[ Право на жизнь ]

Едва ли не самый болезненный вопрос в республиках современного Северного Кавказа – похищения и бесследные исчезновения людей – стал поводом для создания нового общественного института. В минувшую субботу в Назрани (Республика Ингушетия) состоялся первый Кавказский форум правозащитников с участием главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, руководителя Московской Хельсинской группы Людмилы Алексеевой и правозащитников из субъектов СКФО.

Нельзя сказать, что первый блин вышел комом. Хотя состав участников изначально предполагался гораздо более расширенный. На приглашение по разным причинам не откликнулись представители официальных властей, в частности, уполномоченные по правам человека в Северо-Кавказских республиках. Кроме, конечно, самой Ингушетии. В случае с дагестанским омбудсменом известно, что Уммупазиль Омарова сослалась на недостаточную подготовленность к данному мероприятию.

Юнус-Бек Евкуров, конечно, многих удивил. Приятно удивил. Прежде всего своими громкими заявлениями. Ни один из руководителей субъектов Северного Кавказа ещё не признавал факты причастности силовых структур к похищениям людей. Евкуров признался. Ни один из глав регионов не распорядился взять на баланс (фактически государственный) мечети, где молятся в народе именуемые «ваххабитами». Евкуров распорядился... Впрочем, обо всём по порядку.

Инициаторами проведения форума выступили глава Союза неправительственных организаций Чечни Таисия Исаева и руководитель информационно-аналитического агентства «Объектив» Хеда Саратова. Доля участия в организации была и у руководителя организации «Матери Дагестана за права человека» Светланы Исаевой. В качестве площадки для проведения первого форума Ингушетию предложила Людмила Алексеева, и, как призналась почтенная женщина, она высоко ценит уровень открытости Евкурова для общественности и правозащитников. Президент же с улыбкой, но вполне серьёзно сказал, что по Кавказу идут слухи, будто бы он «подкупил» Алексееву. На это Людмила Михайловна ответила: «Нас не подкупишь!»

Глава республики открыл встречу словами: «Проблемами Северного Кавказа сегодня занимаются все, кроме самих кавказцев. Я полностью поддерживаю идею проведения форума. Считаю, что работа правозащитников необходима, нравится она власти или нет. К ним обращаются люди, они видят проблемы людей». 

Криминогенную обстановку в своей республике Евкуров охарактеризовал, как более спокойную, чем в предыдущем году. Помимо этого, президент сказал, что его распоряжением к девяти независимым мечетям на территории Ингушетии, не подчинявшимся раньше Духовному управлению и считавшимся «ваххабитскими», в корне изменился подход власти. Их имамам даже начали выплачивать официальную заработную плату. «У верующих могут быть совершенно разные подходы к тому, как молиться и как совершать религиозные обряды. Но это не повод обвинять мусульман, несогласных с официальной позицией муфтията, в «ваххабизме» или экстремизме, пока они не нарушают закон», – заявил глава республики. И началось главное действо. Наличие проблемы без вести пропавших Евкуров признал полностью. И если его коллеги по Северо-Кавказскому цеху проявляют большую осторожность в подобных вопросах, то ингушский глава был предельно откровенным. Видимо, сказалось военное прошлое Евкурова. По его данным, в 2011 году в Ингушетии было совершено 8 похищений. «Среди них в пяти случаях мы нашли следы спецслужб и других силовых структур. Когда рано утром приезжают на БТРах, «Уралах» и другой военной технике и забирают людей, было бы глупо утверждать, что это дело рук не силовиков, а Докку Умарова, например». Хорошим показателем своей работы ингушский президент назвал и дагестанский опыт, который переняли ингуши, в частности, создание Комиссии по адаптации бывших боевиков к мирной жизни.

Несмотря на дружескую атмосферу, гости не жалели крепких слов, причём была жестка и Алексеева. «Ваша работа связана с большим риском, поскольку здесь нарушается самое главное право – право на жизнь», – резко бросила она, глядя в глаза президенту.

Местный правозащитник Магомед Хазбиев в критике пошёл дальше всех. «У нас в Ингушетии, как говорит власть, всё хорошо. Всё хорошо, только люди пропадают, всё хорошо, только стреляют. Хотя стрелять стали меньше. Но это не заслуга власти, а общественных лидеров, которые днём и ночью ходили и убеждали молодёжь не брать в руки оружие. В республике можно говорить о «государственном терроризме». Его породили люди в погонах и во власти. Это порочный круг, который создаёт власть. Каждый тут знает, кто занимается похищениями молодых людей, кто убивает без суда и следствия. Знает об этом и власть», – упрекнул Хазбиев.

После того как Евкуров покинул мероприятие, обстановка слегка разрядилась. Но до него уже в рабочем кабинете дошла информация об очередном похищении. Накануне в Минводах по пути в Беларусь был похищен ингуш Рустам Аушев. Однако завершил форум хороший танец Магомеда Аушева и Людмилы Алексеевой).

 

Комментарий «ЧК»

Участие Евкурова на форуме не только придало ему престиж, но и выявило один нюанс. Те, кто не приехал в Назрань (речь об официальных делегациях), просто побоялись. Побоялись обсуждения столь непопулярной в правительственных кругах темы (похищений) со столь же неавторитетными для властей независимыми правозащитными организациями. Однако ингушский лидер и, самое главное, его довольно примиренческая позиция оставляют шансы на расширение формата «Кавказского форума». Второй через 3 месяца состоится в Махачкале. За это участники встречи проголосовали единогласно.  

Номер газеты