остальное: выборы, борьба с терроризмом, имитация привлечения инвестора в родимый край – от лукавого…
Дагестанские главы МО – это отдельное, любопытное явление в дагестанской политике. Непонятно, как они становятся во главе МО, непонятно, как управляют муниципальными денежными потоками (как правило, 75% – это дотации республиканского бюджета), непонятно, как решают, да и решают ли вопросы своего города или района.
Печально бывает глядеть на какого-либо главу города или района, вслух, для СМИ, размышляющего на глобальные темы и называющего себя «государственным человеком» и патриотом Дагестана. Печально, потому что знаешь, что, не смотря на его «государственнические» мозги и громкие лозунги, он сам палец об палец не ударил, чтобы навести порядок дома: на улицах грязь и беспорядок, в структурных подразделениях – бюрократизм и коррупция. Зато он сам в шоколаде и постоянно пропадает то в Махачкале, то в Москве, то за пределами России.
Почему так происходит? Потому что принцип – ты мне, я тебе – ещё никто не отменял. Поэтому от глав МО мало спросу, как со стороны правоохранителей, так и со стороны властей. Каждый глава МО на своём уровне – это довольно весомая политическая сила, творящая на своей территории всё, что ей заблагорассудится. В разумных пределах. В обмен на лояльность и нужное количество голосов, отданных по команде из Махачкалы, за ту или иную партию или кандидата. Естественно, что общественные интересы (те же дороги, коммунальная инфраструктура, детские садики, больницы, условия для развития бизнеса) при такой системе отношений переходят в разряд второстепенных.
Глава МО, сделавший «па-брацки» услугу одним политическим элитам, знает, что может претендовать на дополнительные вливания в свой вечно дотационный муниципальный бюджет. Знает, что в случае чего, за него заступятся «там, наверху». Правда, тот же глава не осознаёт, что за последние 15 лет выросли новые политические силы, способные решать вопросы на других, более влиятельных, чем дагестанский, уровнях. И от их влияния главам МО, ближе к президентским выборам, будет трудно отмахнуться. Надо будет выбирать: «За кого я, за этих или за тех? Или, может, просто опереться на свой народ и сделать хорошо ему? Так хоть кресло своё сохраню…»